Дочь президента Таджикистана может отнять любой бизнес — журналистка-расследователь
Интервью с региональным редактором международного Центра исследования коррупции и организованной преступности, боснийской журналисткой—расследователем Мирандой Патручич.
Текст: Наталья Гуменюк
Власти Азербайджана успешно подкупают чиновников на Западе, заявляют о верности европейским ценностям —и одновременно закрывают или блокируют свободные медиа, преследуют журналистов, осуществляют многомиллиардные коррупционные схемы.
Об этих явлениях в интервью Громадскому рассказала региональная редактор международного Центра исследования коррупции и организованной преступности, боснийская журналистка-расследователь Миранда Патручич.
Кроме Азербайджана, она также отслеживает злоупотребления властью и коррупцию в других центральноазиатских странах: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане.
Миранда Патручич
Миранда, известно, что в Азербайджане установился авторитарный режим, он коррумпированный. Там нет демократического процесса, который бы мог ограничить коррупцию. Мы слышим о преследовании азербайджанских журналистов. Над какими темами Вы сейчас работаете?
Все журналисты, которые публиковали материалы, противоречащие официальной линии, вынуждены были покинуть Азербайджан. Это продолжается последние 5-10 лет. То, что сейчас мы видим в Азербайджане — настоящее наступление на свободу слова, — не ново. Этот процесс давно идет в разных странах Центральной Азии.
В этих странах все привыкли к безнаказанности. Полиция и суды не стали там независимыми. Вам могут подбросить наркотики. Журналиста могут осудить, например, за спор с полицейским. За это могут дать несколько месяцов лишения свободы. Могут обвинить в коррупции или незаконном трудоустройстве. За такое сажают в тюрьму на годы.
Азербайджанский журналист-расследователь Афган Мухтарлы (в центре) в начале мая был похищен в Грузии. Сейчас он находится на территории Азербайджана, где его обвиняют в незаконном пересечении госграницы и перевозке контрабанды. Фото: Кавказский узел
Местные власти также лишает граждан доступа к информации. Медиа там могут просто закрыть. Например, сайт азербайджанской службы «Радио Свобода» в Азербайджане заблокирован, то есть они не могут достичь аудитории внутри страны. Власть очень тщательно работает над тем, чтобы заглушить любой независимый голос, любую критику ее деятельности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Афган – первый журналист, исследовавший бизнес семьи президента Азербайджана в Грузии» – жена похищенного журналиста
На международному уровне собрано и опубликовано очень много доказательств злоупотреблений президента Азербайджана Ильхама Алиева. Речь идет о крайне больших суммах денег, ведь это богатая нефтью страна. В схемы Алиева привлечены западные компании. Международное правосудие может как-то реагировать на эту коррупцию?
Азербайджану очень хорошо удается определенным образом подкупить США и ЕС. В день инаугурации Трампа азербайджанское посольство в Вашингтоне устроило и оплатило шикарную вечеринку в его отеле.
Другой пример: депутаты Европейского парламента от Италии Пино Арлакки и Фйорелло Провера получали деньги от правительства Азербайджана (они ездили «наблюдать» за президентскими выборами в этой стране в 2013-м; по итогам поездки выдали отчет, который не содержал критики избирательного процесса в Азербайджане, которую озвучивала миссия ОБСЕ — Ред.).
Власть этой страны постоянно заявляет, что она хочет быть близкой к Евросоюзу, лелеет в себе европейские ценности. Это с одной стороны. С другой — они преследуют журналистов, лишают страну свободы.
Это действительно богатая нефтью страна. Благодаря этому европейские и американские компании особенно заинтересованы в сотрудничестве с азербайджанцами. В этой области крутятся огромные средства. Европейцы видят, что в этой стране у власти удивительно богатая семья, которая покупает недвижимость в Лондоне, открывает там галереи, благотворительные фонды, строит памятники по всей Европе. Люди там ничего не знают о коррупции и жизни обычных людей.
«Азербайджану очень хорошо удается определенным образом подкупить США и ЕС» (на фото: президент Азербайджана Ильхам Алиев (слева) и председатель Европарламента Дональд Туск, Брюссель, 2017 год. Фото: EPA / Оливер Хостел
Перед европейскими играми в 2015 году в Баку вдоль пути из аэропорта построили фейковые фасады — очень красивые, современные. Но если бы вы заглянули за эти пластиковые стены, то увидели бы трущобы, где живут простые люди.
Но западные политики делают какие-то попытки этому помочь, по крайней мере разобраться в ситуации?
Мы рассказывали о Хадидже Исмаиловой, которую посадили на семь лет. Ее выпустили на свободу из-за огромного международного давления. Ее история открыла глаза многим в Европе на Азербайджан. Европейцы видят красивые картинки деловых небоскребов, но не видят жизни обычных людей. Мы, журналисты, должны рассказывать именно о них.
Еще мы обнародовали расследования о золотом руднике, которым владела семья Алиева. После этого они его продали. Они фактически были вынуждены отказаться от этого бизнеса. То есть были определенные результаты. И чем больше будет таких историй, тем больше результатов будет достигнуто.
Поговорим о других странах Центральной Азии. Они также пытаются найти общий язык с Западом. Они менее известны, к ним не приковано международное внимание. Речь идет о Туркменистане, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане. Последняя страна — это полудемократия. В Таджикистане ситуация ухудшается, судя по тому, что слышим от их президента Эмомали Рахмона и его сына. В прошлом году в Узбекистане скончался президент Ислам Каримов, настоящий диктатор. О чем бы Вы посоветовали следить в этом регионе, поможет его понять?
За последние два года мы подготовили много материалов о том, как западные компании, работающие в этих странах, вынуждены платить большие взятки за доступ к рынкам Узбекистана, Таджикистана. Там можно хорошо заработать, поэтому западные компании за них борются. Впрочем, в странах происхождения этих фирм действует принцип верховенства права. Если они платят взятки в Центральной Азии, их можно все равно привлечь к ответственности в судах западных стран.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Ислам Каримов: последний диктатор из Узбекистана
Есть другой пример. Дочь Каримова Гульнара сейчас находится под домашним арестом. Люди, которые отмывали деньги для нее, сейчас сидят в тюрьме в Узбекистане. Американская сторона надеется возместить более миллиарда долларов. Компания, которая платила взятки режиму Каримова, должна будет заплатить штраф от 800 млн до одного миллиарда долларов.
Определенные состоятельные люди в Узбекистане прилагают усилия, чтобы держать свои деньги за пределами страны. Они их воруют не для того, чтобы приобрести роскошные дворцы на родине. Они покупают во Франции, в Великобритании. Если мы разоблачаем их коррупцию и взяточничество, то появляются шансы вернуть украденные и вложенные за границей деньги.
Расскажите немного подробнее о Таджикистане, поскольку об этой стране мало пишут в СМИ. Узбекистан богат ресурсами, Казахстан пытается привлечь иностранные инвестиции через свои газовые компании. Но Таджикистан не имеет значительных средств или нефти, а работа журналистов там осложнена и ситуация с этим только ухудшается.
У президента Таджикистана есть много дочерей. И он очень чувствителен к этой теме. Но еще больше беспокоится за их мужей, которые фактически руководят бизнесом в стране. Один из его зятьев обладает целой бизнес-империей, и она контролирует огромный процент экономики государства. В ее состав входят как крупные угольные шахты, так и бизнес по производству номерных знаков на машины. Поэтому, по сути, есть одна семья, которая пытается самостоятельно управлять всей страной. И у них это получается.
Мы слышали о многих случаях, когда, например, одна из дочерей президента Таджикистана могла просто увидеть на улице какой-то успешный бизнес и заявить: «Я хочу его». Владельцу этого предприятия не остается ничего другого, как передать дело одной из дочерей президента. Поэтому ничего нет частного в этой стране, все фактически является собственностью одной семьи.
«Нет ничего частного в этой стране [Таджикистане], все фактически является собственностью одной семьи» (на фото президент РФ Владимир Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон). Фото: EPA / Алексей Никольский
Мы, украинцы, осознаем, как трудно привлечь внимание международного сообщества к важным вопросам нашей страны, которые нас беспокоят. Мы апеллируем к тому, что проблема затрагивает не только нас. Если наши политики отмывают деньги, то мир должен вспомнить о ценности и букве закона, что касается всех. Можно ли то же самое делать в отношении стран Центральной Азии?
Этот регион для меня, как для журналистки, чрезвычайно интересен. Там, откуда я родом, если политик ворует миллион — это скандал. В Центральной Азии воруют миллиарды, это уже не является чем-то странным. Это делают вызывающе, даже не пытаясь скрыть, и ведут себя так, будто им за это ничего не будет.
Думаю, этот регион интересен еще и потому, что это до сих пор сфера влияния России. Конечно, западные компании пытаются зайти туда, но международным журналистам недоступна информация по этому поводу.
Да, это правда, даже если международному журналисту позволят работать в странах Центральной Азии, его будут преследовать.
Поэтому мы потенциально делаем больше вреда, чем помогаем — мы часто подвергаем опасности местных журналистов, с которыми сотрудничаем. Позже им могут угрожать, уволить или воздействовать другим способом. Спецслужбы в таких странах следят за каждым движением иностранных репортеров, телефон Вашего отеля могут прослушивать, в номере может быть камера. Поэтому журналистам из-за границы нужно очень внимательно следить за своими словами и действиями.
Можете ли Вы говорить о коррупции в определенных отраслях в странах Центральной Азии? Если говорить на тему Ближнего Востока, так или иначе возникает тема нефти. Какие еще сферы Вы могли бы вспомнить? Какие компании?
Телекоммуникации, добыча полезных ископаемых, энергетика, строительство, нефть и газ. Это наиболее прибыльные отрасли. Но случается и другое. Вы будете удивлены, но «первая семья» Азербайджана обладает коровьей фермой. Вам может показаться что это странно, зачем им такая ферма? Но она им нужна, потому что они хотят получать деньги из всех возможных источников.
Семья президента Азербайджана обладает не одним банком, а восьми банками. Вам может показаться что достаточно иметь один-два отеля, но они обладают десятью пятизвездочными отелями. Может показаться, что они имеют бизнес только в Азербайджане, но на самом деле еще в Турции и Грузии. Поэтому это фактически глобальный бизнес, которым руководит одна семья.
- Поделиться: