«Главарей ИГИЛ отпускают за 6000$» — журналистка о ситуации в Мосуле

Watch on YouTube

В программе:

5 месяцев иракская армия и её союзники ведут осаду Мосула. Второй по величине город Ирака уже три года под контролем Исламского государства. Сейчас от исламистов освободили восточную часть города. Жители западной части Мосула массово покидают город. По оценкам гуманитарных организаций, на подконтрольной ИГИЛ территории, могут находиться до 700 тысяч мирных жителей. Ситуацию в городе близка к гуманитарной катастрофе: не хватает еды, питьевой воды, медикаментов. Подробности с места событий от корреспондента Громадского Катерины Сергацковой

— Расскажи, что происходит в Мосуле, а точнее в его освобожденной восточной части.

— Я была в восточном Мосуле. Смотрела как налаживается жизнь на освобожденной территории. Там есть ощущение пустоты, тишины, не все еще вернулись. У многих разбомбленные дома, и они вынуждены жить в лагерях для беженцев. Тем не менее улицы чистые. Их подметают и приводят к какому-то нормальному виду, начинают работать некоторые магазины. В западном Мосуле ситуация очень тяжелая. Там нет ни воды, ни света, все коммуникации разрушены. Есть районы где все дома снесены под чистую. Работала авиация и было очень много минометного огня. Сейчас где-то 40-50% западного Мосула освобождены. Люди сотнями выходят из освобожденных районов, потому что раньше они не могли выйти. Те районы, которые были заняты боевиками ИГИЛ – были закрыты, и они не выпускали никого, кто хотел оттуда выехать. Местные жители рассказывали, что людей расстреливали на выезде.

— Многие эксперты говорят о том, что боевики ИГИЛ также пытаются выходить с окружения, скрываясь среди местного населения. Как обустроена эта линия разграничения?

— Рядом с Мосулом находится фильтрационный центр, куда привозят беженцев, которые выехали из освобожденных частей города. Их сперва кормят, а после этого проверяют документы, сверяя с базой. Когда я была в этом центре при нас задержали двух мужчин, которых подозревали в том, что они были боевиками «Исламского государства». Дальше их отправляют в тюрьму. Как рассказывали мне военные, которые занимаются розыском ИГИЛовцев, то очень часто с тюрьмы этих людей освобождают за деньги. Например, ИГИЛовцы, которые местные, их выпускают за небольшие деньги – примерно за 25 $. Главарей ИГИЛ отпускают за 6 тысяч $. Военные сомневаются в том, что когда город будет освобожден, то ИГИЛовцы не вернутся, ведь они вернутся назад. Военные опасаются, что скоро ИГИЛ начнет снова набирать силы.

— Сообщение о возможной гуманитарной катастрофе: отсутствии еды, воды, медикаментов. Насколько эта ситуация безальтернативная? Её можно как-то предупредить?

— Честно говоря я не видела, чтобы кому-то не хватало еды или воды в этом фильтрационном центре. В самом городе эта проблема есть. Нету доступа медиков ко всему населению. Местные рассказывали, что большую роль отыгрывают волонтеры. Есть много гуманитарных организаций, которые привозят вещи первой необходимости, а потом эти волонтеры их развозят.

— У Ирака есть союзники в войне против Исламского Государства. Кто конкретно помогает Ираку в освобождении Мосула?

— Можно говорить об Америке, они здесь есть и тренируют иракскую армию. Французские подразделения здесь тоже работают. Союзников очень много, но ключевую роль играет полиция Ирака, которая занимается боевыми действиями на позициях. В освобождении восточной части большую роль отыграли бойцы американских частей.

— Какую гуманитарную перспективу мы можем понять исходя из того, что происходит? Ирак «потянет» еще дополнительных беженцев?

— Сложно сказать. Пока сложно сказать насколько хорошо организованы правительственные расселения, но лагеря беженцев развернуты, и они довольно удобные и практичные. Огромный плюс в том, что сейчас весна и не будет холодно, как это было зимой. Как мне кажется, ситуация более-менее нормальная.

— Говорят ли военные о том, сколько может продлится освобождение Мосула?

— Военные говорят о периоде в полтора - два месяца. Это если все будет хорошо и погода не подведет.

— То есть к лету ситуация изменится

— Скорее всего.