День Независимости для ветеранов Иловайска. 2 года после боя
День Независимости для ветеранов Иловайска. 2 года после боя
«Я должен был погибнуть в тот же день вместе с ними, когда мы заходили в тыл врага в Иловайске. 19 августа 2014 был ранен в голову, был в центре города. Я скрывался с собратом, раненным в ногу. Выживали как могли. Спрятались у комендатуры в центре Иловайска. Самое интересное, что мы праздновали День Независимости. Мы поздравили друг друга и местную жительницу. Она нас прятала у себя дома. Мы очень надеялись, что вот-вот наш батальон зайдет на «зачистку» в центр и нас освободят. Этого не произошло. Мы пробыли в окружении еще три недели. Из Иловайска мы вышли уже в сентябре», — Тарас Костанчук (позывной «Бишут») командира штурмовой группы «Донбасс» показывает на изображение погибших в бою на доске памяти «Иловайск: погибшие и пропавшие без вести».
В августе 2014 украинские войска попали в окружение под Донецком, в Иловайске — городе, который они за две с половиной недели боев так и не смогли взять под свой контроль.
На следующий день с боевиками вроде бы удалось договориться о «зеленом коридоре» для вывода бойцов и техники. Обе колонны при выходе из города были расстреляны боевиками и российскими регулярными частями.
Два года назад в Киеве проходил военный парад ко Дню независимости. Первый после победы Революции достоинства и начала российско-украинской войны. Через два года ветераны Иловайска встретились на Михайловской площади в Киеве. Этот день для них большой праздник, который на всю жизнь будет иметь двойное значение.
Доброволец батальона «Донбасс» Игорь Гевко 24 августа 2014 провел Иловайске в непрерывном бою. Вспоминает расстрелы в так называемом «зеленом коридоре».
«Это был осадный бой, сразу после расстрелов в зеленом коридоре. Бои вести было невозможно. Выжившие были вынуждены сдаться в плен. Я и трое моих собратьев решили ни в коем случае не сдаваться. Мы были готовы к тому, что это может быть наш последний бой. Нам повезло, мы вышли из окружения. Я выходил более двадцати дней».
Алексей Морозов родом из Донецка. Там прожил всю жизнь. До войны красил автомобили. Весной 2014 отправился в добровольцы.
«24 августа 2014 я был в селе Многополье. Наше подразделение состояло из 12 человек. Мы усиливали полк «Днепр», когда начался прорыв в ночь с 23 на 24 августа. «Российские братья» очень сильно поздравили село Многополье с Днем Независимости в 2014 году. Это был апокалипсис. Было очень много убитых и раненых. Мы сидели в «секрете», чтобы противник не зашел в село Многополье. Это все происходило на наших глазах. 24 августа не было праздником, это был траур. Я не хочу себя называть ветераном, но я уволился из армии. Сейчас периодически лечусь, потому что у меня контузия после «зеленого коридора». Она дает о себе знать».
По официальным данным в «Иловайском котле» погибли 366 военных, 249 были ранены, 128 попали в плен, 158 считаются пропавшими без вести — такую цифру официально назвали Громадському в Министерстве обороны.
«Официальное число погибших то увеличивалось, то уменьшалось. Остановились на цифре 366 погибших и 185 пропавших без вести. Это только те бойцы, которые на момент Иловайской трагедии были в личном составе различных подразделений. Еще были сотни добровольцев в составе подразделений, но они не были никоим образом оформлены», — говорит Тарас Костанчук.
«Героям слава!» — обращаются они к двум мужчинам, которые приносят цветы к доске памяти.
«С праздником, ребята» — отвечают те, отдавая честь.
«Должен быть лучше некий «Марш Единства» по всей Украине, куда бы приходили все, кто хочет, а не празднование. Однако, если это какая-то политическая игра, и надо провести парад для Путина, то пусть проводят. Возможно, они там баллистическую ракету протянут и будут иметь от этого какую-то выгоду. Если это даст хоть какой-то положительный эффект в Минске, то пусть будет.Но, в принципе, во время войны не до парадов. Мы же не отправим все эти колонны на передовую. Очень смешанные чувства», — продолжает Тарас.
Алексей Морозов добавляет: «Стоит пригласить ветеранов. Также маршем должны идти родственники и дети погибших бойцов. Пусть люди посмотрят и отдадут дань, пусть хотя бы скажут: «Спасибо!» тем, кто потерял на этой войне своих родных».
«А чего вы пожелаете на следующий День независимости?», — спрашиваю всех.
«Единения и согласия», — коротко говорит Алексей Морозов.
«Хотим в следующем году маршировать на День Независимости в Донецке».
«Да, хочу вернуться домой».
/Наталья Гуменюк, Александр Назаров
- Поделиться: