«Это не позолоченный мемориал Ельцину, это попытка вести честный разговор»
Людмила Телень, «Ельцин—центр»
Режиссер Никита Михалков на днях раскритиковал работу екатеринбургского «Ельцин-центра», в котором никогда не был. «Те, кто туда ходит, получают яд», — заявил Михалков на парламентских слушаниях «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». Заместитель исполнительного директора «Ельцин-центра» Людмила Телень прокомментировала ситуацию в эфире «Громадского на русском».
Михалков критикует «Ельцин-центр» не первый раз. Как вы думаете, почему именно сейчас эта история вызвала такой большой резонанс?
— Резонанс, по всей видимости, связан с тем, что Никита Сергеевич Михалков выступил в Совете Федерации и предложил, по сути, власти если не закрыть, то каким-то образом воздействовать на «Ельцин-Центр», чтобы он изменил свои программы. Я думаю, что резонанс связан именно с этим, потому что раньше он выступал в своей авторской программе, и это была всего лишь частная точка зрения. Но я думаю, что за этим ничего не последует.
Сейчас принято символизм в разных вещах искать, и вот недавно, на прошлой неделе, вспоминали 25-летие распада Советского Союза, это как раз это совпало с заявлениями Никиты Михалкова, который ругает «лихие девяностые». Сейчас в России очевиден такой ностальгический разворот в сторону СССР. Есть ли какой-то символизм в том, что он заявил?
— Я не вижу здесь никакого символизма. Я не очень понимаю, какими мотивами руководствуется Никита Сергеевич, постоянно выступая против «Ельцин-Центра» и музея первого президента России. Тем более, что он ни разу не был в музее, ни разу не был в центре, как он сам признает, он изучал это по каким-то записям.
Другое дело, что сейчас действительно много людей, близких к Михалкову, пытается продвигать точку зрения, что Советский Союз – это наше светлое прошлое, что российский народ якобы тоскует по этому прошлому. Но это совершенно не соответствует действительности, потому что те люди, которые хорошо помнят, что было при советской власти, относятся к этому вполне однозначно.
Какое значение вообще имеет Ельцин-Центр и какие отклики он находит среди тех людей, которые его посещают?
— Когда мы создавали Ельцин-Центр, мы понимали, что история 90-ых действительно была неоднозначной и тяжелой. А какой вообще она могла быть, если страна переживала такой период? Большое государство распалось, и на его основе выросло несколько новых государств. Это все было серьезно, болезненно, с успехами, с ошибками, а иначе и быть не могло. И мы понимали, что вокруг музея будет много споров и делали экспозицию с учетом этого. Это не позолоченный мемориал Бориса Николаевича Ельцина. Это попытка вести честный разговор о том, что и как мы проживали в 90-ые годы и какова роль первого президента России. Там очень много документов, хроники, свидетельств очевидцев. Те, кто хочет действительно окунуться в ту эпоху, посмотреть, что и как происходило, могут прийти в музей и составить свою собственную точку зрения, никто ничего никому не навязывает. Более того, рядом с музеем существует громадная лекционная площадка, в том числе и на исторические темы, где мы в свободной и острой манере обсуждаем все, что связано с историей России, и не только с ней.
Скоро мы откроем филиал в Москве. Это будет филиал екатеринбургского Ельцин-Центра — достаточно небольшие помещения, где мы будем проводить выставки, лекции, диспуты, но это небольшое помещение, несопоставимое с тем, что есть в Екатеринбурге.
«Громадское на русском» 13 декабря 2016 года
Ведущие: Ксения Туркова, Юрий Мацарский
- Поделиться: