«Это выстрел не только в Вороненкова» — Геннадий Гудков

Watch on YouTube

Бывший депутат российской Госдумы Геннадий Гудков прокомментировал “Громадскому на русском” версии убийства бывшего парламентария Дениса Вороненкова.

Бывший депутат российской Госдумы Геннадий Гудков прокомментировал “Громадскому на русском” версии убийства бывшего парламентария Дениса Вороненкова.

Насколько для вас было предсказуемо такое развитие событий?

Непредсказуемо. Я не ожидал, что такое может произойти, с учетом того, что все, что сейчас связано с Вороненковым и Максаковой, приобрело гиперпубличность.

Но для многих это все-таки было предсказуемо, самому Вороненкову не раз задавали этот вопрос, не боится ли он за свою жизнь, находясь здесь, в Киеве. И многие увидели в этом логический итог, к сожалению.

Одно дело — сталкиваться с ненавистью и какими-то угрозами, другое дело, когда это все приводится в исполнение. Это редкий случай, когда в момент такой публичности что-то происходит. Совершенно очевидно, что первая версия — это какой-то российский след. Вопрос — какой, но тем не менее он возникает. И если российская власть к этому не причастна —а такая вероятность тоже существует, — то она должна быть первой заинтересована в выяснении истины в этом вопросе, тщательном расследовании и установлении убийц, заказчиков и организаторов этого убийства. То, что это убийство по мотивам какой-то политической ненависти, что это может быть политическая месть, политическая расправа, — никаких сомнений нет.

Скажите, а на чем вы основываетесь, когда говорите, что это российский след?

Я вкладываю широкий смысл в эти слова. Ну, например, Борис Немцов был убит, и в наших кругах, в московских кругах, распространяется слух, что это был просто “подарок” федеральной власти. То есть не сама федеральная власть заказала Бориса Немцова, а это был некий “подарок” людей, которые решили таким образом показать свою лояльность. Я имею в виду другие эшелоны власти. Не исключено, что это была группа или несколько человек, которые планировали убить Вороненкова, связанные с Донецком, с Луганском, с теми формированиями, которые практически никем не контролируются, которые имеют оружие, взрывчатку, имеют навыки и тому подобное. Это первая версия.

Вторая версия — это могли быть какие-то люди, которые радикально настроены по отношению к власти, какие-то радикальные группировки внутри России — они также могут быть связаны и с донецкими, и с луганскими своими «коллегами», если можно так выразиться. Вполне возможно, что они могли запланировать такой “подарок” власти.

Третья версия — это непосредственное участие государственных служб в организации убийства. Мотив понятен— это месть и планы свести счеты. Чтобы, как говорится, неповадно было депутатам, входившим в российский истеблишмент, бегать по заграницам и компрометировать власть. Понятно, такой мотив тоже может быть.

Четвертый мотив — это может быть спонтанное решение каких-то людей в Киеве, неважно, русские это или украинцы, которые ненавидели Вороненкова, увидели его там — и решили свести счеты.

Но то, что это не очень похоже на действия власти, говорит то, что осталось очень много улик, и самое главное — киллер был не очень опытный, он не смог привести, как говорится, приговор в исполнение, и уйти с места преступления.

Сообщается, что киллер все-таки умер в больнице. Расскажите, каким образом преподносят эту ситуацию российские медиа, в каком ключе обсуждается то, что произошло?

По-моему, сейчас не обсуждается. На официальном уровне идет дежурная информация. Каких-то комментариев нет, высказываются различные предположения, но не более того. На мой взгляд, пока сформировавшейся версии в российских СМИ нет.

Был комментарий господина Пескова, пресс-секретаря Путина, и он сказал “это не наша тема”. Вот это «не наша тема» звучит странно, потому что, когда Денис Вороненков приехал сюда и вся эта история оказалась публичной, в российских СМИ об этом много говорили.

Конечно, Песков неправ хотя бы потому, что, я повторюсь, если российская власть не причастна, она должна быть первым интересантом в том, чтобы докопаться до истины в этом вопросе, чтобы были сняты подозрения. Потому что в последнее время слишком много вранья и слишком много подозрительных моментов. Я их перечислю. Был убит Борис Немцов. Совершенно очевидно, что это сделано российской властью, неважно, в чьем лице. Странная смерть Чуркина. До этого англичане вполне официально, на самом высоком уровне обвинили российские власти в отравлении Литвиненко — и так далее. Совершенно очевидно, что, если сейчас происходят похожие вещи, подозрение падает на российскую власть. А она должна либо доказать свою непричастность и в этом смысле быть самой заинтересованной стороной в оказании помощи украинской стороне, либо тогда все заявления смотрятся не очень грамотно сделанными. Еще раз подчеркиваю: нет более заинтересованной стороны, чем российская власть.

Каким это может быть сигналом для российских оппозиционных политиков?

Я считаю, что это выстрел не только в Вороненкова. Если к этому причастна российская власть в любых ипостасях — ориентированные на власть радикальные группировки, поддерживаемые властью плохо управляемые полубандформирования в Донецке и Луганске — тогда это сигнал: “Живыми вы не уйдете!”. Это очень плохой сигнал. По большому счету, такие вещи кончаются масштабными гражданскими конфликтами внутри страны, потому что власть слабеет, у нее кончаются ресурсы, резервы, она в международной изоляции —и много еще последствий такой агрессивной политики. А если еще и системно расстреливать своих политических оппонентов, людей, критикующих власть, это будет сигналом о том, что никаких методов, кроме силовых, в диалоге с властью нет. Я не думаю, что в Кремле не понимают этой опасности.

Посмотрим, что будет. Даже если киллер умер, главное, что сейчас будет установлена его личность, его связи, его перемещения в последнее время, его контакты. Я думаю, что многое станет ясно в ближайшие дни.