Фальстарт Путина на Керченском мосту

15мая Путин зарулем грузовика вголове колонны строительной техники проехал Керченским мостом воккупированную Керчь. Там онвыступил перед рабочими истроителями. Событие широко транслировали российские СМИ, живо обсуждали изапределами страны—оккупанта.

Сергей Мокрушин

15мая президент РФ Владимир Путин зарулем грузовика во главе колонны строительной техники проехалпо Керченскому мосту воккупированную Керчь. Там онвыступил перед рабочими истроителями. Событие широко транслировали российские СМИ, живо обсуждали изапределами страны-оккупанта.

Вчастности, взаявлении представителяЕС открытие автомобильной части моста назвали еще одним фактом нарушения территориальной целостности Украины. Согласно тексту заявления, несанкционированное Украиной строительство моста— это нетолько «дальнейшая принудительная интеграция незаконно присоединенного полуострова кРоссии иего изоляция отУкраины», ноисущественное препятствие судоходству вКерченском проливе.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин вTwitter назвал мост «путем вникуда». Президент Украины Петр Порошенко конкретизировал направление: мост «обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым».

История строительства

Тема строительства моста для соединения Крыма сРоссией была элементом неодной политической кампании еще дороссийской оккупации Крыма. Мост всвое время начинали строить иЛеонид Кучма, иВиктор Янукович (именно вовремена его президентства подписали договор онамерениях строительства моста, изкоторого Украина выйдет в2014 году после оккупации Крыма). Однако, похоже, никто кроме электората этуидеювсерьез невоспринимал. Дороссийской оккупации полуострова.

Первое поручение построительству моста через Керченский пролив российский премьер-министр Дмитрий Медведев дал вразгар операции пооккупации Крыма— 3марта 2014года. Тогда приказали специально создать акционерное общество, котороебы вдальнейшем выступало заказчиком строительства моста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оставаться украинцем вКрыму— спецрепортаж соккупированного полуострова

Поэтому крымчанам рассказывали опланах строительства, колеблясь между вариантами моста или тоннеля через пролив, пока нерешили, что это будет именно мост.19,3км через остров Коса Тузла вместо значительно более короткого варианта через косу Чушка.

После того, как оккупированный Крым попал под европейские иамериканские санкции истало понятно, что частных инвестиций небудет, схему значительно упростили. Заказчиком определили государственное Управление строительства дорог «Тамань», агенподрядчиком— друзей Владимира Путина: сначала попроцедуре закупки уодного участника заказ получила структура Геннадия Тимченко, после его отказа— «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как сопредседатель движения «Крым наш» борется с«Артеком»— репортаж изГурзуфа

Вместе сдлиной моста ипереходом заказа между друзьями Путинавыросла истоимость— с28млрд рублей (около $452млн) мост подорожал до222 (около $3,5млрд). Общая стоимость моста вместе сподъездными путями исистемой охраны приближается к300 млрд рублей (около $4,8млрд).

Российский президент Владимир Путин открыл движение поавтодорожной части незаконно возведенного Керченского моста ваннексированном Крыму. Мост соединил материковую часть России саннексированным полуостровом, 16мая 2018. Фото: EPA-EFE/ ALEXANDER NEMENOV/ POOL

Открыли недострой

Контракт настроительство моста подписали вфеврале 2015года. Тогдаже утвердили график работ— полностью завершить ихпланируют вдекабре 2019года.

Пографику финансирования мост еще далек отзавершения. В2018 году вцелом надо освоить наосновном строительстве 40млрд рублей (около $645 млн), в2019-м— еще 11,5млрд (около $186 млн). Тоесть впереди— четверть отвсего объема работ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мост впроливе как бревно вглазу— оцене керченской переправы

Поэтапного графика строительства вобнародованной документации нет. Носудя посамому тексту договора, запуск автомобильного ижелезнодорожного сообщения поКерченскому мосту должен состояться вдекабре 2018года.

Фактически строительство автодорожной части Крымского моста, которую открывал Владимир Путин 15мая, завершилось 28апреля— именно тогда вроссийской Анапе подписали акт приема работ.

Опоспешном открытии моста свидетельствует иограничение движения, скоторым 16мая открывается Керченский мост для автомобилистов. Разрешено движение только легкового транспорта скоростью до90километров вчас. Тогда как взадании напроектную документацию указываются другие параметры— 120 километров вчас без ограничения для грузовиков.

Похоже, есть еще минимум одно отличие отпроекта. Высота арок поконтракту должна была составить неменее 35метров, втоже время поданным министерства Украины поделам временно оккупированных территорий, фактическая высота подмостового судебного габарита— 33метра.

Строительство моста через Керченский пролив, 14 марта 2018 года. Россия начала строить мост после аннексии полуострова. Его длина — 19 километров. Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

Строительство моста через Керченский пролив, 6мая 2018. Навремя проведения работ движение поКерченскому проливу незаконно перекрыли, что привело кубыткам украинских портов ыАзовском море. Фото: EPA/ MAXIMSHIPENKOV

Суды исанкции

Ссамого начала многие эксперты скептически относились кпроекту. Главными аргументами невозможности его реализации называли неудачный предыдущий опыт, нерентабельность сооружения, особенности геологии дна Керченского пролива ипогодных условий наповерхности, сейсмическая активность. Ивконце— дороговизна моста: как прямых расходов российского бюджета, так ибудущих потерь из-за решения международных судов исанкции.

Всентябре 2016США ввели санкции против 18строительных, транспортных иоборонных компаний, среди которых оказались иорганизации, реализующие проект строительства моста. Под санкциями оказались институт «Гипростроймост», который разрабатывал проект, оценщики проекта «Главгосекспертиза России» идочерняя компания «Строгазмонтажу» «СГМ-мост». Виюне 2017 года под экономические ограничения попала также и«Крымская первая страховая компания», которая застраховала мост.

Прокуратура Автономной республики Крым, которая сейчас находится вКиеве, проводит уголовное производство пофакту строительства моста через Керченский пролив, на предмет причастностикстроительству сооружения проверяют около десяти европейских компаний.

Прокуратура Нидерландов заявила овероятной причастности кстроительству семи голландских компаний, которые обошли санкции Евросоюза.

Украина направила ходатайство вАрбитражный Трибунал Конвенции ООН поморскому праву озащите суверенных интересов Украины, вчастности, всвязи спротивоправным возведением Керченского моста.