Громкий законопроект о мобилизации: что изменится

Вечером 25 декабря Кабинет Министров внес в Раду законопроект об изменениях в мобилизации, который анонсировался высшим руководством еще месяц назад и ожидаемо вызвал общественный резонанс.
Среди изменений — снижение призывного возраста, электронные повестки, отмена статуса «ограниченно пригодных», новые ограничения для «уклонистов», изменение сроков ротаций и демобилизации.
Заявленная цель — совершенствование мобилизационных мер, военного учета и самой военной службы. Как следствие — рост населения, желающего стать на защиту страны.
Законопроект еще ожидает обсуждение в профильном комитете, а затем — голосование в зале парламента.
Очевидно, из-за шквала реакций коммуницировать о новых изменениях вынужден был сам главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный. Впервые за время полномасштабного вторжения он дал пресс-конференцию.
Почему некоторые нормы сам главком называет обманом? Какая реакция на законопроект у украинцев, военных и экспертов? Все о главных изменениях, которые предлагает ввести правительство, — в материале hromadske.
Гневные комментарии
Едва ли не каждая новость об изменениях в мобилизации вызывала возмущение в соцсетях. Украинцы жалуются на усиленные меры, которые якобы копируют то, что делает россия; в целом свидетельствуют о демотивации; советуют депутатам «начинать с себя». Приводим примеры достаточно типичных реакций.
«Пункт, которого все ждали: “установление ограничения прав граждан Украины, которые уклоняются от взятия на военный учет и прохождения военной службы”. Это уже как в эрефии, или еще нет?!»
«Вот пусть с себя начнут. Покажут пример».
«Алё, а про демобилизацию?»
«Этот проект — плюс 1001 повод для коррупции, странный Электронный кабинет призывника, который еще никто в глаза не видел, а также ограничение свободы без решения суда — то есть наплевали на судебную систему и предоставили ТЦК право стать огромной мафией и бандой».
Конечно, не все комментарии однозначно против таких изменений — другие корреспонденты уверены, что усиленные меры оправданы. Они подчеркивают, что у нас идет тяжелая полномасштабная война, а родные тех, кто уже почти 2 года на фронте, требуют справедливости.
«Те, у кого мобилизованы близкие, хотят, чтобы и другие украинцы пошли на фронт. Они считают это справедливым. Дело идет к конфликту внутри украинского общества».
«Украине либо воевать, либо сдаться. Третьего не дано. А если воевать, то для этого нужны люди».
Главные изменения
Некоторые изменения, предложенные в законопроекте, уже «перезрели» — утверждает в комментарии юрист уголовного права Никита Татаринов.
«С одной стороны, принятие этого акта исправит неточности (например, определит статус срочников) и усилит обороноспособность нашей страны. Однако этот законопроект содержит много "новелл", которые пока не обеспечены правовыми механизмами, что ставит под сомнение возможность их реализации», — говорит юрист.
Далее — подробнее о предложенных изменениях.
Смена призывного возраста
Правительство предлагает снизить призывной возраст с 27 до 25 лет. А еще ввести ограничение прав граждан, уклоняющихся от взятия на военный учет и прохождения военной службы.
Электронные повестки
В законопроекте предлагают, чтобы повестка о вызове в территориальный центр комплектования и социальной поддержки могла быть отправлена через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста или по электронной почте.
Повестка также может быть вручена гражданину лично:
- в помещении военкомата его представителями;
- по месту жительства (пребывания) представителями ТЦК или полицейскими;
- по месту работы сотрудниками военкомата, работодателем или полицейскими;
- в общественных местах представителями ТЦК или полицейскими.
Уважительными причинами для неявки в ТЦК являются:
- препятствие стихийного характера, заболевание гражданина либо другие происшествия;
- смерть его близкого родственника или близкого родственника его жены (мужа).
Авторы законопроекта ссылаются на создание электронного кабинета в «Порядке, установленном Кабмином». Впрочем, самого порядка до сих пор не существует, говорит юрист.
«Поэтому мало информации, по которой можно было бы делать выводы, в каком виде и кому будут поступать электронные повестки и какая ответственность будет предусматриваться за их игнорирование», — добавляет Татаринов.
Единый реестр должников
Военнообязанных и резервистов, вовремя не прибывших в воинские части, предлагают вносить в Единый реестр должников. К ним будут применяться временные ограничения в виде:
- запрета выезда за границу;
- запрета на проведение операций с движимым и недвижимым имуществом;
- ограничения на право управления собственным транспортным средством и получение водительского удостоверения;
- ограничения права на использование и распоряжение средствами и другими ценностями;
- отказа в заключении кредитного договора и договора ссуды;
- приостановки получения льгот и услуг от государства.
Эти ограничения будут отменены по сообщению руководителя ТЦК и СП.
С возможным «реестром уклонистов» тоже возникает много вопросов. Будет ли он открыт? Кто будет иметь к нему доступ и на какой стадии человек будет приобретать статус «уклониста»?
«Ограничения прав и свобод граждан во время военного положения возможны. Однако не совсем ясны механизмы, которыми государство будет обеспечивать такие ограничения. Как можно обеспечить ограничение права распоряжаться средствами и другими ценностями? То есть будут арестовывать банковские счета людей? Открывать уголовные производства? В настоящее время Уголовный кодекс Украины не предусматривает уголовной ответственности за неявку в ТЦК», — отмечает Никита Татаринов.

Ротации
Предлагается, чтобы военнослужащие не позднее чем через 6 месяцев непрерывного участия в отпоре вооруженной агрессии подлежали замене (ротации) для отдыха и восстановления боеспособности по решению военного командования.
Период восстановления должен составлять не менее двух месяцев. Военнослужащие при восстановлении боеспособности по их желанию перемещаются в боевые подразделения воинских частей на равнозначные и высшие должности.
Впрочем, судя по словам самого главнокомандующего Валерия Залужного, правительственный законопроект по крайней мере в этом пункте идет в разрез с позицией Генштаба. Ведь для реализации нужна полноценная «скамейка запасных».
«Законодательно прописывать, что мы будем двигаться таким образом (ротация через 6 месяцев — ред.)? Поверьте моему 30-летнему опыту службы в ВСУ и почти 10 годам войны: это, скажем так, обман в нынешних реалиях», — отметил Залужный на пресс-конференции.
Демобилизация через 3 года
Среди оснований для увольнения с военной службы, в частности, по собственному желанию, в документе есть:
- окончание срока службы (если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу) в случае непрерывной службы во время действия военного положения в течение 36 месяцев и окончания срока контракта.
«Вместе с Минобороны мы согласились на 36 месяцев в надежде на два момента. Первое: что не будет обострения на фронте. Второе и самое главное: этих людей через 36 месяцев будет кем заменить. Правительство, которое взялось реализовать этот закон [о мобилизации — ред.], думаю, четко понимает, какие у нашего государства возможности. Я надеюсь, что мы справимся с задачей, чтобы заменить тех людей», — заявил Залужный.
Увольнение срочников
Правительство хочет исключить срочную военную службу как вид военной службы. Так, всех срочников предлагают уволить в запас.
«Еще по состоянию на лето мы были не готовы уволить срочников, но в конце ноября это было наше предложение. Мы обратились к Минобороны, чтобы срочников уволить с военной службы. По состоянию на сегодняшний день они не нужны», — заявил главнокомандующий.
Отпуска для освобожденных из плена
Кабмин предлагает предоставить возможность освободившимся из плена военным отдохнуть и пройти восстановление путем предоставления им дополнительного отпуска с сохранением денежного обеспечения продолжительностью 90 календарных дней.
В то же время освобождение из плена является основанием для увольнения с военной службы по собственному желанию.
Без «ограниченно пригодных»
Законопроект предлагает исключить из перечня выводов ВВК заключение об ограниченной пригодности к военной службе. В то же время хотят оставить только два понятия: «пригодный к военной службе» или «непригодный».
Валерий Залужный назвал это необходимым шагом.
«Когда мы дадим себе ответ на эти вопросы — пригодный или непригодный, соответственно, мы поймем, есть ли нам смысл дальше оперировать такими понятиями как инвалид 2-й группы или инвалид 3-й группы», — отметил главнокомандующий.
По словам юристов, чтобы исключить ограниченную пригодность, законодателям необходимо в кратчайшие сроки обновить положение о ВВК. А именно перечень болезней, ранее подпадавших под ограниченную пригодность.
Все ранее признанные ограниченно пригодными обязаны будут пройти повторную ВВК.
Мобилизация людей с инвалидностью 3-й группы
Согласно новому законопроекту, отсрочки и освобождения от призыва хотят лишить людей с инвалидностью 3-й группы. Не подлежат призыву только те, кто имеет инвалидность 1-й или 2-й группы.
Третья группа инвалидности устанавливается, в частности, при:
- отсутствии одного легкого;
- отсутствии одного глаза;
- слепоте на один глаз;
- двусторонней глухоте;
- карликовости;
- параличе кисти и т.д.
«Недостатки здесь очевидны. Группа инвалидности назначается по объему вреда, который тот или иной дефект причиняет здоровью. Проблема не слишком дальновидной мобилизации в том, что человек, кроме того, что должен попадать в армию, должен быть еще и эффективным. А мобилизовывать людей, которые могут быть недееспособны, нет смысла», — уверен юрист LCF Law Group, младший лейтенант запаса Владимир Романчук.

Отмена отсрочки для студентов
В законопроекте говорится, что право на отсрочку оставят ученым и преподавателям учебных заведений, если они работают на полную ставку.
Призову не подлежат также студенты училищ, колледжей и вузов дневной или дуальной формы обучения, получающие уровень образования, который превышает ранее полученный по одной специальности. То есть, если бакалавры идут на магистратуру, а магистры — на доктора философии и т.д.
Следовательно, отсрочку больше не будут предоставлять тем, кто получает повторный уровень образования. Например, второй раз получает образование бакалавра или магистра.
«Если раньше отдельный гражданин мог раз в 4 года поступать на бакалавриат какого-то университета и таким образом иметь бесконечную отсрочку от мобилизации, то теперь такая опция будет невозможна», — объясняет Владимир Романчук.
«Бронь» и отсрочка для депутатов
Согласно документу, действующие народные депутаты и депутаты ВР Автономной Республики Крым освобождаются от призыва во время мобилизации.
«Бронировать» могут и военнообязанных, работающих в органах государственной власти: всех на должностях государственной службы категории «А» и до 50% — для государственной службы категории «Б» и «В».
Права на отсрочку от призыва по новому законопроекту не будут иметь государственные служащие, работники Бюро экономической безопасности Украины, Государственной исполнительной службы и прокуратуры.
Боевая общевойсковая подготовка и рекрутинг
Для граждан от 18 до 25 лет во всех учебных заведениях хотят ввести базовую общевойсковую подготовку до 3 месяцев. Для тех, кто ее не прошел, планируют ввести базовую военную службу по желанию.
Прошедших базовую общевойсковую подготовку берут на военный учет в территориальных центрах комплектования по месту жительства.
Законопроект вводит новое воинское звание — рекрут. Также правительство хочет привлечь к мерам рекрутинга на военную службу центры предоставления административных услуг, центры занятости и центры рекрутинга.
Реакция военных
По информации hromadske, к разработке законопроекта по изменениям в мобилизации были привлечены и сами военные, входившие в фокус-группу. Кое-где их мнения расходились с позицией Генштаба.
В свою очередь мы тоже решили спросить некоторых военных, как они оценивают предложенные правительством изменения.
Боевой медик Алина Сарнацкая считает, что «законопроект откровенно ху*вый». Но призывает не разгонять «измену».
«Можно было, кроме устрашения, добавить аргументы за добровольную мобилизацию. Зачем брать людей с инвалидностью? 36 месяцев для многих в пехоте — это приговор. Но россияне будут сейчас качать ситуацию, будут призывать к публичному неповиновению и разгонять измену. Не помогайте им. Проиграем войну — умрем», — отметила Сарнацкая.
«То, что сейчас будут тянуть инвалидов 3-й группы — это не совсем ок», — соглашается военнослужащий Сергей Гнездилов. В то же время он говорит, что речь не всегда идет об инвалидности в классическом понимании этого слова. «У кого-то, например, нет фаланги пальца, однако в тылу он может нормально работать на какой-то тыловой должности и приносить пользу войску».
Прописанную норму по ротациям через полгода в зоне непрерывных действий Сергей Гнездилов считает нереальной в нынешних условиях. И требует меньших сроков демобилизации.
«Мы не согласны с тремя годами. Максимальный срок, который в таких условиях вообще может выдержать человек, — это два с половиной года. Это просто край из всех возможных вариантов. Даже два года — это просто пи*дец», — делится Гнездилов в комментарии hromadske.
В то же время усиление мобилизационных мер военные в целом поддерживают.
«Я вообще сожалею, что государство только сейчас взялось за это. Уже сейчас людям нужно заявить, что воевать будут все, абсолютно все, и готовить к этому общество. Нам наконец надо кричать не только "а что там политик, а где его сыновья?" Но и спросить у соседа, спросить своего товарища, что он делает. Воюет ли сегодня дядя Гриша и дядя Степан? Нет, не воюют. Почему тогда они кричат о политиках? Надо все-таки начинать с себя и понимать, что равные права рождают равные обязанности», — добавляет боец.
«Если людям не нравятся усиленные меры, то это довольно странно для меня, потому что риск для жизни и здоровья этих людей несравнимо ниже на войне, чем в условиях, предусматриваемых российской оккупацией», — говорит hromadske военнослужащий из «Волков Да Винчи» Александр Ябчанка.
«Когда вы слышите аргументацию людей, что они не хотят быть пушечным мясом — если они действительно не хотят им быть, должны сейчас бежать в украинскую армию! Ведь если, упаси Бог, мы проиграем, то их мобилизует уже армия оккупанта. И я подчеркиваю: если мы сейчас не проведем мобилизацию — в конце концов, рано или поздно у нас посыпется фронт. Мы рискуем проиграть войну».
- Поделиться: