Для чего нужна система Prozorro?
Александр Стародубцев, руководитель департамента госзакупок Mинистерства экономразвития и торговли.
Способствует ли введение новой электронной системы госзакупок искоренению коррупции?
Комментирует Александр Стародубцев, руководитель департамента госзакупок Mинистерства экономразвития и торговли: «ProZorro — это электронная система, через которую проводятся все тендеры, которые есть в Украине, согласно закону про публичные закупки. Вообще, государство — громадный покупатель, это все деньги плательщиков налогов, и поэтому за этими деньгами грех не следить. Ко всей процедуре нужно относиться очень тщательно, все эти данные хранить в одном месте, сам процесс должен быть понятный, прозрачный, простой для бизнеса, и самое главное — вызывать доверие.
Потому что до недавнего времени государственные закупки у нас были синонимом коррупции. Потому что все знали, что через госзакупки "спиливались" колоссальные деньги, и эти деньги не просто воровались. На самом деле, госзакупки в Украине были источником всех нехороших вещей — непрозрачного финансирования партий, либо нехорошие вещи в судебной системе или правоохранительных органах. То есть, для того, чтобы эти черные деньги где-то брать, их надо сначала где-то украсть.
Мы знаем массу примеров тендеров, когда закупалось что-то в 3-4 раза дороже, чем это можно было купить в любом супермаркете, и рано или поздно в этой сфере нужно было навести порядок. И когда мы, молодая команда волонтеров, взялись разбираться со всем этим, ничего не зная ни о закупках, ни о тендерах, ни имея опыта госслужбы, — мы быстро пришли к выводу, что если мы построим электронную систему, которая позволила бы со стороны показать все, что есть в закупках, либо все всё видят на этапе, когда тендер раскрылся, либо ничего не видят на этапе сбора предложений. Полная открытость во всем — вот один принципиальный момент, а второй момент — простота доступа для украинского бизнеса.
Потому что раньше в госзакупках присутствовал очень специфический бизнес, который научился собирать безумное количество справок, подавать все эти безумные требования, чтобы поучаствовать. Не говоря о том, что если это были откровенно коррупционые тендера, где заказчик с продавцом сговаривались.
Мы начали сначала тренироваться на допороговых торгах, сначала предлагая принимать участие всем, кто хочет, потом тех, кто не хочет, тоже начали туда подвигать.
Самое большое коррупционное нарушение — когда заказчик выписывает условия, максимально подходящие одному конкретному поставщику. Тут два варианта — либо это коррупция, и они завысят и разделят, либо просто чиновнику удобно там закупать, потому что он уже к этому привык. В Европе считают, что во втором случае ничего плохого нет — работать с заказчиком, которого ты знаешь, и доверяешь ему, в бизнесе все так работают. Но дело в том, что мы работаем с деньгами налогоплательщиков, и это не тот случай, когда "давайте купим дороже, потому что чиновнику так удобнее" — у нас не огромный бюджет, и излишков в нем нет.
Мы со своей стороны делаем все, чтобы заказчикам было удобно проводить все через ProZorro.
Также система ProZorro существует для того, чтобы высветить все случаи коррупции, опубликовать их, и разгонять их в СМИ. В системе есть информация, с которой надо дальше работать».
С 1 августа в Украине завершается полный переход на электронные публичные закупки через систему ProZorro. С апреля все свои сверхпороговые тендеры (от 200 тыс. для товаров и услуг и от 1,5 млн грн — для работ) перевели центральные органы власти, крупные государственные предприятия и естественные монополисты. А теперь использовать ProZorro обязаны также местные органы власти, коммунальные предприятия и другие организации, использующие средства налогоплательщиков. Полный переход на электронную систему означает, что отныне все тендеры, которые превышают пороговые значения, должны проводиться через ProZorro. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.
«Полный переход на электронную систему означает, что отныне все тендеры, которые превышают пороговые значения, должны проводиться через ProZorro. Государственный заказчик (орган власти, государственное или коммунальное предприятие) должен загружать в ProZorro тендерные заявки, объявляя таким образом закупку. Далее он отвечает на вопросы поставщиков и проводит в электронной системе аукцион или иную процедуру, предусмотренную Законом «О публичных закупках». После определения победителя, заказчик обязан также загрузить в систему текст договора с поставщиком».
Украинская система Prozorro получила международную премию в сфере закупок World Procurement Awards (WPA) в номинации Public Sector.
Системой госзакупок так же заинтересовались в других странах. Например Казахстан и Молдова планируют внедрить эту технологию.
«Громадское на русском» 2 августа 2016 года
Ведущий: Павел Казарин
- Поделиться: