Достигли недостижимого: как ВСУ сумели освободить Харьковскую область

Украинский военный на освобожденной территории в Харьковской области, 12 сентября 2022 года
Украинский военный на освобожденной территории в Харьковской области, 12 сентября 2022 годаAP Photo / Kostiantyn Liberov

Неожиданное контрнаступление в Харьковской области застало врасплох не только широкую общественность, но и самих россиян. Пойдя в наступление в начале сентября, Вооруженные силы за 10 дней сумели освободить 3 тысячи квадратных километров.

«Они достигли недостижимого, — так успехи украинских военных прокомментировал эксперт американского Института современной войны Джон Спенсер. — Украина совершила самое большое контрнаступление в современной истории. Я имею в виду самое большое для Украины, Европы и Свободного мира, ведь, без сомнения, Украина борется за Свободный мир».

Спенсер сравнил контрнаступление и в Херсонской, и в Харьковской области по значению с поражением российской армии под Киевом. А чтобы подготовить плацдарм для успешного наступления, Украина смогла запустить перед этим не менее успешную информационную операцию.

Украинский военный на освобожденной территории в Харьковской области, 12 сентября 2022 годаAP Photo / Kostiantyn Liberov

«Оперативное искусство»

Контрнаступления россияне ждали. Правда, на юге. Украинское командование развернуло информационную кампанию вокруг освобождения Херсона, подкрепляя ее системным уничтожением складов с боеприпасами и командных пунктов россиян, тем самым создавая впечатление, что ударят именно по югу. У россиян не было столько военных, чтобы обеспечить оборону 1300 километров фронта, поэтому они вынуждены были перебрасывать войска из Харьковской области.

«Украинцы написали сценарий, а россияне сыграли назначенную им роль», — так прокомментировал операцию профессор стратегических исследований Университета Сент-Эндрюса в Шотландии Филлипс Пейсон О'Брайен. Он назвал харьковское контрнаступление «одной из наиболее успешных военных стратегий с 1945 года».

Джон Болтон, экс-советник бывшего президента США Дональда Трампа по нацбезопасности, заявил, что «украинцы провели, безусловно, очень успешную кампанию по дезинформации». Впрочем, директор New Geopolitics Research Network Михаил Самусь предпочитает называть это «оперативным искусством».

«Украинское командование просто идеально играет то, что оно должно играть. Это не просто бросать десятки тысяч людей на убой, как делают россияне, — это разыгрывать такие партии, как было разыграно в Харьковской области. российское командование неправильно оценило обстановку, движение и перенесло войска не туда, куда нужно было бы», — объясняет Самусь, говоря вместе с тем о пробелах российской разведки, которая не разгадала планы украинского Генштаба.

Однако несправедливо говорить, что наступление на юге было лишь имитацией. Продвижение здесь происходит не так стремительно, как в Харьковской области, но ВСУ освобождают и херсонские села. Такой успех подтверждает, что Генштаб планировал операции на обоих направлениях, о чем и заявил министр обороны Алексей Резников.

«Хотя маловероятно, что контрнаступление на юге и попытки отвлечь российские силы на юг Украины являются обманом для возобновления операций в Харьковской области, украинские силы, вероятно, разумно воспользовались перераспределением российских войск, вооружения и общей оперативной концентрации, чтобы начать локализованные контрнаступления на критические точки в Харьковской области», — говорится в отчете Института.

Полковник запаса ВСУ Роман Свитан предполагает, что Генштаб разработал два плана, и основной удар в любом случае нанес бы туда, откуда бы россияне перебросили резервы.

«В результате успешно проведенной информационно-психологической операции войска российской армии были переброшены с Изюмского направления на Херсонское. Этим воспользовалась украинская армия и нанесла удар на Харьковском направлении. Если бы россияне не повелись на эту ИПСО, удар пришелся бы по Херсонской области», — предполагает полковник.

Еще один фактор — сотрудничество с США. И речь идет не только о предоставленном оружии. Американцы утверждают, что именно они научили украинцев вводить противника в заблуждение. Такую тактику используют подразделения специальных операций США, которые тренировали ВСУ. По данным The New York Times, американские военные обсуждали с украинским Генштабом план контрнаступления, обмениваясь разведданными, однако они отказались раскрыть масштаб этих консультаций. В конце концов, чиновники США высоко оценили «изящество подготовки украинцев к контрнаступлению», которое подтвердило, что россияне так и не смогли за шесть месяцев исправить свои слабые места — обеспечить защищенные средства связи, решить проблемы материально-технического обеспечения или преодолеть противовоздушную оборону Украины, которая не дает развернуться российской авиации.

Украинские военные едут в танке по освобожденной территории в Харьковской области, 12 сентября 2022 годаAP Photo / Kostiantyn Liberov

Эффект неожиданности

Изюмское направление было важным для россиян, поскольку отсюда они могли разворачивать наступление дальше, если бы имели достаточно сил.

«С Балаклейского плацдарма могло развиться достаточно успешное наступление на Днепр, а с Изюмского — движение на юг в тыл Славянска и Краматорска», — объясняет важность этих позиций полковник запаса ВСУ Роман Свитан.

Нанеся неожиданный удар по Балаклее, ВСУ вышли на железнодорожный узел Купянск. «После этого перестало быть возможным обеспечение изюмской группировки. Пребывание россиян в изюмском котле стало нецелесообразным, а дальше движение в обе стороны: к югу — на Изюм, и к северу — на Волчанск. Движение в обе стороны выдавило россиян практически со всей Харьковской области», — объясняет полковник Свитан.

российский фронт стал разрушаться, поскольку неожиданный удар украинцев застал их врасплох: прорвав оборону, ВСУ фактически зашли в тыл противника, охваченного паникой.

«Наши подразделения со сверхвысокой скоростью двинулись вперед, стараясь не отставать от блиставшего пятками противника. Зачем? Чтобы оккупант не успел зайти несколько дальше, зарыться в землю и обеспечить оборону новых рубежей и участков. Пока оккупант не сбежал за реку Оскол, мы постоянно его преследовали. Передовые подразделения украинских сил обороны, прежде всего десантники, двинулись таким образом, что даже не останавливались для штурма и проведения поисково-рейдовых действий в населенных пунктах», — объясняет военный эксперт, капитан І ранга Военно-морских сил Владислав Селезнев.

Из-за такого неожиданного удара россияне неконтролируемо начали отходить, оставляя позади себя тяжелое вооружение и неся многочисленные потери. По данным британской разведки, отступающие из Харьковской области элитные части Западного военного округа понесли такие потери, что им понадобятся годы для восстановления полной силы.

«Подорванный пропагандистский фасад кремля»

Из-за контрнаступления в Харьковской области российское минобороны потеряло не только вооружение, но и потерпело поражение на информационном фронте. российские военные блогеры не подбирали слов для критики руководства, обвиняя их в провале, — дошло даже до оскорблений в адрес владимира путина. Салют в Москве в день вывода войск с Изюмского направления и бестолковое объяснение о «перегруппировке войск» только больше распалили блогеров-ястребов. По мнению экспертов американского Института изучения войны, это свидетельствует о том, что у российского минобороны нет информационной стратегии на случай неожиданного развития событий, как это произошло в Харьковской области, ведь кремль «изображает российское вторжение в Украину как легкую операцию без ошибок».

«Важнее всего то, что столь невежественная практика подрывает доверие российской общественности к сообщениям российского минобороны и подрывает пропагандистский фасад кремля», — считают исследователи.

Перед украинской же армией стоит задача, как сказал министр обороны Алексей Резников, «обезопасить большую территорию, которую она отвоевала от возможного российского контрнаступления».

Как объясняет полковник запаса ВСУ Роман Свитан, военные теперь должны выстроить оборонительные сооружения, разобрать ветку железной дороги, ведущую из Волчанска и Купянска в россию, а также усилить линию фронта вдоль реки Оскол и Оскольского водохранилища и двигаться вперед к Сватово. На этом направлении уже есть успехи: 12 сентября Нацгвардия объявила, что вошла в Святогорск.

Но самое главное — украинское командование наступательной операцией в Харьковской области выиграло битву за инициативу, добавляет Михаил Самусь, директор New Geopolitics Research Network.

«На данный момент российское командование не может себе представить, где будет следующий удар, — это может быть на Херсонщине, на Донецком направлении, а может быть удар по Мариуполю или Мелитополю. Куда они будут сейчас перегруппироваться? Их командование не знает, что делать. Они в тупике», — считает Самусь, прогнозируя ухудшение морального положения среди российских военных.

Украинские военные едут в танке по освобожденной территории в Харьковской области, 12 сентября 2022 годаAP Photo / Kostiantyn Liberov

В доказательство того, что россияне не знают, как реагировать на поражение, он приводит удар по гражданской инфраструктуре Харькова 11 сентября. Исчерпав военные возможности, кремль не нашел ничего лучше, чем атака на тепловую электростанцию. Впрочем, профессиональность украинской армии, по мнению эксперта, не оставила никаких шансов россиянам, и можно ожидать новых успехов ВСУ.

Военный эксперт Владислав Селезнев менее оптимистичен в прогнозах, ведь свои высвободившиеся ресурсы россияне могут перекинуть на другие участки фронта. К тому же неизвестно, как себя покажет тактический резерв россиян — 3-й армейский корпус.

«Работы впереди много, и мы помним, что Харьковский регион только одно из направлений ведения боевых действий. Фронт сверхбольшой — более 1000 км. Ни в коем случае нельзя считать, что россияне уже проиграли, и даже говорить, что произошел уже перелом в войне — я довольно осторожно отношусь к таким вещам. Да, россияне получили мощную оплеуху, но говорить, что они посыпались, и дальше украинскую армию ждут сплошные победы, я бы не стал», — подытожил Селезнев.

Хотя отступление россиян из Харьковской области действительно не свидетельствует о стратегическом поражении россии, оно может стать переломным, если кремль не мобилизует дополнительные силы, считают американские разведчики. Собеседники The Washington Post среди чиновников США признали, что «россияне попали впросак» и успех Вооруженных сил может продолжиться на других направлениях. Если американцы до сих пор оставались скептическими, то теперь убедились в возможности Украины выйти на границы 23 февраля.

Украина же надеется использовать успешное контрнаступление в Харьковской области, чтобы убедить союзников в необходимости получить дальнобойные ракеты. По заверению Генштаба, ракеты ATACMS, имеющие дальность поражения около 300 километров, необходимы Украине для сдерживания россии и окончательной победы в войне.