Демократия в соцсетях: что украинские пользователи пишут о партиях перед выборами

Украинский Фейсбук является полем конфронтации сторонников Зеленского и Порошенко
Украинский Фейсбук является полем конфронтации сторонников Зеленского и ПорошенкоEPA-EFE/JOHN G. MABANGLO

Украинские пользователи Фейсбука — наиболее политизированные и поделенные, инстаграмеры живут в мире Зе, а украинцы в запрещенном Вконтакте — в пророссийском мире. Такие выводы 17 июля представила ОО «Интерньюз-Украина», проведя исследования из научно-исследовательской компанией «Сингулярекс». Эксперты проанализировали около 13 тыс. политических постов в ВК, 44,5 тысячи — в Фейсбуке и почти 10 тыс. уникальных постов в Инстаграм о 5 самых рейтинговых партиях в период с 1 мая по 17 июня 2019 года.

Вконтакте: пророссийское большинство

С 2017 года, с тех пор действует запрет на русскую соцсеть ВКонтакте, значительная часть ее украинских пользователей эмигрировала в Фейсбук и Инстаграм. Сегодня в этих соцсетях 13 и 11 млн украинцев. Тем не менее, в ВК до сих пор остается около 7 млн активных пользователей с локацией в Украине.

Среди украинцев в ВК до сих пор царит именно пророссийское большинство, которая дирижирует всей соцсетью. Об этом свидетельствуют и самые популярные посты, и топовые группы по количеству репостов об украинских партиях. Список последних, неизменно со времени президентских выборов, возглавляют те, продвигающие идеологию самопровозглашенные республики «ЛДНР». Проукраинские группы существенно проигрывают им как по количеству подписчиков, так и по количеству репостов.

Аналогичную тенденцию аналитики проследили и среди лидеров мнений ВК. Авторитетные корреспонденты — тоже антиукраинские. Кроме пророссийского политолога Владимира Корнилова, в украинском сегменте ВК активно распространяли сообщения бывшего регионала Олега Царева.

Среди пользователей, которые больше всего пишут о выборах, есть и украинские патриоты. Впрочем они также уступают в своем количестве апологетам «ЛДНР».

Фейсбук: Зе против По

Если в ВК можно наблюдать условное разделение украинских пользователей на два идеологических лагеря — проукраинский и пророссийский, — то в Фейсбуке такое разделение имеет более политический характер. Украинский Фейсбук является полем конфронтации сторонников Зеленского и Порошенко еще с начала президентской гонки.

Такую поляризацию можно объяснить «заполитизированностью» украинцев в Фейсбуке. По данным «Сингулярекса», в Украине каждый пятый Фейсбук пользователь дописывал что-то о выборах.

В то же время условное соперничество между сторонниками Порошенко и новоизбранного президента Украины в виртуальном мире вводит в заблуждение. Кажется, что популярность месседжей о Владимире Зеленском как народном президенте не проигрывает тем, которые воспевают президентство Петра Порошенко. Подобный баланс критики в отношении обоих держит пользователей в иллюзии, ведь на самом деле рейтинги партий стабильно демонстрируют значительное преимущество «Слуги народа» над «Европейской солидарностью».

Единственный нейтральный месседж, что хоть как-то объединил украинцев в Фейсбук накануне парламентских выборов, — это стремление видеть «новые лица».

Инстаграм: Зе-мания

В плане политических предпочтений украинский инстаграм — наиболее однородный. Именно Инстаграм больше поддерживает «Слугу народа». Про эту партию там сделали 82% всех уникальных постов.

К сравнению, «Европейскую солидарность», на втором месте, вспоминают лишь в 17% постах по выборам. Партию Зеленского также больше лайкают и комментируют. Неудивительно, ведь 10 из 20 наиболее активных профилей, которые пишут о выборах, являются политическими страницами в поддержку Зеленского.

В основном, это страницы региональных Зе!Команд. Среди них показательными являются и страницы с политическими мемами: шутками о Порошенко и его избирательной кампании или ключевыми фразами Зеленского.

Доминирование Зеленского объясняют и топовые 30 хештегов: почти все из них принадлежат его команде. Примечательно, что одни из наиболее употребляемых указывают «Квартал-95». Теги со ссылками на студию «Квартал» или ее представителей часто присутствуют в постах от команды Зе. Популярность #квартал95 или #квартал может означать то, что партия «Слуга народа» рассчитывает на аудиторию известного комедийного шоу как на потенциальный электорат. Желание команды Зеленского завоевать политическую приверженность фанатов развлекательного проекта особенно отчетливо в Фейсбуке, гораздо меньше — в ВК.

Пользователи Инстаграма отмечали в постах профили лидеров Святослава Вакарчука, Игоря Смешко и Владимира Гройсмана. Однако по количеству упоминаний в первый месяц предвыборной кампании все партии и лидеров затмило инстаграм-присутствие супруги Зеленского.

Ни одна партия не в фаворите

Несмотря на то, что позитив в отношении украинских партий и их лидеров присутствует и в ВК, и в Фейсбуке, в обоих доминирует негативная риторика. Среди авторов Фейсбука позитив преобладает негативные месседжи разве что в отношении «Батькивщины». Зато партии «Европейская солидарность» и «Оппозиционная платформа — За жизнь» — единственные, по которым негативных постов больше не только за положительные, но и за нейтральные.

Примечательно, что для украинских пользователей Фейсбука именно Виктор Медведчук, номер 3 в списке партии, является лицом ОП. Его упоминают в постах о партии гораздо чаще, чем ее лидера Юрия Бойко или узнаваемого члена ОП Вадима Рабиновича. Три из топовых хештегов об «Оппозиционной платформе» касаются именно Медведчука, что также присуще ВК. Как и в российской соцсети, в Фейсбуке посты о нем носят преимущественно негативную или нейтральную коннотацию. Это могло отразиться и на условном рейтинге партии в соцсетях. Всего из 200 постов об ОП в Фейсбуке — 150 отрицательных.

В ВК же украинцы немилосердные к одной из украинских партий. Там негатив преобладает позитив в отношении всех пяти политических сил, включая «Оппозиционную платформу — За жизнь». Интересно, что последнюю критикует как проукраинская, так и пророссийская часть пользователей, зарегистрированных в Украине. Первая — за ее стремление к сближению Украины с Россией и роль Виктора Медведчука. Вторая — за состав, раскол «Оппозиционной платформы» и «Оппозиционного блока», а также — «непопулярные» решения. Из 200 постов об этой партии только 2 — положительные. В конце концов, общая риторика ВК напоминает, что любая идеология, поддерживает суверенитет Украины и ее демократическое развитие, заслуживает высмеивание и презрение.

Новый президент — новая жертва ВК

После инаугурации президента Владимира Зеленского пророссийские авторы ВК начали живо критиковать его и «Слугу народа». 50 самых популярных постов о парламентских выборах в Украине выражали или предсказания относительно потенциального провала Зеленского, или ожидания, что он остановит войну. Первую тенденцию можно проследить и через 30 топовых хештегов о Зеленском.

Например, хэштег #монтян вел к известной влогерки, которая часто выступала на пропагандистских телешоу Кремля. Она считает, что украинский государственный «оркестр как-то еще играл» до 2014 года, потом все посыпалось, а сейчас украинская политика — это «шоу» во главе с «марионеткой» Коломойского. Такие мнения преобладаю в ВК.

Самые популярные сообщения о Зеленском в российской соцсети показывают, что большие надежды медленно рассеиваются. Хотя некоторые из пользователей все еще просят поддержать «выбор Донбасса», топовые посты также указывают на неудачу Зеленского в решении конфликта, обвиняют его во лжи, коррупции или просто смеются с Зеленского как президента.

Тем не менее, по количеству групп с положительными посланиями, а также самых популярных постов о партии, «Слуга народа» пока в лучшей ситуации в ВК. В отличие от других партий, о которых не нашлось групп с положительной риторикой, о партии Зеленского положительно отзывались по крайней мере 7 пользователей.

Порошенко — причина всех бед или герой

Вопреки росту претензий к Зеленскому, из 5 партий и лидеров больше злости в ВК посыпалось на Порошенко. Там он получил аж 109 негативных месседжей из 200. Обычно его осуждают за действия на посту президента, антироссийскую политику и внутренние решения, которые якобы привели Украину к катастрофе. В пророссийской виртуальной среде независимость украинской церкви и «нежелание» Порошенко решить конфликт на Донбассе были одними из главных обвинений (под топовыми хэштегами, группами и сообщениями).

Впрочем по количеству положительных месседжей в ВК Порошенко все-таки сравнялся с Зеленским (16 из 200). Более того, некоторые из активных профилей, которые больше всего постили о парламентских выборах в Украине, оказались заядлыми сторонниками Порошенко. Авторы дифирамбов и благодарностей за его преданность Украине часто выступали как жесткие критики Зеленского и его команды.

«Голос» и «Батькивщина» позади

С начала мая до середины июня в фокусе внимания соцсетей преимущественно была тройка лидеров. В ВК о «Батькивщине» и «Голосе» почти не вспоминали. О них больше писали в нейтральном тоне (128 и 103 поста). Такая же тенденция наблюдается и в ВК, где большинство постов о политических силах Тимошенко и Вакарчука (из 200) — нейтральные.

Несмотря на то, что сегодня «Голос» активно борется за молодую аудиторию Инстаграма со «Слугой народа», в первый месяц предвыборной кампании партии Вакарчука вспоминали лишь в 5% постов на избирательную тематику. Незначительное внимание к его партии в первый месяц предвыборной гонки заметно и в ВК. Там отсутствуют упоминания об этой партии, как среди топовых постов, так и среди 30 хештегов о выборах. И все же, «Голос» интересовал больше украинских пользователей ВК, чем «Батькивщина». Самый популярный пост о Вакарчуке получил 192 лайка, по сравнению с четырьмя до этого, что вспоминает Тимошенко.

Это может быть связано с тем, что в период исследования партия «Голос» только начала мобилизоваться. Святослав Вакарчук представил партию только 16 мая — позже, чем вступили в игру все конкуренты.

В контексте выборов в ВК и Фейсбуке пользователи находятся на своих «информационных островках». Если там эти «островки» отдаленные идеологически, то в Инстаграме аудиторию завоевывает самый опытный в цифровом маркетинге. В то же время Фейсбук остается наиболее сбалансированной платформой по видимости украинских политических партий и их лидеров.

/Этот материал подготовлен благодаря аналитике экспертов «Интерньюз-Украина» и UkraineWorld, а также поддержке ОО «Internews».

автор: Ирина Матвиишин