Еврокомиссия предлагает продлить «транспортный безвиз» с Украиной, но с новыми требованиями
Европейская комиссия предлагает внести изменения в транспортное соглашение с Украиной. Хотя объем самого соглашения остался неизменным, к украинским перевозчикам ужесточились требования.
Об этом идет речь на сайте Еврокомиссии.
В высшем органе исполнительной власти Европейского Союза объяснили, что предлагают внести изменения в «транспортный безвиз» с Украиной, учитывая «уроки», полученные при выполнении текущего соглашения. Также Еврокомиссия стремится «облегчить» выполнение соглашения государствами-членами.
В частности, новое предложение предусматривает:
- обязательно наличие документов, подтверждающих, что транспортный оператор должным образом уполномочен осуществлять международные перевозки и что перевозки осуществляется в соответствии с договором;
- обязательно наличие специальных документов, удостоверяющих, что операция без груза напрямую связана с транзитной или двусторонней операцией;
- усиление соблюдения операторами автомобильных грузовых перевозок обязательств, связанных с операциями, разрешенными в соответствии с соглашением, борьбой с мошенничеством или подделкой документов водителя и нарушениями безопасности дорожного движения: такие нарушения могут привести к изъятию лицензии;
- новая мера предосторожности: в случае, если на национальном рынке автомобильных перевозок в определенной географической зоне наблюдаются серьезные нарушения, то соглашение может быть приостановлено в этой географической зоне.
В Еврокомиссии уверены, что эти меры будут «способствовать реализации соглашения без ущерба для взаимной выгоды».
Европейский комиссар по вопросам транспорта Адина-Иоана Валеан отметила, что временные транспортные соглашения с Украиной и Молдовой способствовали экспорту и импорту двух стран после того, как они потеряли важные транспортные пути из-за российского вторжения в Украину. Но в то же время, по ее словам, «транспортный безвиз» может «по-разному влиять» на операторов автомобильных перевозок по всему ЕС.
«Вот почему в сегодняшнем предложении по поводу соглашения с Украиной мы также рассмотрели, как мы можем улучшить соглашение в дальнейшем, упростив его имплементацию и выполнение и введя защитную оговорку на случай негативного влияния на региональные рынки в ЕС», — объяснила еврокомиссар.
Напомним, ранее Евросоюз обещал активизировать проверки соблюдения договоренностей со стороны перевозчиков, экспортирующих украинское зерно. Так, в ЕС стремятся решить проблемы протестующих фермеров.
Больше контекста
В июне 2022 года Украина подписала с ЕС соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом, известное также как «транспортный безвиз».
«Пути солидарности» между Украиной и ЕС создали как альтернативу портам Черного моря, которые блокировала россия. Соглашение позволило перевозить жизненно важные грузы в Украину, такие как горючее и гуманитарная помощь, одновременно помогая украинским товарам, таким как зерно, руда, сталь и сопутствующим товарам, добираться до ЕС и остального мира.
На практике соглашение означало, что ЕС будет признавать украинские водительские права, а украинским перевозчикам больше не потребуются разрешения для въезда на территорию блока. Эта проблема раньше тормозила украинские экспортные возможности.
Вместе с отменой таможенных пошлин и тарифов на украинские товары соглашение дало украинскому бизнесу экономию в десятки миллионов долларов и открыло для украинской продукции новые возможности на европейских рынках.
Однако «транспортный безвиз» привел к протестам со стороны польских перевозчиков в ноябре 2023 года. В конце концов Польша пожелала внести изменения в соглашение между Украиной и ЕС.
- Поделиться: