«Энола Холмс», или Веселая сказка о феминизме с элементами детектива

Если вас вдруг ввело в заблуждение слово «Холмс» в названии фильма, сразу же избавьтесь всяких иллюзий. Перед вами — не детектив, а приключенческий (и иногда забавный) фильм с 16—летней девушкой в главной роли. Просто она оказывается сестрой того самого Шерлока Холмса, поэтому сценаристы просто обязаны были добавить немного детективности в сюжет.

Украинского перевода книг Нэнси Шпрингер про Энолу Холмс — младшую сестру известного на весь мир детектива — нет. Поэтому название новой ленты Netflix может создать неправильное впечатление: мол, очередной детектив, разве что с девушкой в главной роли. На деле же перед нами кино, авторы которого пытались совместить феминистскую идею с приключенческо-детективным сюжетом — и это дало не лучший результат.

Сюжет «Энолы Холмс», пересказанный в трейлере или синопсисе, действительно напоминает детектив — даже двойной. Ведь, кроме исчезновения своей матери, главной героине невольно предстоит распутать еще одну историю — исчезновение молодого маркиза Тюксберри. И все это приправлено сценами погонь, драк и взрывов (ну ладно, одного взрыва) в колоритном и живописном сеттинге викторианской Англии.

Но если присмотреться внимательнее, детективного здесь невероятно мало. Всего лишь несколько несложных ребусов со словами (на распутывание которых зрителю времени не дают) и примитивная дедукция (которая все равно не дает Эноле и Тюксберри правильного ответа). Произведения о Холмсе отчасти стали популярными именно потому, что позволяли читателю почувствовать себя на месте легендарного детектива, попробовать воспроизвести ход его мыслей. «Энола Холмс» вообще не про это.

Но это еще полбеды. Дело в том, что все детективные элементы — просто второстепенные, вставленные, будто по принуждению, потому что обязывает фамилия «Холмс» в названии. Количество сцен, где Шерлок и Энола применяют свои детективные навыки, можно пересчитать по пальцам одной руки.

В итоге же остается разве феминистская идея, вокруг которой разворачиваются все события. Именно это — причина исчезновения матери Энолы; именно это — причина бунта девушки против своих старших братьев, Майкрофта и Шерлока, когда те приезжают к ней в поместье; именно это, собственно, — фон истории с исчезновением маркиза Тюксберри, а впоследствии — поисков тех, кто жаждет его убить.

Мать Энолы прямо говорит ей: «Не дай сбить себя с толку другим людям. Особенно мужчинам!» Да и сама девушка поняла, что патриархальные традиции Англии (здесь речь идет прежде всего о корсетах) — «символ репрессий для тех, кто вынужден их носить».

Реакции Майкрофта и Шерлока на свободомыслие их младшей сестры — более карикатурные. И пусть это может вполне соответствовать исторической действительности (вспомним хотя бы «Скрытые фигуры» с их показательным неприятием афроамериканок в NASA), но отнюдь не подходит устоявшемуся образу Холмса-детектива.

Кстати, о Шерлоке. Еще до выхода фильма потомки Артура Конан Дойла подали на Netflix в суд. Мол, отходить от классического образа Шерлока нельзя, а в этой экранизации он вышел слишком человечным.

Энола действительно сделала с Шерлоком что-то невероятное: заставила его заниматься судьбой другого человека (то есть собой). Не сразу, конечно — ведь сначала девушкой пытался заняться Майкрофт, отправив ее в школу благородных девиц. Конечно, Энола убегает в ночь перед отъездом, не желая подчиняться патриархальному укладу викторианской Англии.

И когда няня Энолы укоряет Шерлока за то, что ему безразлична судьба 16-летней девушки, которая оказалась в незнакомом для нее мире... одним словом, вдруг у Шерлока, как говорится, внутри что-то щелкает, и он начинает ее искать. Насколько правдоподобной вышла эта метаморфоза — судить зрителю. Мне она показалась неубедительной.

До 16-летия воспитанием Энолы занималась ее мать Юдория (Хелена Бонем Картер). Она и научила свою дочь идеям, которые можно трактовать как феминистские: что женщина не обязана жить ради брака, мужа и детей; что она может заниматься тем, что ей нравится, одеваться так, как нравится — если коротко, быть независимой от мнения общества. Более того, Энола во время поисков матери внезапно решает найти и спасти маркиза Тюксберри, который в фильме (вероятно, умышленно) показан хрупким и беззащитным — опять же, в противовес стереотипам о мужчинах того времени.

Но крайне очевидные сюжетные недоработки ломают стройность феминистской идеи, которая должна была собирать сюжет и служить мотивацией героев.

Например, короткая сцена в начале фильма: героиня Хелены Бонем Картер в кругу единомышленниц готовится воплотить свои идеи в жизнь. Но если вы думаете, что мы узнаем что-то об этом — вас ждет разочарование. Ребусы матери приводят Энолу к какому складу с какими-то чертежами и кучей взрывчатки. А дальше — ничего. Знакомая матери Энолы отказывается говорить с ней о матери, а сама она (опять спойлер!) появляется в конце фильма и... просто благодарна дочери за то, что она сделала (а что она сделала?).

Все вышесказанное, впрочем, не отрицает замечательной игры главных актеров — Милли Бобби Браун (Одиннадцать из «Очень странных дел»), Генри Кавилла (Шерлок), Сэма Клафлина (Майкрофт), Луи Партриджа (маркиз Тюксберри) и других. Картинка — несмотря спорадическую компьютерную графику — прекрасно передает атмосферу викторианской Англии. И юмора ленте хватает: приему с обращениями Энолы непосредственно к зрителю уже сколько лет, а он до сих пор, как ни странно, работает.

Если коротко, «Энола Холмс» — фильм, который стоит двух часов просмотра хотя бы ради игры знакомых и любимых многими актеров и атмосферы эпохи. Но не ради интересного детективного сюжета.