Избирательный процесс в Украине превратился в соревнование технологий, а не идей или стратегий

Зе!Борды, или снова перекрасились

На этих выборах немало кандидатов-самовыдвиженцев, а то и членов других партий пытаются использовать стилистику партии «Слуга народа».

Зеленую наружную рекламу можно встретить почти по всей Украине. В Киеве нардеп Сергей Лещенко, который консультировал команду нового президента, баллотируется самовыдвиженцем, развесил борды, что именно он — «настоящий слуга народа». Что интересно, на этом округе партия «Слуга народа» выдвинула другого человека.

Это не новый тренд — «краситься» под лидера. Например, на прошлых выборах многим кандидатам импонировали цвета БПП, а на выборах в Киевсовет в 2015 году — популярным было использовать символику УДАРА.

В Киевской области самовыдвиженка по 91 округу Инна Костыря также использовала стилистику «Зе», чтобы представить себя избирателям. Большинство ее бордов развешаны на Житомирской трассе.

Тарас Коновал, самовыдвиженец по 218 округу в Киеве, оформил свой слоган «Слуга ЗА!Кона» в стиле «Зе!Команды».

Таким образом кандидаты пытаются визуально запомниться избирателям в связке с партией — лидером гонки.

Также во время этой кампании мы фиксируем очень много клонов и «Слуги народа», и отдельных кандидатов-мажоритарщиков.

В избирательном округе №37 зарегистрировали кандидатов, представляющих три различные организации, в названиях которых есть «Слуга народа», и которые не имеют никакого отношения к президентской партии — это общественное движение «Слуга народа», частный предприниматель «Зе! Слуга народа», ОО «Слуга народа». На 95-м округе также зафиксировали благотворительный фонд «Слуга народа».

Координатор «Зе!Команды» Александр Корниенко рассказывает, что подобную технологию с применением клонов «Слуги народа» штаб обнаружил минимум в 10 округах:

«Появление этой технологии связано с тем, что кандидаты от партии "Слуга народа" — это новые люди в политике. А вот название самой партии широко известно в обществе. Сейчас наши юристы работают в направлении защиты прав партии "СН", название которой является зарегистрированным товарным знаком. По поводу других названий: "Зе Слуга народа", "Зе Команда Слуги", "Слуги народа" и других вариантов, мы пока работаем над юридической позицией. Но однозначно будем коммуницировать эту ситуацию в медийном поле».

Курятина от мажоритарщиков

«Гречка» на парламентских выборах трансформируется из продуктовых наборов в развлечения и услуги: концерты, детские мероприятия, раздачу билетов в кино, вечера классической музыки.

Но есть кандидаты, которые до сих пор пытаются накормить избирателя. Такой случай зафиксировали в Винницкой области.

Олег Мейдич, кандидат по 18-му округу, раздавал, как бы это странно не звучало, куриные ножки. Чтобы получить пару окорочков, надо было показать паспорт с отметкой о регистрации в этом округе.

Выполню уже исполненное

В разных регионах фиксируем плагиат в программах. Кандидаты «думают слово в слово» со своими конкурентами, или заимствуют тексты из партийных программ прошлых выборов. Как правило, это случается в программах техкандидатов, но плагиат встречаем и в программах реальных политиков. Есть и такие, у которых программа совпадает с программой кандидата в президенты от этой же политсилы. Очевидно, кандидаты подходят к стратегиям как к формальности, или надеются на то, что их избиратели не умеют читать.

Сразу несколько кандидатов, в том числе представитель «Слуги народа» из Винницкой области, в свою программу включили раздел «Электронная страна» и обещают сделать доступной информацию по тендерам, закупкам, аукционам. Причем пишут об этом так, будто системы Prozorro еще не существует. Так же как по закону должны публиковаться городские бюджеты и информация об их использовании.

Самое интересное, что пункты в разделе об электронном управлении в Украине уже реализованы. У нас функционирует система публичных закупок ProZorro, а бюджеты всех уровней обязательно публикуются — и проекты, и расходы бюджетных средств.

Типичная программа кандидата-мажоритарщика — это популистские обещания и ни одного законотворческого элемента. Лозунги о благосостоянии в местных общинах рассчитаны на то, что жители округа отдадут за такую программу голоса. Но парламент не может заботиться о лифтах, свете в подземных переходах или скамейках в парках. Парламент принимает законы.

Смытые парки

Одной из любимых тем для пиара кандидатов в парламент является благоустройство. Это относительно недорого, а улучшения заметны сразу. Наверное, чуть ли ни у каждого политика есть фото с лопатой или граблями, в садовых рукавицах, с лейкой.

Серьезные кандидаты ремонтируют парки, устанавливают фонтаны, сооружают зоны отдыха. Причем это все делают за счет бюджета.

Обычно такие объекты строят и открывают в спешке — не тогда, когда работы полностью завершены, а к праздничной дате. Не так давно обсуждали скандальный мост, который мэр Киева открыл в такой спешке.

Кандидат по 95-му округу, бывший мэр Ирпеня Владимир Карплюк активно пиарился на городских парках. Однако погода расставила все точки над «і»: после ливня мощеные тротуарной плиткой парки просто напросто затопило.

Обещания способствовать

Нардеп Андрей Иванчук, который пытается попасть в Раду по 88-му округу, вместо того, чтобы зафиксировать свои позиции в программе, подписал договор с местной властью Коломыи.

Обещает: если его изберут, он достроит бассейн, сделает капитальный ремонт дорог, проведет благоустройство района и обустроит парки. «Обещает способствовать», но не гарантирует получения средств. Письменные меморандумы — это ноу-хау данной кампании. Ранее все «блабла» держались, так сказать, на «честном» слове.

Интересно, что такой меморандум местная власть подписала только с действующим нардепом. То есть с другими политиками, у которых есть шансы попасть в парламент, они ничего не подписывают.

Таким образом, предоставляются преференции лишь одному кандидату, мэр и депутатский корпус показывают, кого нужно поддерживать. Подобный подход только унижает достоинство избирателей и говорит о том, что политики и технологи не воспринимают людей серьезно.

Больше о трэшевых технологиях можно узнать в «Музее избирательного трэша» движения «Честно», который с 5 июля работает по адресу: г.. Киев, ул. Владимирская, 2.

Поделиться: