Как сделать государственные компании независимыми и эффективными?
Спецпроект RE:ФОРМА
«За 15 лет велосипед купили, вот и все реформы»
— Маршрут у меня — на 18 километров, — рассказывает Любовь Лукаш, почтальон Русановского почтового отделения, в Броварском районе Киевской области. Ежедневно они с еще двумя коллегами-почтальонами встречают почтовую машину, сортируют корреспонденцию и отправляются по знакомым маршрутам.
Любовь Лукаш — одна из трех почтальонов в селе Русанов
Так женщина разносит письма и газеты уже в течении 15 лет. Где-то просто кладет газету в почтовый ящик. Кто-то уже ждет лично, чтобы заодно расспросить про сельские новости. Зарплата, говорит Любовь, хоть и минимальная, но бросать свою работу даже не думает:
— Меня ждут ежедневно. Люди знают, что дождь, снег — но я все равно приду. У меня такие старички есть, к которым никто, кроме меня, и не заходит.
Каких-либо реформ на «Укрпочте» за свою 15-летнюю деятельность женщина не помнит. Несколько лет назад, правда, почтальонам выделили велосипеды. Работать стало легче, потому что в дни доставки периодики сумка с газетами может весить более 10 килограммов.
— Я видела, как за рубежом почту разносят — с велосипеда на газончик газетки бросают. Нам так не жить, — смеется почтальон.
Велосипеды купили несколько лет назад, правда, ремонтировать их почтальонам приходится за свой счет
Укрпочта сегодня. Большая и малоэффективная
Почтальонов, как Любовь Лукаш, в Украине 32 тысячи. Всего в компании «Укрпочта» — 79 тысяч работников. И почти 12 тысяч отделений по Украине. Это больше, чем у любого украинского банка. Но огромный потенциал компании, как и большинства других государственных, использовался не слишком эффективно. Поэтому сейчас только каждое пятое из почтовых отделений имеет компьютер. Восемь из десяти — убыточны.
В 2015 году «Укрпочтой» доставлено более 507 миллионов экземпляров периодики, выплачено более 74 миллионов единиц пенсий и социальных выплат.
Компания владеет помещеними площадью более 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров. В автопарке — 3600 грузовиков. Средний пробег машины — 15 лет. Каждая пятая — в нерабочем состоянии.
Прибыль предприятия за прошлый год — 53 миллионов гривен. Три четверти Укрпочта, как унитарное предприятие, перечислила в госбюджет. На развитие компании осталось 13,5 миллионов. Если все эти средства ежегодно тратить только на компьютеризацию отделений, это займет 30 лет.
В селе, где работает Любовь Лукаш, компьютер был бы совсем не лишним. Сейчас отделение почты в Русанове — это и сама почта, и центр предоставления услуг, и магазин, и билетная касса, и мини-банк.
Сюда приходят оплатить коммунальные услуги, получить денежные переводы, оформить субсидии. Сложно представить, что все это делается без компьютера. На стареньком кассовом аппарате.
Технологии далекого прошлого.
— Это даже не прошлый век. Это середина девятнадцатого, когда услуги на бумажках предоставляются — говорит о таких «технологиях» директор ГП «Укрпочта» Игорь Смелянский.
Компанию возглавил летом этого года, пройдя конкурсный отбор Кабинета Министров. Менеджер уволился из американской аудиторской компании и вернулся в Украину. Главной своей задачей Смелянский видит кардинальное обновление компании.
Игорь Смелянский стал директором Укрпочты, пройдя конкурсный отбор Кабинета Министров
— Мне очень интересно создать компанию, которая станет основой новой украинской экономики, — говорит он.
Также он рассказывает: на Западе почтовые компании — это успешные логистические компании. У нас же десятки лет ничего не делалось для обновления предприятия, а если и дальше ничего не делать — ресурса хватит на несколько лет.
Чтобы показать, как работает «Укрпочта» сегодня, господин Смелянский приглашает нас в Главное предприятие по обработке и отправке почты. Это огромное здание рядом с центральным железнодорожным вокзалом в Киеве. Даже такое расположение — пережиток прошлого, когда почту перевозили железнодорожными вагонами. Вагонов давно нет, а расположение Центра никто не изменил. Десятки почтовых грузовиков ежедневно утром и вечером съезжаются к центру города, преодолевая пробки и создавая новые.
Внутри Центра за последние несколько десятилетий изменилось тоже немное. Мрачные стены, длинные коридоры, старое оборудование. Сюда попадают письма и посылки со всей страны — десятки тысяч в день. Все это надо быстро рассортировать и отправить по адресам в различные регионы. Посылки сортируют на конвейерной ленте, письма раскладывают вручную в ящики, каждая из которых соответствует конкретному населенному пункту.
За рубежом такую работу выполняют специальные машины. Но их цена для Укрпочты неподъемная. И сейчас это не является приоритетом для компании — количество писем из года в год падает, поэтому в «Укрпочте» хотят сосредоточиться на перспективных направлениях деятельности.
Прежде всего, это та же компьютеризация. Имея огромную сеть отделений, в «Укрпочте» хотят сосредоточиться на том, чтобы предоставлять как можно больше услуг людям. Игорь Смелянский подчеркивает — для этого нужны большие инвестиции. А чтобы компания стала интересной для инвесторов, нужно провести изменения в ее управлении.
Что такое реформа корпоративного управления
Сделать не только «Укрпочту», но и другие государственные компании прибыльными — одна из целей реформы корпоративного управления.
2 июня этого года Верховная Рада ввела новые, рыночные методы управления государственными предприятиями. Среди их основных принципов — возможность создания Наблюдательных советов.
Это коллегиальный орган, в который входят делегированные государством и независимые специалисты. Их задача — контролировать деятельность компании. В частности, именно наблюдательный совет назначает и освобождает руководителя предприятия, утверждает условия контракта с ним, согласовывает финансовый план предприятия и отчет о его выполнении.
Большинство в составе наблюдательных советов государственных компаний должны составлять независимые члены, избранные на конкурсной основе. Ими не могут быть госслужащие, лица, которые есть или были связаны с предприятием и их близкие родственники.
Первым предприятием, которое уже имеет Наблюдательный Совет, является НАК «Нафтогаз Украины». Еще в 15 крупнейших госкомпаниях правительство планирует создать их до конца года. Для этого в Кабинете Министров готовят подзаконные акты, детализирующие порядок их создания.
В частности, предлагается, что в состав наблюдательных советов должны входить от 5 до 11 членов, которые являются экспертами в финансах, стратегическом планировании или в виде деятельности, которым занимается предприятие. Член наблюдательного совета избирается на 3 года и не может занимать эту должность более 3 сроков. Одновременно он может входить не более, чем в пять наблюдательных советов.
Их создание планируется сделать обязательным для государственных компаний с активами более 2 миллиардов гривен или с оборотом в полтора миллиарда. Всего таких предприятий — 41.
В планах: 15 успешных предприятий за три года
Создание наблюдательных советов должно уменьшить влияние политиков на государственные компании и предотвратить одностороннее принятие важных решений. Это, а также прозрачная финансовая отчетность, должны повысить эффективность компаний.
Народный депутат Оксана Продан, впрочем, отмечает, что предприятие должно остаться под государственным контролем:
— Компания должна быть в государственном управлении, но при этом хочется, чтобы она была эффективной, как частная структура. Именно для этого и нужна корпоратизация, — объясняет она.
Заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Кузнецов добавляет, что реформа корпоративного управления поможет также бороться с коррупцией и привлечь крупные инвестиции в предприятия.
— Мы максимально стараемся отойти от политического управления предприятиями. На практике это будет означать, что решение в компаниях будут приниматься прежде всего, основываясь на целесообразности и стратегии самих предприятий. Мы хотим, чтобы все предприятия были успешными, дорогими, могли привлекать средства, развиваться и платить дивиденды в бюджет.
По замыслу министерства, реформа корпоративного управления поможет в перспективе трех лет сделать 15 крупнейших компаний, которые составляют 70% всех государственных активов, успешными и эффективными.
Игорь Смелянский не против, чтобы таким стало и вверенное ему предприятие, хотя и понимает, что с точки зрения свободы принятия решений создания Наблюдательного совета будет ограничивать его лично.
— Сейчас единственный исполнительный орган — это я. Это, может, и очень приятно, но это не международная практика управления компанией, — говорит он.
Смелянский объясняет — инвесторы придут только тогда, когда будут уверены, что даже если сменится руководитель компании, то направление ее движения останется неизменным.
— Это то, чего мы хотим, — резюмирует руководитель «Укрпочты».
А как у них. Эстония
Балтийские страны после обретения независимости максимально быстро переходили на западную модель менеджмента. Закон о корпоративном управлении был принят на пике приватизации — в 1995 году.
Одним из успешных примеров корпоративного управления государственной компанией стала частичная приватизация, а затем и продажа Eesti Telekom. В 1999-м году 49% акций государственного холдинга продали на международных торгах, победителем которых стал шведско-финский телекоммуникационный гигант «Телиасонера». Его представители вошли в наблюдательный совет, как и представители правительства. Государство оставило себе также блокирующий пакет акций — 29%.
Eesti Telekom одной из первых в Европе запустила 3g стандарт связи
Результаты корпоратизации были молниеносными. Уже в конце того же года чистая прибыль компании выросла почти вдвое — с 19 до 36 миллионов долларов. Стоимость акций и капитализация компании ежегодно росла. В 2005 Eesti Telekom одной из первых в Европе запустила 3g стандарт связи. В 2009 году эстонское правительство продал остаток своих акций владельцу основного пакета за более чем 300 миллионов евро. Сейчас бывший Эсти Телеком — крупнейшая телекоммуникационная компания Эстонии.
«RE: Форма» — это совместный проект Гражданской сети ОПОРА, Hromadske.UA, телеканала UA:Перший и Программы USAID РАДА
- Поделиться: