«Его посадят». Что говорят грузины о возвращении Михеила Саакашвили в Украину
И чем для него может закончиться экстрадиция
АВТОР: Яна Седова
Михеил Саакашвили в Украине — словно ураган «Ирма» в США. Никто не знает, сколько баллов он наберет, достигнув земли, куда двинется дальше, кого зацепит по дороге и какие будут последствия.
И все же в Грузии его знают намного лучше. И хотя наблюдают за новостями, связанными с Михо, со стороны, все же, никогда не остаются безучастными, — одни злорадствуют, другие сочувствуют, третьи хотят расквитаться и добиваются его выдачи Украиной.
О том, что сегодня говорят в Грузии о Саакашвили, Громадское поговорило с Маргаритой Ахвледиани, главным редактором издания JAMnews, которое освещает события на Южном Кавказе.
Из реформаторов в маргиналы
Как в Грузии отреагировали на «прорыв» Саакашвили в Украину?
Реакция — очень большая. Михаил Саакашвили — это очень большая фигура в Грузии, и для тех, кто его ненавидит, и для тех, кто его любит, таких меньше в Грузии, поэтому он сегодня на первых страницах везде. В основном обсуждается даже не столько сам Саакашвили, сколько обсуждается Украина и обсуждается (Петр) Порошенко.
Я журналист, говорю с точки зрения чисто журналистской и может быть обывательской, как человек, который живет в Тбилиси.
У очень многих, даже тех, кто не любит Саакашвили, звучит такое сожаление, что Украина совершила какое-то предательское действие, начав подобные акции против него. Но это тем не менее никак не касается самой фигуры Саакашвили. В основном о нем говорят с некоторым злорадством, я бы сказала.
В социальных сетях пишут, что он слишком долго прыгал, слишком долго путешествовал, и слишком много амбиций брал на себя, и теперь все у него «пшик», – из Грузии его изгнали, а теперь еще из Украины. Такая линия звучит очень у многих, особенно у тех, кто его и до сих пор критиковал, а таких большинство. Но в том числе и те, кто является его сторонниками, таких мало, они тоже говорят с сожалением и с обидой о том, что он совершил слишком много ошибок и не дал возможности реализоваться очень неплохому проекту, который он затевал.
Как он начал терять политический вес, и что сейчас вообще можно сказать о Саакашвили? Кто он для грузин в первую очередь? Популист, который ради достижения цели может какими-то принципами и законами в том числе, поступиться? Когда совершился этот «занос» Саакашвили в Украину, многие с разочарованием сказали, что «вот ему тоже закон не указ здесь, в Украине».
Если бы меня попросили назвать одним словом, кто сегодня Саакашвили в Грузии, я бы сказала – маргинал. Я бы это сказала с большим сожалением, потому что те шансы, которые были у Миши Саакашвили, когда он начал свою «Революцию роз», они, по-моему, уникальны.
Кто-нибудь когда-нибудь должен сделать фильм на эту тему, или написать книгу, потому что мне кажется аналога просто не было. У него была полная поддержка внутри страны,100%, у него была полная поддержка Запада, у него были все ресурсы умственные и финансовые, какие только мог предоставить Запад. У него надеялись. Это был полный карт-бланш.
Фото: Громадское
И в итоге, чтобы все закончилось так печально! И мне кажется, и это не только мое объяснение, что он пришел на волне заботы о людях, о том, что в этой стране люди должны жить хорошо. Когда люди счастливы, богаты и здоровы, то тогда и государство богато и здорово. Но чтобы сделать людей здоровыми, необходима здоровая инфраструктура. А это как свободные медиа и демократия: демократия нужна, чтобы были свободные медиа или свободные медиа нужны, чтобы была демократия?
При том ужасающем состоянии экономики и коррупции, которые были в Грузии, говорить о счастье людей невозможно, пока не построишь инфраструктуру.
Мне кажется, что в какой-то момент он стал уделять все больше и больше внимания инфраструктуре, все меньше и меньше внимания людям, думая о том, что – ну давайте потерпим потерпим год, два, может быть, пять. Но людям сегодня нужно кормить детей, платить за образование сегодня. Мне кажется, что это была одна ошибка.
Вторая ошибка была в том, что он стал применять очень жесткие меры. Вы упомянули нарушение закона. Это очень интересный феномен. Структура подхода Саакашвили – он за закон, и он действительно сделал очень много, что закон начал работать в Грузии.
Но он может нарушить его так легко и не для того, чтобы что-то получить, а нарушить закон, чтобы добиться главенства закона. Вот такой очень любопытный феномен, который неоднократно в Грузии применялся.
И поэтому неоднократные нарушения прав человека, прежде всего имущественных прав и бизнеса, и частных каких-то отдельных людей, мне кажется, они были глобальны абсолютно. И не говоря о том, что война 2008 года, в которой его очень активно обвиняют в Грузии, это тоже была очень большая ошибка. Ну вот комплекс ошибок и привел к тому, что мы сейчас имеем.
Курс на Украину
Как его восприняли в самом начале политического шествия в Украине, когда он начал строить карьеру?
Когда Миша уходил из Грузии уже было абсолютное меньшинство людей, которые могли бы его поддерживать. Фанатов вообще просто очень мало, но те, кто хотя бы поддерживает его в целом — их тоже очень мало. Поэтому было примерно то же самое: меньшинство надеялось, что он докажет в Украине, что модель была правильной, и Грузия его не поняла и должна его пожалеть, и дальше будет учиться у Украины.
А большинство говорило: посмотрим, он закончит тем же самым – массовым нарушением закона ради главенства закона, нарушениями прав людей, и Украина тоже его отторгнет.
Мне очень жаль говорить, но создается впечатление, что так и произошло. Потому что то, что он предложил и то, что он принес в Грузию – это, несомненно, огромное достижение. Грузия сегодня — совсем другая страна. Грузия полностью изменена, кардинально. Но и забывать о совершенно ужасных нарушениях, которые были допущены, тоже нельзя.
Кому сейчас выгодна гипотетическая экстрадиция Саакашвили из Украины? И что,собственно, с ним в этом случае будет в Грузии?
Его посадят! Я надеюсь, что его не экстрадируют. Он много совершил ошибок в своей жизни. Но просто за то, что он сделал положительного, а это настолько огромно, – это будет так неправильно. Я сейчас говорю свою личную точку зрения. Я надеюсь этого не произойдет. Это будет крайне несправедливо.
Но если его экстрадируют, то в Грузии не спят, а просто ждут. В случае экстрадиции, он сядет.
И сядет надолго, как сидит Мерабишвили (соратник Саакашвили Вано Мерабишвили,экс-министр внутренних дел Грузии — ред.), и этому не помогают никакие вмешательства никаких структур. Потому что здесь замешаны личные, очень личные чувства: кто-то когда-то кого-то обидел, кто-то кому-то что-то сказал, забрал или не дал, или, там очень много компонентов, проверенных, непроверенных, но сегодня это личная ненависть и поэтому она будет, конечно, выглядеть местью. Надеюсь, этого не произойдет.
- Поделиться: