«Если кто-то рядом стоит с автоматом, вряд ли выберешь вариант “Нет”»: псевдореферендумы на оккупированных территориях

С 23 по 27 сентября на украинских территориях, которые оккупировала россия, состоялись «референдумы» по вхождению в состав рф. Фейковые голосования провели в Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областях. Несмотря на то, что ни один из этих регионов не контролируется россией полностью, вопрос был поставлен о присоединении областей к россии в их административных границах.
К вечеру 27 сентября российские СМИ уже начали распространять информацию о результатах «волеизъявления». Ожидалось, отчитались о цифре более 90% «за». В так называемой ЛНР вообще нарисовали 98%.
Как «голосовали» на оккупированных территориях – в материале hromadske.

Херсонская область
В первый день так называемого референдума на некоторых «избирательных участках» оккупационные власти пытались создать атмосферу праздника. Людям раздали триколоры, а из акустических колонок звучали русские народные песни. Кто-то пустился в пляс и стал «звездой» пропагандистских медиа.
«Это не херсонцы, мы анализировали видео вместе с местными. Тех людей вообще не смогли идентифицировать, это завезенная публика. Цель — создание классической пропагандистской картинки. Более того, на большинстве участков мы видели, что люди не выходили на этот референдум. Они были пусты», — отметил депутат Херсонского областного совета Сергей Хлань.
Назначенный россией гауляйтер Херсона Владимир Сальдо пообещал херсонцам на участке, что «теперь они будут в безопасности под защитой россии». Очевидно, Сальдо говорил не о тех, кто не выходит на улицу и прячется дома от оккупационных властей.
«Моя бабушка осталась в Херсоне. С начала этого референдума она не покидала квартиру. Так делает большинство граждан, имеющих проукраинскую позицию», — рассказывает в комментарии уроженец Херсона Сергей.
Понимая, что ажиотажа на участках не будет, члены комиссий в сопровождении вооруженных военных начали ходить по домам, призывая голосовать. Правозащитникам из организации «Медийная инициатива по правам человека» стало известно, что оккупанты выломали дверь и ворвались в квартиру одного херсонца. Не требование «проголосовать» мужчина, которого зовут Виктор, ответил: «Я в Украине родился, здесь и умру! Мне терять нечего!» В бюллетене он указал, что не поддерживает инициативу референдума. После этого, по информации правозащитников, военные устроили разгром в его доме.
«Но даже если эти военные в составе делегации не прибегают к насилию, само их присутствие является фактором давления — принудить к голосованию», — отмечает документатор «Медийной инициативы по правам человека» Анастасия Пантелеева. Она добавляет: «Если кто-то рядом стоит с автоматом, то ты вряд ли выберешь вариант “Нет”».
Обход с оружием по домам — далеко не единственный способ привлечения местных к «голосованию». Как сообщает херсонское издание МОСТ, члены «избирательных комиссий» зазывали на «голосование» прохожих и не всегда даже проверяли паспорта. А еще «члены комиссий» заглядывали за ширмы для «голосования», подсматривали, где человек поставил галочку. Кроме того, на «голосование» в Херсоне представители «комиссии» сознательно приглашали людей из других регионов.
Главный редактор издания МОСТ Сергей Никитенко отмечает, что явка, о которой отчитываются оккупанты в Херсонской области, не соответствует действительности, а значит, это еще один фактор, который ставит под сомнение легитимность «голосования».
«Международное право предусматривает, что даже когда такой референдум о самоопределении проходит, в нем должно участвовать не менее половины населения. Оккупационные власти сообщают, что 50% проголосовали. Но 50% от кого? От списка избирателей? Однако его не существует, потому что они записывают этих людей в пустографку. Просто всех пришедших. То есть они не могут сказать, что 50% проголосовали, потому что неизвестно, как было рассчитано это количество».
Вечером 27 сентября пропагандисты сообщили, что в Херсонской области все голоса уже посчитали и нарисовали цифру 87,05% якобы «проголосовавших» за присоединение к россии.
Запорожская область
В соседней Запорожской области оккупанты сразу же прибегли к запугиванию. Так, по сообщению Главного управления разведки Минобороны, из-за катастрофически низкой явки избирателей в Энергодаре россияне заставляли «голосовать» людей под дулами автоматов прямо посреди улиц: «Сейчас улицы города и окрестных населенных пунктов практически пусты. Местное население сидит по домам, стараясь не выходить без крайней необходимости. По улицам ходят патрули военных рф с анкетами для голосования на так называемом референдуме. На всех встречных наводят оружие, выдают бюллетени и указывают, где именно нужно поставить галочку. Зафиксированы нередкие случаи принуждения “голосовать” за давно умерших родственников».
Вместо умерших родственников заставляли голосовать и в оккупированном с начала полномасштабного вторжения в Мелитополе, сообщил мэр города Иван Федоров. Однако мелитопольцы на так называемое голосование не шли.
В некоторых городах области россияне пытались создать видимость явки избирателей. В Бердянске с российскими военными повторно обходили квартиры тех, кто раньше отказался «голосовать». Однако, по сообщению Бердянского городского совета, горожане отказывались и после угроз. Тогда оккупанты прибегли к уловкам.
«В Запорожской области отключают свет, чтобы заставить людей, которые игнорируют этот референдум, выходить на голосование», — рассказывает Анастасия Пантелеева
На фоне псевдореферендума оккупанты уже начали раздавать повестки. По информации Генерального штаба, вызовы в военкоматы стали поступать тем жителям Запорожской и Херсонской областей, которые раньше пошли получать российское гражданство. Впрочем, по словам главы Запорожской ОВА Александра Старуха, опасность принудительной мобилизации в оккупационные войска существует для всех жителей области.
«На временно оккупированных территориях есть реальная опасность для мужчин. Захватнические власти планируют в очередной раз нарушить правила ведения войны и провести мобилизацию на наших территориях, заставляя украинских мужчин воевать против своего народа. С этой целью на пропускном пункте вблизи Васильевки уже запретили выезд мужчинам 18-35 лет», — говорит Старух.
В некоторых городах и селах людей, которые отказывались голосовать, сразу задерживали и увозили в неизвестном направлении. Такую информацию, по словам директора Департамента культуры и информационной политики Запорожской ОВА Владислава Морока, ему сообщили люди из оккупированной Васильевки.
«По домам ходят женщины с переносным ящиком для голосования и бюллетенями. Их сопровождают пять вооруженных военных. Люди ставят галочки “за”, потому что на них направлены автоматы. Тех, кто пытается протестовать или ставить “против”, забирают».

Донецкая область
Особенно циничным выглядит так называемое голосование в почти уничтоженном россиянами Мариуполе. Одна из членов «избирательной комиссии» Елена в комментарии Reuters заявила, что местные якобы ищут любую возможность «проголосовать». А больные или прикованные к постели, мол, звонят по телефону и просят прийти к ним домой.
Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко делится другой информацией. По его свидетельству, 23 сентября «голосование» в городе началось под дулами автоматов. Людей останавливали на улице и заставляли голосовать.
«На сегодняшний день в Мариуполе более 90 тысяч человек, которые могут голосовать. Не более 10% этих людей — откровенно пророссийская публика. Все остальные — это те, кого удалось поймать на улице», — рассказывает Андрющенко.
А в последний день референдума, чтобы создать картину массовости, оккупанты привлекли к «голосованию» россиян, работающих в городе на строительстве. «Там примерно 15-20 тысяч строителей, и почти все они голосовали на референдуме. То есть граждане россии открыто решают судьбу “волеизъявления” украинского Мариуполя», — отметил Андрющенко.
В этот же день мужчины в Мариуполе начали получать сообщения с требованием явиться в военкомат, сообщают в городском совете. Оккупанты обосновали решение тем, что по результатам псевдореферендума Мариуполь войдет в состав россии. В то же время Мариупольское сопротивление обнародовало документы из оккупационной администрации, согласно которым мобилизация в городе начнется 10 октября.
Учитывая эту информацию, Андрющенко советует мужчинам бежать из Мариуполя: «Пока граница с россией открыта. Из-за россии с украинским паспортом — в какую-то нормальную страну. Например, в страны Балтии. В Грузию опять же».
В то же время оккупационные власти сообщили, что явка на «референдуме» в Донецкой области якобы превысила 86%. Глава Донецкой ВГА Павел Кириленко считает, что кремль нарисовал все цифры: «У всего цивилизованного мира и вообще у людей сознательных, со способностью критически мыслить, сомнений нет: то, что устроила россия на оккупированных территориях, иначе как фарсом не назовешь».
Одно из наиболее вопиющих нарушений прав человека произошло в оккупированной Еленовке. Там россияне заставили «голосовать» пленных украинских военных и сняли это на видео.
«Мы понимаем, что в местах лишения свободы на человека могут оказывать дополнительное давление. Угрожать его жизни или здоровью», — подчеркивает документатор «Медийной инициативы по правам человека» Анастасия Пантелеева.

Луганская область
«Если в первый день так называемого референдума вооруженные военные делали только поквартирный обход и заставляли голосовать во дворах, то на выходных мужчины с автоматами осматривают места массового скопления людей. В частности, рынки — проверяют документы и направляют на “избирательный участок”», — рассказывает о ситуации с псевдореферендумами в Луганской области глава ОВА Сергей Гайдай.
По его словам, роль наблюдателей выполняют только пять человек из Беларуси и Камеруна, имеющих международную аккредитацию.
«Нигде не объявляется количество отдавших голос — только процент. В разрушенных почти полностью Лисичанске, Северодонецке, Рубежном оккупанты заявляют о явке от 41% до 46%, но в то же время у них нет списков населения, которое в этих городах осталось», — добавляет Гайдай.
По его подсчетам, в Северодонецке осталось около 10 тысяч местных. До полномасштабного вторжения в городе проживало 110 тысяч человек.
Оккупанты могут считать 46% от тех 10 тысяч человек, которые остались в Северодонецке. А это всего 4,5 тысячи. Люди, выехавшие на подконтрольную Украине территорию, организовали протесты против псевдореферендума, сообщает Telegram-канал «Северодонецк | ЛХС 1934».
Луганской области нарисовали 98,42% желающих за вступление в состав россии.

«Эти земли — Украина»
«российское правительство может официально объявить, что референдум завершен, и объявить результаты. Это исключит возможность продолжения каких-либо дипломатических переговоров с президентом рф, и он это прекрасно знает. Я говорил об этом публично. Думаю, что это очень опасный сигнал от путина, свидетельствующий о том, что он не собирается заканчивать эту войну», — сказал в интервью CBS News президент Владимир Зеленский.
Со своей стороны генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал псевдореферендумы нелегитимным и «грубым нарушением международного права». А также написал в Twitter: «Эти земли — Украина». Столтенберг заверил, что наши союзники из НАТО «непреклонны» в своей поддержке суверенитета и права Украины на самооборону.
Автор: Евгений Шульгат
- Поделиться: