«Германия меняет свою доктрину нацбезопасности»

Константин фон Эггерт, журналист телеканала «Дождь»

Константин фон Эггерт, журналист телеканала «Дождь»

О возможности Холодной войны

Холодная войнана самом деле была очень жестким противостоянием. Если между Россией и Евросоюзом холодная война действительно начнется всерьез, то это будет очень заметное явление для мировой безопасности. Конечно, оборонное ведомство обязано представлять именно так картину, потому что военное руководство ФРГ, несомненно, смотрит через сугубо военную призму на все, что произошло в Крыму, на события на востоке Украины. Так что вполне естественно, военные реагируют на угрозы. Но какое будетпринято окончательное решение — это еще не ясно. На мой взгляд, как раз сегодня в Берлине мы видим тенденции по очень заметные прежде всего исходящие из министерства иностранных дел и лично от министра иностранных дел Штайнмайера, по созданию некой новой атмосферы, которая позволила бы, на мой личный взгляд, размыть Минские соглашения при всем их несовершенстве.

Ввести больше игроков в то, что происходит на Востоке, в том числе, ОБСЕ. И затем подвести дело к такой ситуации, при которой можно было бы ослаблять, а затем и снимать санкции с России. Согласитесь, в отношении страны, которая обозначена в качестве угрозы, причем, военной угрозы, такое делать будут едва ли. Поэтому я абсолютно уверен, что вокруг окончательной редакции этого документа ведомости федерального канцлера будут еще битвы. Потому что, несомненно, хотя этот документ он является таким ориентировочным, но то, что написано пером, не вырубишь топором.

О доктрине национальной безопасности России

Доктрина национальной безопасности России прямо указывает на НАТО, как на угрозу безопасности России. Насколько я помню, упоминаются так называемые цветные революции, которые развязываются разного рода российскими силами на постсоветском пространстве. Россия довольно ясно обозначила своих врагов и из выступлений российских руководителей ясно, что это, несомненно, Запад, НАТО. США — вечный, главный противник, с которым у нашей элиты «отношения любви и ненависти» одновременно. Здесь все абсолютно понятно, чётко и ясно. Национальная идеология, которая куется сегодня государственным телевиденьем — это идеология России как осаждённой крепости. И враги, прежде всего западного происхождения.

Об антиамериканских настроениях в Евросоюзе

Очень серьёзное разочарование и Евросоюзом, и конкретно канцлером, Ангелой Меркель в Москве есть. Но надо прямо признать, Германский класс, или как у вас говорят, Германский политикум не однороден. И наследие так называемой восточной политики социал-демократов 70-х годов, прежде всего Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, особенно в среди социал-демократов немецких существует. Это очень важный элемент их взглядов на мир. И идея такова, что с Россией нужно иметь максимально хорошие отношения практически любой ценой. Этот политический тренд от Германии никуда не ушел. Поэтому я и говорю, что дискуссии вокруг того, что противник, кто не противник, я думаю, будут довольны жесткие.

Кроме того, нужно не забывать — есть позиция канцлера Ангелы Меркель, которая действительно жестко выступает за продолжение нынешней политики, но есть и позиция министра иностранных дел, есть позиция германского бизнеса. И есть такой латентный, но довольно заметный в последние 15-20 лет «антиамериканизм» в немецком обществе. Прежде всего, в левых сегментах, которые тоже давят на правящий класс.

В Германии очень многие, особенно на левом фланге воспринимают все, что происходит в Украине, как некий такой элемент глобальной экспансии США, Западных идей. А нам это не нужно. Мы хотим держать Америку несколько подальше. Холодная война закончилась. Эта тенденция тоже существует. Я уверен, что вокруг этого еще будут серьезные баталии. Потому что в каком-то смысле решения о том, какой будет немецкая внешняя политика сегодня тоже немножко подвешено. Неясно, пойдет ли Ангела Меркель на переизбрание в следующем году на парламентских выборах. Так что все это немножко висит в воздухе. Но на мой взгляд, я думаю, в Киеве тоже это заметили, тенденции в Берлине в последние время скорее такие, что давайте мы все-таки попытаемся придумать как все это дело вывести из Минского тупика. Как придумать некую идею, при которой всем было бы хорошо — и овцы целы и волки сыты. Это такая классическая схема немецкой социал-демократии. У нее есть сторонники в других странах Евросоюза. Так что да, установочные документы установочными документами, но конкретные политики будут пытаться продвигать конкретные идеи. Так что, я думаю, баталии еще будут.

«Громадское на русском» 7 июня 2016 года
Ведущие: Ксения Туркова, Юрий Мацарский