«Эта страна меня не бросит». Под Изюмом погиб Роман Ратушный. Вспоминаем активиста и павшего воина

Роман Ратушный, боец 93 ОМБр «Холодный Яр»
Роман Ратушный, боец 93 ОМБр «Холодный Яр»Твиттер Романа Ратушного

«Чем больше россиян мы убьем сейчас тем меньше россиян придется убивать нашим детям», — писал Роман Ратушный в твиттере, перед тем как отправиться воевать на Восток.

Общественный активист, киевлянин, которому было небезразлично, что происходит за пределами его дома. С первого дня полномасштабной войны Роман вступил в ряды территориальной обороны Киева, позже присоединился к 93 ОМБр «Холодный Яр». 8 июня Роман погиб.

Редакция hromadske выражает искренние соболезнования родным и всем, кто знал Романа. В память о нем мы публикуем этот текст.

Роман Ратушный на Изюмском направленииТвиттер Романа Ратушного

«Эта страна меня не бросит»

17-летний Роман Ратушный, первокурсник киевского колледжа, в ноябре 2013-го не думал, идти ли ему на Майдан — с детства мать брала его с собой на акции протеста, и когда 30 ноября 2013 года «Беркут» разгонял на Майдане Независимости студентов, Роман был среди них. Когда бежал по Прорезной, получил от силовиков палкой по спине и ноге.

11 декабря во время попыток зачистить центральные улицы Киева от активистов Роман также пострадал от беркутовцев.

Через пять лет спустя, в 2018-м, в своих воспоминаниях о Революции достоинства Роман делился с журналистами hromadske такими мыслями:

«Для меня все это было не зря, потому что я вижу огромное количество изменений в этой стране, которые произошли только благодаря Майдану. 

Без Майдана, без демонстрации реального сопротивления властям этих вещей не было бы. Сейчас я чувствую себя полностью свободным человеком в этой стране. И эту страну я чувствую своей. Понимаю, что если эта страна меня не бросит. И у меня есть возможность достучаться до этой страны».

После окончания Революции достоинства началось рассмотрение судебных дел Майдана.

Через пять лет после избиения беркутовцами Роман говорил так:

«Я бы не сказал, что все затягивается. Я не вижу высококвалифицированных кадров в стране, которые могли бы это дело вот так [быстро расследовать]... Я думаю, что в мире таких кадров нет, которые могли бы расследовать. А еще нужен судья, который рассмотрит это дело и вынесет приговор... Мы или хотим, чтобы это дело было нормально расследовано, а потом не обжаловано в ЕСПЧ и других инстанциях, или мы хотим, чтобы “генпрокурор быстренько расследовал мне для политических бонусов”».

В 2021 году Европейский суд по правам человека удовлетворил заявление Ратушного и признал, что во время силового разгона было нарушено его право на мирный протест.

Потерпевший во время разгона акции протеста на Майдане Независимости Роман Ратушный на заседании Шевченковского райсуда Киева по рассмотрению уголовного дела о разгоне Евромайдана, 29 июля 2015 годаАлександр Синица / УНИАН

«Нельзя принять решение о защите своего дома. Это автоматическая история, здесь нет выбора»

После Революции достоинства Роман получил высшее юридическое образование, работал журналистом, занимался проектом «Метро на Троещину».

«Мы задалбывали чиновников за то, что они не делают свою работу, раскрывали всякие неприятные коррупционные истории и так далее», — рассказывал Роман. — Потом я делал информационный ресурс, мы писали об энергетике, о тендерных сделках с дизельным топливом на “Укрзализныце”, кучу всего».

В 2019-м, после избрания Владимира Зеленского президентом, в Протасовом Яру (месте, неподалеку от которого жил Роман) началась история с незаконной застройкой: вместо исторической зеленой зоны планировали возвести жилой комплекс.

За этим стояла днепровская компания ООО «Дайтон групп», бенефициары которой — Геннадий Корбан и Олег Левин.

Местные жители сразу вышли на акцию протеста, вместе с ними и Роман.

Через несколько дней он возглавил общественную инициативу «Защитим Протасов Яр».

Роман устраивал акции протеста, велопробеги, автопробеги с громадой Протасового Яра. Активист обращался к городским властям, подавал иски в суды по поводу незаконной застройки зеленой зоны.

«После первых выигранных судов от криминалитета в лице Корбана и его адвоката Андрея Смирнова мне начали поступать угрозы. Я описываю ситуацию президенту, говорю, что мне угрожал Корбан. Он говорит: “Да, я знаю, угрожал Корбан. Очень важна ситуация”. 

Я говорю, что угрожал и Андрей Смирнов, заместитель главы вашего офиса, в интересах Корбана. На что он мне ответил: “Ну он же угрожал до назначения”», — рассказывал Ратушный hromadske.

Роман получал информацию из разных источников, что его могут похитить и убить. Ему приходилось скрываться, за его домом следили. Полиция открыла уголовное производство по статье «Угроза убийством».

«Мама не видела меня уже полтора месяца. Но она отлично понимает, что иначе не получится. Нельзя принять решение о защите дома. Это автоматическая история, здесь нет выбора», — говорил в интервью Роман.

Национальные и международные правозащитные организации внесли Ратушного в список общественных активистов, подвергающихся преследованиям из-за своей правозащитной или общественной деятельности.

Поход в политику

В 2020 году Роман решил идти на местные выборы с партией «УДАР».

«Мы не боролись с Кличко, мы с Корбаном боролись год. А с Кличко мы занимались демократией снизу. Мы показывали, что нужно сделать, чтобы нам было легче сражаться. Большинство из того, что мы от него требовали, он делал», — объяснял Роман свое решение журналистке.

В общественной организации «Защитим Протасов Яр» заявляли, что они стремятся иметь своего представителя в Киевсовете, поэтому Роман баллотируется от партии «УДАР» в 12-м округе.

В общественной организации также рассказывали, что с «УДАРом» был заключен Меморандум об обеспечении представительства в городском совете.

Согласно ему, «УДАР» обязывался голосовать за проекты, которые будет подавать Ратушный, если его изберут депутатом. Кроме того, партия должна была самостоятельно инициировать создание парка на всей территории Протасового Яра и противодействовать застройке.

«Это месть за мою деятельность»

По результатам выборов Роман в Киевсовет не прошел. Впрочем, активизм он не оставил: выходил на акции протеста по делу Екатерины Гандзюк, участвовал в протестах за освобождение Сергея Стерненко.

В марте 2021 года около Офиса президента провели акцию «Не слышишь? Увидишь». Кроме освобождения Стерненко активисты требовали свободы для подозреваемого по делу Шеремета Андрея Антоненко, а также отставки генпрокурора Ирины Венедиктовой и министра внутренних дел Арсена Авакова.

Во время акции митингующие расписали стены здания ОП, двери, подожгли табличку «Президент Украины», запустили несколько фейерверков.

Впоследствии семерым активистам сообщили о подозрении в незаконных действиях.

Ратушному сообщили о подозрении по двум статьям Уголовного кодекса: части 2 статьи 194 (преднамеренное уничтожение или повреждение имущества) и части 4 статьи 296 (хулиганство). Активисту грозило до 10 лет лишения свободы.

Роман рассказывал, что это связано с его работой в должности главы общественной инициативы «Защитим Протасов Яр»:

«Это месть за мою деятельность по защите Протасового Яра от незаконной застройки Геннадия Корбана». 

29 марта Печерский районный суд Киева взял Ратушного под круглосуточный домашний арест до 24 мая. Защита подала апелляцию, и 21 апреля апелляционный суд отпустил активиста без избрания меры пресечения.

Роман Ратушный возле Киевского апелляционного суда после рассмотрения апелляционной жалобы на решение о его круглосуточном домашнем аресте, 21 апреля 2021 годаВиктор Ковальчук / УНИАН

«Прошу тех, кто принялся очищать Киев от последствий российских обстрелов, очистить мой город и от имперской копоти».

С первого дня полномасштабной войны Роман пошел в территориальную оборону Киева. Позже присоединился к 93-й механизированной бригаде «Холодный Яр». Был в разведке 2-го мотопехотного батальона.

В его соцсетях, в частности, есть фото из освобожденного Тростянца Сумской области.

После этого Роман был на Харьковском направлении под Изюмом. Журналисты hromadske пересекались с Романом под Барвенково, когда приезжали туда снимать репортаж.

«Коротко об успехах на Изюмском направлении. Еще пару недель назад это была передовая, где остановиться сделать фотку было немного опасно. А теперь это уже глубокий тыл, где можно попить энергетик перед выходом». — писал Ратушный в своем твитере.

Роман носил шеврон с гербом Киева, неоднократно упоминал город в сообщениях в соцсетях — в том числе и о том, что памятники российским писателям в Киеве нужно демонтировать.

«Я не могу присоединиться к дерусификации, потому что сейчас под Изюмом в строю 93 ОМБр “Холодный Яр” (тот самый Холодный яр, который Булгаков изображал бандитами). Поэтому прошу тех, кто принялся очищать Киев от последствий российских обстрелов, очистить мой город и от имперской копоти», — писал Роман в твиттере.

8 июня 24-летний Роман Ратушный погиб под Изюмом.

Роман Ратушный показывает свой шеврон с гербом КиеваТвиттер Романа Ратушного