$300,000 за квартиру: как в Запорожье пилят на восстановлении

Более 5 тысяч долларов за квадратный метр — во столько обойдется восстановление разрушенных российскими ракетами домов в Запорожье. Городские власти провели большинство тендеров без конкурсов между избранными компаниями, а стоимость строительных материалов оказалась завышенной по меньшей мере в 2-3 раза.
В стремлении освоить бюджетные миллиарды чиновники поставили восстановление города под вопрос, ведь часть торгов отменена именно из-за завышения цен в сметах. О деталях аферы стоимостью в более чем миллиард гривен — в расследовании hromadske.
Золотые квадратные метры
Дом на проспекте Соборном, 151 в Запорожье — почти центр города. Вокруг — парки, фонтаны, историческая застройка. Ночью 6 октября 2022 года российская ракета разрушила здесь два подъезда.
С весны в доме кипят роботы. Первые 25 миллионов на реконструкцию выделили из городского бюджета, еще 50 миллионов грн добавил «Метинвест». Пока рабочие разбирали руины, в городском совете принялись разрабатывать проект восстановления. Не только этого дома, а всех, на тот момент 8 многоэтажек, поврежденных и разрушенных российскими ракетами в Запорожье.
Первый скандал разразился на заседании городского совета 20 апреля 2023 года, когда депутаты голосовали за первый проект бюджета «Программы восстановления». Ее оценили в 1,2 миллиарда гривен, из которых 350 миллионов город планировал потратить в течение 23-го года.
Депутат Николай Белый обратил внимание на стоимость отстройки дома на Соборном.
«Там разрушены 24 квартиры, 141 миллион — это около 4 миллионов долларов на 24 квартиры. За 4 миллиона долларов на вторичном рынке Запорожья можно приобрести более 150 квартир!» — возмущался депутат.
Предложение Белого тогда проигнорировали, за «Программу восстановления» проголосовали почти единогласно.
Впрочем, когда мы получили из собственных источников в городском совете Запорожья проект этой самой «Программы восстановления» уже в августе, стоимость восстановления многоэтажки на Соборном оценили не в 141, а в 330 миллионов гривен. То есть восстановление одной квартиры обходилось в 13 миллионов гривен, или более чем в 300 тысяч долларов.

Эту цифру нам подтвердил и.о. городского головы Запорожья Анатолий Куртев во время интервью. Он возмущался нашим попыткам посчитать стоимость восстановления квадратного метра.
«Вы не считайте за счет одной квартиры. Я вам еще раз говорю: это полностью комплекс дома, полного дома. Всем, кто там говорит по этому поводу, и тем, кто является диванными критиками, а не специалистами. Восстановление дома вообще стоит дороже новостройки», — утверждает Куртев.

Какой «полностью комплекс дома» подразумевал и.о. городского головы, остается непонятным, ведь жители соседних подъездов рядом с ремонтом продолжают жить в своих квартирах, а в десяти метрах от эпицентра трагедии, в том же доме, работают магазины и офисы.
Восстановление действительно стоит дороже, но может ли оно стоить более 5 тысяч долларов за квадратный метр? И это уже с вычетом стоимости ремонта крыши, фасада, перекрытий и других побочных расходов. Стоимость одной восстановленной квартиры все равно будет значительно превышать 300 тысяч долларов.
Насколько уместно тратить сотни миллионов на реконструкцию всего дома, если разрушены 2 подъезда из 6? В конце концов, это лишь один дом из более чем десятка в Запорожье, которые сейчас ждут восстановления.
И это, пожалуй, единственный риторический вопрос этого материала, потому что дальше мы переходим к фактам. Тому, что скрывается за фасадами запорожских ремонтов.
НеПрозрачные закупки
По состоянию на начало 23-го года россияне существенно разрушили 8 многоэтажек в Запорожье. Еще более 500 домов было повреждено. Весной горсовет утвердил «Программу восстановления» именно для наиболее пострадавших высоток. Сначала на нее запланировали потратить около одного миллиарда гривен за 3 года, из которых 350 миллионов — в этом году. Но уже в июле Кабмин выделил еще 815 миллионов на восстановление Запорожья. Таким образом, бюджет обновления города на 2023 год превысил один миллиард гривен.
Дом на Соборном — один из показательных примеров того, как устроено запорожское восстановление. Этот проект — один из самых дорогих проектов реконструкции в городе (обошелся в 10 миллионов гривен). Департамент по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Запорожского городского совета без конкурса отдал проектирование ООО «Анстрой Проект». Подрядчик предложил «скидку» от ожидаемой стоимости… в 47 копеек. После огласки и нескольких дополнительных соглашений экономия составила 300 тысяч гривен.
В общей сложности «Анстрой Проект» получил 85% подрядов на разработку проектов по реставрации запорожских многоэтажек. В общем фирма получила на эти работы 32,5 миллиона гривен. В большинстве случаев у компании не было даже формальных конкурентов, несмотря на наличие тендеров в системе «ПроЗорро».
Именно эта компания разработала проекты, сметы и провела экспертизу этих документов на восстановление жилья в Запорожье.
Почему это важно? Потому что разработка проектов — это первый этап восстановления. Если здесь нет прозрачности и конкуренции, дальше проблемы только усугубляются. Так и случилось в Запорожье.
Помните слова и.о. городского головы о том, что «восстановление всегда стоит дороже нового строительства»? Когда в публичном пространстве появился первый тендер на ремонт дома на Соборном, стало понятно почему.
Единственный участник торгов, в конце концов и получивший подряд, заложил в сметах стоимость кирпича вдвое выше рыночной, бетона — в полтора раза, сточных труб — в четыре раза. Компания-ноунейм «Управление капитального строительства» даже строительную технику закупила уже после объявления тендера, а за весь 2022 год фирма заработала 0 грн.

Еще один дом, восстановление которого спроектировал «Анстрой Проект», расположен на улице Кияшко, 22. В первую очередь нас заинтересовала общая стоимость ремонта. Здесь считать значительно проще, потому что дом — небольшой по размерам, в нем всего 18 квартир. Потратить на его реставрацию планируют 50,5 миллиона гривен. По словам местных жителей, стоимость квартир в доме в лучшее время не превышала 30 тысяч долларов. Реконструкция одной квартиры по нынешнему курсу здесь обойдется в 75 тысяч долларов.
Стоимость стройматериалов — снова не сюрприз. NGL Media посчитали, что только на 7 позициях здесь собираются переплатить почти 800 тысяч гривен.
Само восстановление на Кияшко отдали опять же без конкурса ООО «СтатусБудИнжиниринг». Компания — показательный пример единения политических оппонентов на бюджетных заказах.
В ООО «СтатусБудИнжиниринг» два владельца — Карина Дидух и Мария Головач. Головач в 15-м году баллотировалась в горсовет от «Европейской Солидарности», а отец другой — Сергей Дидух — на эти выборы шел от ОПЗЖ. Правда, оба те выборы проиграли. Но продолжили вместе осваивать бюджетные подряды. Кстати, Сергей Дидух лично приходил на презентацию начала восстановления дома как руководитель компании, хотя в реестрах отношения к компании он не имеет.
Но самым скандальным подрядчиком запорожского восстановления оказалось ООО «СтройИнвест». Компания получила от Запорожского горсовета два подряда в общей сложности на более 110 млн грн.
Заоблачные сметы и днепровский след
Реконструкцию дома на Зестафонской, 10 фирма выиграла вроде бы в прозрачном конкурсе. Однако когда мы прибыли на место ремонта, жильцы дома утверждали, что «строители зашли на объект в начале мая и с тех пор не менялись». Вот только договор со «СтройИнвестом» по результатам конкурса был заключен лишь 9 июня. То есть рабочие появились на стройплощадке за месяц до подписания документов.
На первую очередь ремонта разыграли почти 30 миллионов гривен, а уже в августе на ремонт того же дома выделили еще 23 миллиона. В этот раз конкуренцию никто даже не изображал, в «ПроЗорро» просто вывесили договор с тем же «СтройИнвестом», который и ремонтировал дом с самого начала.
Конкурс на восстановление второго дома «СтройИнвестом» в Запорожье уже не проводили. Просто заключили договор на 60 миллионов гривен в те же даты, что и на восстановление многоэтажки на Зестафонской.

Присмотримся к самим проектам возобновления. Здесь удивились даже мы.
- Грунтовка СТ-17 на рынке стартует от 38-40 грн/кг, здесь ее закупили за 85 грн/кг.
- Цинковый профнастил купили за 681 грн/квадрат, когда на профильных сайтах аналогичный можно найти от 220 грн за квадратный метр.
- Цены на металлочерепицу «Монтерей» на строительных сайтах стартуют от 230 грн/м², застройщик же закупил 300 квадратов по 446 грн/м², переплатив вдвое.
- Вот за эту муфту переплатили в 2,5 раза больше рыночных цен: 273 грн за штуку вместо доступных по 92.
- Только на газобетонных блоках переплата составила полмиллион гривен: 4455 грн за кубометр в смете против 3140 грн/м³ рыночных предложений .
Пересчитывать завышение цен на стройматериалы можно еще долго, ведь в каждой смете — сотни позиций. Гораздо важнее понять, кто стоит за компанией.
«СтройИнвест» основал в Днепре Юрий Кравченко в 2014 году. Впрочем, побеждать на тендерах компания начала, когда ее возглавил Денис Островский в 2016-м. С тех пор компания получила почти 200 госзаказов более чем на 8 миллиардов гривен. Подавляющее большинство реализуемых подрядов было от департаментов и коммунальных предприятий Днепровского городского совета и областной администрации.
Заместитель главного редактора портала «Наши Деньги» Юрий Николов прямо указывает на связь между компанией «СтройИнвест» и властями Днепра и области.
«"СтройИнвест" вместе с несколькими другими фирмами мы ассоциируем с днепропетровскими властями последних лет, а именно — мэрией Днепра, где король — официально Филатов, а царствует неофициально Корбан. Эта компания "СтройИнвест" есть среди пула фирм, их там штук 5, которые и получают все коммунальные подряды по Днепру», — отмечает Николов.
Связь Островского с Корбаном исследовали еще в 2019 году активисты «Общественного контроля». Связь прослеживается через ряд компаний и связанных лиц. В частности, мать Дениса Островского возглавляла некоторые предприятия, приближенные к сестре Корбана — Виктории.
Утверждение Николова о фаворитизме «СтройИнвеста» в днепровских властях подтверждают архивы государственных закупок. Только один департамент ОГА отдал компании строительных подрядов почти на 5 миллиардов гривен.
Несмотря на золотые бюджетные горы, компания известна в Днепре не столько коммунальными подрядами, сколько строительными проектами, большинство из которых имеют довольно специфическую репутацию. Вот, например, в справке об аналогичном опыте работ уже в Запорожье компания указала школу в Перещепино.

В марте 2019 года «СтройИнвест» взялся за реконструкцию заведения. Завершить ремонт должны были в 2020-м. Впрочем, работы не завершили даже в 2021 году. И подобный скандальный недострой в компании — далеко не единственный .
Журналистка из Днепра Елена Гарагутц отследила шлейф самых резонансных подрядов «СтройИнвеста» в городе.
«Я хочу, чтобы они закончили стадион на левом берегу Днепра. Они с 2017 года не могут открыть его. Какие еще подряды, какие еще восстановления? 5-я детская больница в Днепре, которую обязались сдать в 2020 году, сейчас 2023, а больница — не готова, внутри больницы — потрепанные стены. Какое восстановление жилья?» — возмущается журналистка.
Среди тендерных документов в Запорожье «СтройИнвест» отметил аренду склада в Днепре, который в январе этого года попал в коррупционный скандал.

Склад принадлежит компании того же Дениса Островского. Несмотря на то, что Денис Островский на фоне скандалов с недостроями в Днепре из «СтройИнвеста» вышел в 2020 году, его связь с запорожским восстановлением осталась прямо в документах. Этот склад вообще объединяет сразу несколько нитей нашей истории, потому что не только «СтройИнвест» будет платить компании Островского за аренду.
За эти же помещения платили и из бюджета Днепропетровской ОГА. Стоило это области 42,5 миллиона гривен в месяц. При этом та же ОГА брала в пользование другой склад в Днепре бесплатно на время действия военного положения, а множество складских помещений в городе вообще пустуют.
Что мы имеем в итоге? Скандального застройщика, отсутствие конкуренции, завышенные цены на стройматериалы за годы. Кстати, на последнее обратили внимание не только мы.
Как растратить миллиард
В начале материала мы упоминали, что из миллиарда гривен, который в этом году должен был пойти на запорожское восстановление, 815 млн выделило правительство. Большинство этих денег горсовету так и не доверили.
Пять торгов на 676 миллионов гривен объявило уже созданное государственное Агентство восстановления и развития. Проекты готовили под заказ и под контролем профильного департамента Запорожского городского совета. Именно этот департамент искал проектантов и экспертов, которые утвердили раздутые сметы, а агентство восстановления заметило завышение цен на стройматериалы уже во время торгов.
«Мы заметили, что эти проекты имеют цены, не соответствующие нынешним рыночным. На некоторые строительные материалы была завышена стоимость… на 30–40%. В связи с тем, что исправить это во время торгов было невозможно, решили отменить торги, пересчитать стоимость на некоторые строительные материалы, снизить стоимость и, соответственно, выйти на торги уже с новой цифрой», — объяснила ситуацию заместитель директора Государственного агентства восстановления и развития Валерия Иванова
Какую переплату нашло в запорожских сметах Агентство восстановления?
Самый показательный кейс — панельная 9-этажка по Зестафонской, 8. Проект восстановления делал тот же «Анстрой Проект» за 8 миллионов гривен. Сначала стоимость восстановления оценили в 274 миллиона. После пересмотра завышенных цен уже Агентством восстановления стоимость восстановления уменьшилась почти на 100 миллионов гривен.
Впрочем, на торги по восстановлению дома по Зестафонской, 8 по рыночным ценам на стройматериалы никто так и не пришел. Так что их пришлось снова отменить.
Сложность ситуации на Зестафонской состоит в том, что жители разрушенной половины дома восстановления… и не хотели. В день трагедии муж Юлии Кравченко погиб в нескольких метрах от нее, ей чудом удалось спастись с двумя детьми.
«Я бы очень хотела, чтобы мне компенсировали другое жилье. Но местные власти говорят, что они только планируют отстроить. Ну я буду эту квартиру либо сдавать, либо продавать. Жить я здесь точно не буду, морально сложно», — говорит Юлия.
Это не была закрытая от запорожских чиновников информация, ведь жители неоднократно были и на приемах у и.о. городского головы, и писали письма, и требовали компенсаций вместо восстановления бетонной панельки.

«Сколько людей — столько мнений. Мы заслушали тех и других, приняли во внимание, но я хочу отметить, что мы будем действовать в рамках действующего законодательства. Если здание подлежит восстановлению, если уже принято решение, выделены средства — здание будет восстановлено», — категоричен в своих намерениях Анатолий Куртев.
Через год после попадания ракеты работы в многострадальном доме на Зестафонской, 8 даже не начались.
Автор: Илья Лукашов
- Поделиться: