«Если граждане США, Великобритании смогут легко приезжать в Узбекистан, то и Узбекистан сам будет открываться для мира»

Watch on YouTube

Даниилом Кисловым, главный редактор информационного агентства Фергана.ру

Новым президентом Узбекистана после смерти Ислама Каримова предсказуемо стал премьер-министр, временно исполнявший обязанности главы государства Шавкат Мирзиёев. Аналитики говорят: вряд ли его ждет такое же долгое и безоблачное правление, какое было у его предшественника. Накопилось и общественное недовольство, и социальные проблемы.

О том, что ждет Узбекистан, Громадское поговорило с главным редактором информационного агентства Фергана.ру Даниилом Кисловым.

- Для человека, который не следит за политикой и повесткой Узбекистана – какие главные вызовы, с которыми теперь придется столкнутся новому президенту страны?

- Новоизбранный президент Шавкат Мерзиёев выступал в течении всей избирательной кампании, и продолжает выступать сейчас с двумя вещами, двумя идеями. Первая – при бывшем президенте все было хорошо, Каримов был великий лидер, он увел Узбекистан очень далеко и это развитое государство, и у нас прекрасная политика и все практически идеально. Второй тезис – все нужно менять. По-моему, нужно менять все, потому что Каримов вел государство по плохому пути. Узбекистан погрузился в застой и теперь любые усилия, направленные на какие-то позитивные перемены, встречаются с большой-большой надеждой. Так вот главный вызов Мерзиёева, как мне кажется, оправдать эти надежды.

- Обещанные новым президентом перемены это такая предварительная и публичная легитимация готовящихся перемен? Какими эти перемены могут быть? Отпускание или закручивания гаек? Это договоры между разными группами элит и общества? На ваш взгляд, чего ждать-то?

- Конечно, надо понимать ситуацию в политике и экономике Узбекистана. Давайте скажем так: 25 лет Узбекистан жил без гражданского общества, общество не участвует в жизни государства. Страна жила без оппозиции, она вся вытравлена и посажена, или уехала-эмигрировала. Узбекистан жил и живет все 25 лет в условиях абсолютной закрытости власти. Я не думаю, что Мерзиёев начнет быстро менять именно эту модель политического управления. Он «плоть от плоти», то есть человек бывшего президента, человек того режима, который сейчас есть в Узбекистане, то есть он Каримов версия 2.0. Но он как прагматик и более молодой человек понимает очевидные вещи. Менять нужно прежде всего экономику. Сегодня опубликован его указ от 2го декабря о развитии туризма. Указ направлен на то, чтобы туристический сектор развить максимально быстро и очень эффективно. В Узбекистане много чего есть интересного посмотреть, но туристов приезжает мало. Почему? По разным причинам. И вроде бы кажется, что это указ экономический, направленный на усиление экономики и получения денег от иностранцев. На самом деле там есть пункт, который отменяет с 1 апреля визы для 15 самых развитых государств мира. Напомню, что безвизовый режим Узбекистан имеет только с некоторыми государствами СНГ, с Россией в частности. Весь окружающий мир визовый и очень жесткие условия по визам. Если граждане США, Великобритании и Франции смогут легко приезжать в Узбекистан, раньше этого не было, то наверняка Узбекистан сам будет открываться для мира.

- Даниил, на протяжении последних 25 лет постсоветское пространство жило в состоянии законсервированной постсоветской реальности, когда условно говоря, существовал какой-то центр, самый крупный объект в этой солнечной системе, под названием Российская Федерация, а все остальные страны в той или иной степени ходили по орбитам, в разной степени удаленности от главного объекта. А теперь, когда мы наблюдаем кризис, который происходит в самой России, например, из-за падения цен на углеводороды, многие эксперты говорят, что эффект домино в кризисе экономик может произойти и в других постсоветских странах. В Узбекистане чувствуется вот этот назревший кризис старой модели, когда по-старому нельзя, а по-новому непонятно как?

- Вы правильно сказали, что по-новому – это непонятно как. Например, то, что касается газа или нефти, то Узбекистан уже давно начал продавать горазда больше газа в КНР, чем в Россию. России не нужен среднеазиатский газ, но он нужен Китаю. Я хотел бы подчеркнуть, что Китай находится в узбекской экономике на первой месте по инвестиционному объему капитала. Но Узбекистан номер один по трудовым ресурсам из всей Средней Азии на территории России. Полтора миллиона узбеков находятся в России и работают здесь. Конечно, когда рубль упал, то они потянулись домой, а дома работы нет. Этот фактор давно уже все аналитики называли таким фактором, как бы, что Россия спасает Узбекистан от революции. Поскольку все эти полтора миллиона (а на самом деле людей задействованных в этом миграционном процессе гораздо больше – до 5-6-8 миллионов) узбекских граждан заняты работой в России. Если всем им некуда будет ехать и они останутся дома, где безработица составляет до 35% по некоторым регионам, то это может вызвать бунты от голода. Но пока этот процесс идет очень медленно. Есть данные о том, что мигранты осенью этого года снова потянулись в Россию, потому что на самом деле делать им нечего, и каждый рубль полученный здесь он все-таки помогает им прокормить семью. Это объективная проблема, не имеющая ничего общего с политикой России на этом пространстве. Это просто экономическая данность.

Ведущий Павел Казарин