Друг Украины, недруг британцев? Почему Джонсон неожиданно ушел в отставку

Ряд внешнеполитических скандалов, массовые отставки в правительстве — еще несколько дней назад казалось, что в Великобритании этого произойти просто не может. Несмотря на то, что премьер Борис Джонсон регулярно оказывался в центре внимания британской прессы не только в хорошем свете, до недавнего времени можно было сказать, что до лета следующего года он сохранит кресло главы правительства.
Сейчас же против Джонсона пошли чуть ли не все — даже некоторые его ближайшие соратники, например министр обороны Бен Уоллес, защищавший решение премьера поехать в Украину и поговорить с Владимиром Зеленским вместо того, чтобы выступить перед однопартийцами. Почему Бориса Джонсона все же вынудили поступаться должностью и как это повлияет на поддержку Великобританией Украины?
От скандала к скандалу
Для украинского наблюдателя, не слишком следящего за перипетиями британской политики, отставка Джонсона может показаться неожиданным шагом. На самом деле это решение назревало довольно давно, а последний скандал просто стал спусковым крючком. Но обо всем по порядку.
Впервые кресло премьер-министра под Борисом Джонсоном пошатнулось еще весной прошлого года. Тогда стало известно об увольнении его советника Доминика Каммингса, который, к слову, является одним из «архитекторов» кампании по выходу Великобритании из Европейского Союза (возможно, вы видели фильм Brexit: The Uncivil War, в котором Каммингса сыграл Бенедикт Камбербетч).
Развод Каммингса и Джонсона прошел не лучшим образом. По крайней мере, об этом свидетельствует разгромное сообщение в блоге бывшего советника премьера, где тот заявил о некомпетентности правительства в борьбе с COVID-19 и возможном хищении средств во время ремонта резиденции Джонсона на Даунинг-стрит, 11.
Последний эпизод стал основанием для отдельного расследования. Джонсона обвиняли в том, что он якобы взял средства для ремонта резиденции в обход казны Консервативной партии (которая должна была отчитываться о финансах). И хотя Джонсону угрожал максимум штраф, а на деле его вину так и не доказали, на репутацию лидера тори это все же повлияло.
Следующий же скандал стал гораздо громче и чуть не привел к отставке Джонсона уже в начале июня. Он же, к слову, проявил самую неприемлемую для критиков премьера его черту — банальную неспособность сразу признавать собственные ошибки.

«Во имя Бога, уйдите»
С ноября СМИ все чаще стали публиковать фото с вечеринок на Даунинг-стрит, которые проходили год назад. Была лишь одна проблема: вечеринки пришлись на разгар эпидемии коронавируса в Великобритании, а значит противоречили установленным самим же правительством карантинным ограничениям.
Борис Джонсон сначала делал вид, что это его не касается, но под давлением фотографий и однопартийцев признал: он не только знал о вечеринках, но и отрывался на них. Более того, одна такая вечеринка проходила в тот день, когда британская королева Елизавета II поминала своего покойного супруга принца Филиппа.
Именно на фоне этих событий антирейтинг Джонсона достиг рекордных 73%. Его соратник, бывший министр по вопросам Brexit Дэвид Дэвис, даже повторил в парламенте фразу, сказанную в 1648 году Оливером Кромвелем королю Карлу I: «Во имя Бога, уйдите». Началось расследование, которое возглавила внепартийная представительница канцелярии премьера Сью Грей. Оно выявило 16 случаев нарушения коронавирусных ограничений на Даунинг-стрит.
Джонсон извинился, но уходить в отставку отказался. Тогда его однопартийцы инициировали вотум недоверия, однако с незначительным преимуществом премьеру удалось сохранить должность. По правилам, он теперь должен получить «иммунитет» от подобных голосований на год.
Даже разгромный проигрыш Консервативной партии на довыборах в парламент в двух округах (в Уэйкфилде рейтинг обвалился на 17%, в Тивертоне — на 22%), казалось, не поколебал позиции Джонсона.
Но случился очередной скандал.

Забывчивый Джонсон
В британском парламенте существует должность «кунта» (whip) — то есть ответственного за партийную дисциплину. В 2022 году офис Джонсона поддержал назначение Кристофера Пинчера на должность заместителя «кнута» консерваторов в парламенте. И все бы ничего, но Пинчер еще с 2019 года фигурирует в расследованиях о домогательствах к своим коллегам в нетрезвом состоянии.
Когда об этом стало известно в конце июня, Пинчер сложил полномочия. На Даунинг-стрит отрицали, что знали о непристойном поведении консерватора — но и здесь, как выяснилось, сказали неправду. И буквально в те же минуты, когда Джонсон в интервью британскому телевидению еще раз признавал свою неправоту и извинялся, из его правительства ушли сразу два министра — глава министерства финансов Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид.
За последующие сутки волна отставок резко возросла. На момент написания этого текста известно о сложении полномочий четырьмя министрами (secretaries) и почти двумя десятками членов правительства (ministries). В общей сложности уже более 40 человек отказались работать в команде Джонсона.
Если верить источникам на Даунинг-стрит, британский премьер до последнего держался за должность. Он утверждал, что имеет мандат от 14 миллионов британцев (хотя лидера Консервативной партии избирают не избиратели, а члены партии), а немедленная смена главы тори усилит позиции лейбористов и либерал-демократов. Даже обещал представить программу экономического развития Великобритании.
Но министры правительства в среду вечером активно убеждали Джонсона уйти. Процедурный комитет, который может инициировать вотум недоверия, даже сказал премьеру, что на следующей неделе сменит руководителя и правила, чтобы объявить очередное голосование как можно быстрее.
И вот рано утром в четверг Джонсон в конце концов дал понять, что уйдет в отставку. Вопрос в том, как.
Будущее премьерского кресла
На Даунинг-стрит говорят, что Борис Джонсон готов уйти в отставку, но при этом до назначения своего преемника (что должно произойти где-то в октябре) хочет сохранить должность исполняющего обязанности премьера. Эта позиция, мягко говоря, вызывает неоднозначные оценки у его однопартийцев — вплоть до призывов назначить на место Джонсона министра юстиции и бывшего главу МИД Доминика Рааба.
Кто может стать преемником Джонсона? Последние социологические опросы называют две самые популярные кандидатуры среди консерваторов — действующий министр обороны Бен Уоллес и глава МИД Лиз Трасс. Правда, Уоллес не так харизматичен, как Джонсон, и в его способности объединить тори есть сомнения. А Трасс, которую сравнивают с Маргарет Тэтчер, не имеет такой большой поддержки в партии, кроме того, она до последнего поддерживала Джонсона.
Самый главный для Украины вопрос — как смена премьера Великобритании повлияет на поддержку Киева в войне с Россией? Ответ, как всегда, неоднозначен.

С одной стороны, абсолютно все ведущие партии занимают однозначную позицию по поводу российско-украинской войны. Даже если бы вдруг были объявлены всеобщие выборы и консерваторы потеряли власть, ожидать уменьшения поддержки Украины не стоит. Большинство программ, таких как подготовка украинских военных и поставки оружия, уже просто невозможно отменить в принципе.
Но политические пертурбации несут и очевидный риск: в условиях транзита власти принятие важных решений будет если не усложнено, то замедлено. И, возможно, поставка критически важного для Украины оружия, в частности, самоходных артиллерийских установок и ракетных систем залпового огня, состоится не так оперативно. Но это пока только предположение, особенно если учесть, что избрание нового лидера Консервативной партии может занять несколько недель и даже месяцев.
Впрочем, очевидно, что столь же харизматической фигуры, как Борис Джонсон, в должности премьера Великобритании теперь не будет. И, вероятно, таких частых визитов главы британского правительства в Украину (которые Джонсон использовал и для «улучшения ситуации» дома) — тоже.
- Поделиться: