«Ферму и машину переписал на управляющего, но это все его». Репортаж о домашнем аресте Паши-Мерседеса

«Ферму и машину переписал на управляющего, но это все его». Репортаж о домашнем аресте Паши-Мерседеса
hromadske

Солнечное утро 7 апреля. Окраина села Вороньков, в 40 километрах от Киева. Журналисты hromadske — возле особняка митрополита Павла, по паспорту Петра Лебедя, а по-народному Паши-Мерседеса. 61-летний владелец дома уже неделю находится здесь под домашним круглосуточным арестом. СБУ объявила ему о подозрении в «распространении религиозной розни», а также «отрицании российской агрессии и глорификации ее преступлений». Согласно решению суда, до 30 мая он должен находиться по месту регистрации, носить электронный браслет и не выступать публично, в том числе через соцсети.

Служба церковная и правоохранительная

С улицы Молодежной, где расположен дом, его трудно разглядеть из-за высокого забора. Обходим сбоку через соседний незастроенный участок. Путаясь в молодой траве и прошлогодних сорняках, думаю: когда в последний раз нога бывшего наместника Лавры ступала по влажной, топкой земле? Вспоминаю его туфли с монограммой, в которых он был в суде. Такие от бренда Bowhill Elliott стоят больше 25 тысяч гривен. Жако мазать их в мирской грязи.

Размышления прерывает звук службы из дома. Сегодня большой христианский праздник — Благовещение. Через несколько часов увидим, как из ворот выскочит Mercedes-Benz Vito на 8-10 человек с затемненными стеклами. А один из сельских бизнесменов позже расскажет, что его посетили знакомые патрульные. Они ехали домой после круглосуточного дежурства, перед этим проверили электронный браслет священника.

«Паша спустился к ним со второго этажа, где шло богослужение. Внизу было много прислуги. К митрополиту приехала служба поддержки из Лавры, а может, близкие прихожане. Ну не для себя же ему править? Мы с ребятами пошутили, сможет ли Паша скрыться? Но нет: браслет как жучок работает, показывает на карте местонахождение. И ребята из СБУ следят», — говорит бизнесмен.

Напротив входа в поместье в тени стоит серебристая Skoda Octavia, внутри — коренастые мужчины. Они фотографируют всех, кто заходит-выходит в ворота. Я поинтересовалась, кто они.

«Лучше не спрашивайте», – ответили вежливо, но холодно. И отвернулись.

Небольшой дом на 580 «квадратов»

И журналистов, и местных усадьба митрополита заинтересовала после огласки в медиа. Когда и как она построена, никто не помнит. Говорят, это делалось быстро. Она стоит на окраине у поля, поэтому никто особо и не видел, как велось строительство лет 15 назад (есть информация, что этим занималась фирма «Уютный дом», которая реставрировала Лавру. Дом для Павла Лебедя в Воронькове якобы стал откатом, который в церкви называют «пожертвованием»).

В зажиточной деревне поместий хватает, люди не очень удивлялись еще одному. А если кто и хотел удовлетворить любопытство, то ограждение и охрана не позволяли.

В 2015-м активисты Автомайдана сняли усадьбу с коптера. Через год Паша-Мерседес попытался продать дом за 1,3 миллиона долларов. В объявлении о продаже говорилось о доме с мраморным полом с подогревом, мебелью, изготовленной западными мастерами, хрустальными люстрами и бытовой техникой от бренда SMEG (например, электрочайник этой фирмы в Украине стоит почти 7 тысяч гривен, холодильник 128 тысяч — ред.). На снимках и видео виден весь участок на 40 соток. Помимо дома хозяина площадью 580 квадратных метров есть еще гостевой на 170 «квадратов», беседка. Все это окружают газоны, среди которых проложены дорожки.

Тогда у местных жителей разгорелся интерес к такой новости. Впрочем, собственность продать не удалось И со временем о пустом доме, где не светилось ни одно окно, а лишь мигал огонек в доме охраны, позабыли. Только в марте из-за скандалов в Лавре местные жители вспомнили про роскошный особняк Лебедя, увидели новые фото. Возмутились ложью митрополита в суде 1 апреля о «небольшом доме», в котором «не на чем спать, нет тепла, света, нет ни кружки, ни ложки».

В Воронькове смеются: «Да-да, такая маленькая тюрьма, всего-навсего на 580 “квадратов”, негде переночевать».

Историю о доме, где есть статуэтка золотой рыбы, люстры, поднимаемые кранами, а также золотая стена, обсуждали несколько дней.

Обходим двухэтажную усадьбу. Поодаль сквозь голые деревья дом из кирпича просматривается лучше: панорамные окна, балкончики, лепнина, дымоходы для каминов. Все — будто вчера построено, явно за жильем и двором с экзотическими деревьями ухаживали.

По соседству с Павлом Лебедем через огороды живет Алла. В ее дворе привязаны четыре небольшие собаки, каждая в своей будке.

«Если там чего-то и не было, то быстро завезли и подключили. Нам в окна видно: после 1 апреля имение засветилось, как елка по праздникам. А напротив дома Павла есть еще один, в таком же стиле. Это его казначея», — говорит Алла.

Женщина возвращается в дом. Один из псов срывается и бежит за мной, стуча цепью и лая. Хорошо, что он еще более испуган, чем я, — убегает, когда повышаю голос.

Свиньи, коровы и куры от Паши

Вороньков – большое село, 4,5 тысячи жителей. Вокруг леса, озера, до Днепра 10 километров — там есть пляжи, рыбалка, причал для лодок. В центре двух- и трехэтажные дома, парк с детскими площадками, большая школа с тренажерами возле нее, дом культуры. Есть больница с рентгеном и стоматологией. Работают «Новая почта» и «Укрпочта», ЦНАП, банкоматы, кафешки. Супермаркет, строительный магазин и куча мелких лавок. Удивил магазин с фермерскими продуктами. В деревне, где есть свои коровы! В общем, местный люд в Киев за необходимым давно перестал ездить, а если и надо, то до метро «Харьковская» — 40 минут маршруткой.

В селе есть аграрное хозяйство «МПЛ “Агро”». На его сайте говорится, что занимаются растениеводством и молочным скотоводством. Возделывают 12 тысяч гектаров земли в Киевской, Черниговской, Житомирской областях. Имеют 800 дойных коров, разводят свиней и кур. Продукцию можно купить на месте или на рынке: корма, зерно, масло, продукты мясные и молочные, яйца. В Воронькове продавцы от «МПЛ “Агро”» торгуют каждую субботу. В другие дни — в соседних селах. И очереди выстраиваются. Потому что домашнее молоко 100 гривен за трехлитровую банку, а от местного агрария — 75.

Принадлежит эта компания, по информации Bihus.info, Александру Матвиенко. На него же оформлен и 400-й Мерседес, на котором ездит митрополит. В селе говорят, что настоящий хозяин и агрохолдинга, и автомобиля — Павел Лебедь.

Комментируют со смехом: «Переписал на водителя или управляющего, но это все его».

«При СССР в селе был совхоз, — объясняет Галина, которой на вид под 70. Она отказывается называть фамилию и фотографироваться, боится даже говорить громко. Но рассказать хочется. Мы стоим в ее дворе, с побеленными деревьями и вскопанным цветником. Женщина держит собаку, которая порывается выскочить за ворота. — Потом Павел Дмитриевич (Лебедь) стал вроде правопреемника, то есть все выкупил, многим людям в селе давал работу. Доярки получали втрое больше, чем учителя. Люди могли выписать и поросенка, и корову — там хорошие породы разводили. Да что хочешь! И дешевле, чем на рынке. Постепенно работы становилось меньше. У меня двоих соседей сократили. А сейчас туда нанимают только “западников”. Говорят: “Для местных работы нет”. Живут работники на территории хозяйства, в общежитиях. Но я про другое хочу сказать: сколько Павел Дмитриевич помогал деревне! И продукты школе и саду, и краску на окна, и бензин на школьные экскурсии, на олимпиады в Киев, а как кому нужна машина на похороны — давал бесплатно».

Женщине досадно, что митрополит под арестом: «Я не знаю, что там в Лавре делается. Не видела. Верю, что тот, кто ошибся, станет на правильную дорогу».

Давно пора гнать московских попов

На Павла Лебедя в селе злы. Он — олицетворение московского патриархата, а следовательно, российской агрессии.

По дороге встречаем 53-летнего Сергея Исая. Черноволосый и одет во все черное, только синие глаза горят. Мужчина свирепствует:

«Давно было время закрыть этот патриархат, это гнездо. И Ющенко, и Порошенко прекрасно знали, что это за ублюдки, и ничего не делали. Рассадник москвы, понимаешь, развели в центре Киева. А они топят за войну! Всех сук подсрачниками гнать до границы! А Пашу посадить на 100 лет только за то, что ведет прямую агитацию против безопасности страны! Если бы его людям в руки отдали, он в наших болотах остался бы. Но взялись по закону, пусть делают, посмотрим».

В парке гуляют мамы с детьми. Подхожу к одной группе узнать их мнение о недавних событиях.

«Нечего московскому патриархату делать в Украине, — отзывается самая активная, с мишкой в руке. — Пусть на россии держат церкви и хозяйство».

«Самое страшное, что из-за него на Воронькову теперь красный крестик. Может прилететь нам, — перебивает рыжая в очках. — Он же хотел в россию рыпнуться, а его там не ждут. Где гарантия, что его не уберут, потому что он знает такое, чего они не хотели бы распространять?»

Вдоль дороги под крытым навесом импровизированный базарчик. Пожилые женщины торгуют молочными продуктами и овощами. На вопросы о митрополите оживляются. Гудят наперебой:

«Давно пора гнать, он же сказал, что будет в Украине, пока последнего украинца не отпоет. Что это такое?»

«Он как в Лавру ехал или в москву к своим дружкам-батюшкам, то творог и сливки покупал на базаре, потому что домашнее, хорошее, а не то, что намешано со своего хозяйства».

«Наши паи были у него сначала, а потом забрали землю и перешли к другому фермеру. А почему? Потому что его управляющий был груб к нам, и платят меньше. Однажды денег не дали совсем, тыкали то яйца, то сыр, то молоко. У нас у самих такое есть. А у другого хозяина по совести: кроме денег, дают мешок сахара, мешок муки, 5-6 литров растительного масла. И вовремя. А у Паши могли ждать выплат до Нового года».

Заходим в сельсовет. 72-летняя Любовь Чешко, глава Вороньковской громады, отвечает рассудительно, как и подобает человеку на ее должности:

«Поместили, пусть сидит. Но я хотела бы, чтобы Павел Лебедь находился в другой точке, а не в Воронькове. Его усадьбу пусть отдали громаде, мы там сделаем реабилитационный центр для военных».

Говорит, знает, кто такие «батюшки», лучше не иметь с ними дела. Вспоминает, что судилась когда-то с митрополитом, правда, не уточняет почему. Его оштрафовали.

Коварный московский патриархат

С утра мы побывали в воронковском храме в честь Рождества Божьей Матери. Он подчиняется Украинской православной церкви московского патриархата. Маленькая кирпичная церковь, как домик, расписана внутри. На службу пришло не более двух десятков прихожан. 67-летний отец Леонид служит на церковнославянском. Его не любят в деревне, хотя он тут около 40 лет.

Рассказывают, «если не крестишь ребенка в его церкви, будешь с батюшкой на ножах», «если кто-то крещен в Борисполе, а умер в Воронькове, то Леонид не отпоет». Что раньше в церкви было так: есть звонарь, есть староста, перед людьми отчитывались: сколько заработали, сколько потратили. А сейчас все в одних руках: батюшка, матушка, их дочери. Делают бизнес». Не нравится вороньковцам и то, что у отца Леонида есть такса на услуги: скажем, крестить ребенка — 1000 гривен, похоронить — столько же.

С этим как-то мирилось, но после полномасштабного вторжения отношение изменилось.

«Мой муж — его крестник, — рассказала одна из мам в парке, которая убаюкивала малыша в коляске. — И они нормально общались. А когда мужчина пошел в ВСУ и наведался к батюшке за иконкой, тот развернулся спиной: “Я вас не знаю” — “Как это? Вы же мой крестный” — “Я вас не знаю”, — и захлопнул дверь».

Отец Леонид поминал в молитвах патриарха московского кирилла (несколько месяцев назад прекратил). Поэтому прихожан в его церкви значительно поубавилось. Осталось несколько сгорбленных бабушек, которые либо привыкли сюда ходить, либо не могут добраться до церкви в соседнем селе. Местные радуются, что меньше людей несут деньги Леониду, а значит, меньше их поступит в Лавру и дальше — в москву.

Мы пришли домой к отцу Леониду, чтобы услышать его мнение о митрополите Павле, хотя оно понятно из недавних призывов на проповедях ехать в Киев «отстаивать Лавру».

Обычный дом, без роскоши, бородатый мужчина в спортивных штанах подметает во дворе.

«Вы отец Леонид?»

«Ну, так что? – ворчит и исчезает в веранде из стеклопакетов. Из дома выходит осторожная женщина в очках, застегнутая под подбородок. Матушка.

«Сейчас пост, надо молиться и молчать, — запечатывает губы крестом. — Можно только людям помогать. Чем вам помочь?

«Пусть отец Леонид выйдет для комментария».

«Он устал после службы и говорить не будет».

Хороший батюшка и патриотизм

Большинство воронковцев ездят в церковь в соседний Кийлов. Там храм высокий, красивый и батюшка хороший — отец Максим.

«Максим человечный, добрый, внимательный», — говорят женщины с базарчика.

Одна с зелеными глазами и в зеленом платке рассказывает:

«Мы ездили к нему святить машину. Так батюшка обошел и спереди, и сзади, и все двери открыл, так старался. Я устала ждать, — смеется. — Даю ему деньги, а он: “Положите в ящик сколько можете”. Никогда таксу не устанавливает».

Ее перебивает другая: «Вот батюшка так батюшка!»

Отца Максима хвалят: и священник толковый, и бизнес имеет. Это людям по душе. Значит, видно, откуда у него деньги. И все, кого я спрашивала, какого патриархата церковь, отвечали: киевского! Потому что службу ведет на украинском. «А мы все за Украину и за украинскую церковь».

Любовь Чешко рассказала, что в десяти селах, входящих в их громаду, всего четыре храма подчиняются Православной церкви Украины, семь — УПЦ МП. В частности, и церковь в Кийлове.

«Мы собирали наших священников. Все согласились перейти под Киевский патриархат, как только будет распоряжение от государства. А люди ходят к батюшке, который нравится. Максима уважают. Но и на отца Леонида никто не жаловался. Если громада выскажет недовольство, будем что-то делать».

Почему же никто не хочет не только выгнать, а хотя бы пожаловаться на местного священника, спросили мы у жителей села.

«Нууу, это дело власти».

«А он ничего такого не натворил. Вот как будет такое, как в Хмельницком, когда поп военного избил, то мы и своего за бороду вытащим».

«Некому организовать это дело. У главы села голова другим забита. А чтобы принять решение, нужно собраться, провести собрание, проголосовать. Легче по норам сидеть».

А что же митрополит Павел? На этой неделе в суде будет рассмотрена апелляция его адвоката о круглосуточном домашнем аресте.