Референдум в Нидерландах закончился. Что дальше?

Ган тен Брьоке, депутат от Народной партии за свободу и демократию (Нидерланды)

После референдума по Соглашению об ассоциации с Украиной в Нидерландах, журналистка Жанна Безпятчук взяла интервью с Ганом тен Брьоке, депутатом от Народной партии за свободу и демократию (Нидерланды).

— Этот референдум многие считают вотумом недоверия политике ЕС, способом выразить недовольство ею. Вы, как правительственная партия, замечаете это острое недовольство?

— Действительно, сейчас существует большое недовольство политикой ЕС. Развивается одновременно много кризисов — например, кризис беженцев, с которым Евросоюз до сих пор не справился. Кроме того, есть кризис евро. Это все, конечно волнует людей, это можно понять. Но это соглашение не о Европе, а о сотрудничестве со страной на внешних границах Европейского союза. Это соглашение, которое касается будущего Украины. Оно способствует развитию свободной торговли. Нидерланды — это нация, для которой торговля является приоритетом. По объему инвестиций в Украину Нидерланды — на третьем месте среди всех стран мира. Поэтому ассоциация должна была для нас иметь положительное значение. Она также привносит стабильность в наши внешние границы, поэтому я очень активно ее поддерживаю.

— Могли бы вы объяснить максимально доступно, какое влияние на процесс пересмотра ратификации Соглашения будет иметь парламент Нидерландов?

— Мы общаемся с вами, когда официальные окончательные результаты еще не известны. Если подтвердится, что явка была 30% и выше, то это означает, что достигнут нужный минимум. Это значит, что рекомендация, которую нам дали наши избиратели — ведь у референдума консультативный характер — должна быть принята во внимание, причем очень серьезно. То есть мы должны будем пересмотреть закон, который сделал для нас обязательным соблюдение Соглашения об ассоциации с Украиной.

— Что это значит «пересмотреть закон» в этом случае?

— До сих пор, мы никогда не делали этого, поэтому вопрос пока открыт для дискуссии. Сначала правительство Нидерландов должно принять соответствующее решение. После этого в игру вступит парламент. И мы, депутаты, должны будем что-то решить. Но мне сейчас очень сложно прибегать к каким-то спекуляциям на эту тему.

— Как результаты референдума могут повлиять на внешнюю политику Нидерландов? Вы лично видите связь между негативным для ассоциации результатом и интересами России? Такой результат играет на руку последней, и расшатывает позиции ЕС и Нидерландов в отношениях с этой страной?

— Я не считаю, что нам в этой ситуации нужно слишком сильно переживать относительно России. Я при всем этом выступаю за хорошие отношения с Россией. Но надо быть честными: Россия проникла на восток Украины и аннексировала Крым. Мы заключали Соглашение об ассоциации с Украиной, опираясь на принципы уважения к ее территориальной целостности и неприкосновенности ее границ. Но это соглашение прежде всего призвано развивать свободную торговлю, оно писалась в интересах предпринимателей. И оно несет стабильность.

/Жанна Безпятчук, Анна Цигима, Громадське.Світ