Накануне выборов в Грузии активизировались ультраправые движения
Накануне выборов в Грузии активизировались ультраправые движения
Материал предоставлен порталом Jam News
«Слава нации, смерть врагам!» – скандировала группа молодых людей, маршировавшая по проспекту Агмашенебели в Тбилиси 27 сентября. Они называют себя «Грузинская сила» («Картули дзала»), и до этого в их акциях участвовало от 20-ти до 40 человек.
В этот раз по проспекту шло больше пятидесяти молодых мужчин в масках и черных футболках. В руках они несли грузинские флаги или горящие факелы. Марш был посвящен дате, памятной грузинскому обществу как «День падения Сухуми». Это один из самых тяжелых эпизодов грузино-абхазского конфликта в начале 1990-х.
Однако, как рассказали очевидцы, демонстранты по пути вламывались в турецкие кафе и рестораны, которых много на проспекте. Они выкрикивали националистические лозунги и сломали несколько рекламных постеров перед дверями заведений.
Около 10ти участников акции арестовала полиция и обвинила в нарушении общественного порядка.
Тем же вечером на странице одной из группировок в социальной сети фейсбук появилась запись, адресованная турецким учебным заведениям, находящимся в Батуми. Националисты требовали их срочного закрытия:
«Грузинские националисты предупреждают незаконные турецкие учебные заведения в Батуми. Грузия – для грузин, и грузины – для Грузии! В ближайшее время мы приедем в Батуми со всей страны, и будет соответствующая реакция на происходящее!».
На сегодня пост собрал уже 15 тысяч «лайков», и количество растет.
«Картули дзала» не в первый раз устраивает подобные акции.
Грузия для грузин
Как бы ни хотелось верить в собственную исключительную толерантность, грузинскому обществу приходится признать появление националистов, которые не только не стараются завуалировать свои взгляды, а даже напротив – афишируют их.
Лозунг «Грузия для грузин», который возник на волне национально-освободительного движения в конце 80-х, но к середине 90-х стыдливо умолк, сейчас выходит из забвения. Он мелькает то там, то здесь – иногда в виде надписи на стене в подземном переходе, иногда наклейкой на двери автобуса, а иногда и выкриком из толпы.
«Ультраправые», «неонационалисты» и даже «анти-антифашисты» – как только себя не называют в Тбилиси эти новые группировки. Новые, потому что их заметили совсем недавно – год, может быть, два назад. Но до недавнего времени среднестатистическому тбилисцу и не приснилось бы, что приверженцы концепции о чистоте крови будут проводить шествия в центре города.
Как наци по улицам ходили
Шествие по проспектам Руставели и Давида Строителя в День независимости Грузии, 26 мая. Организовала его все та же группировка «Грузинская сила», к которой примкнули ребята, называющие себя «Ультрас».
На фоне праздничных мероприятий многие тогда просто не заметили акцию. Это легко объясняется тем, что повсюду в городе было много людей, и если не приглядываться, митинг националистов просто сливался с праздничной толпой. Но акция была заранее спланирована и анонсирована в Фейсбуке, поэтому в условленное время я пришла к памятнику Шоты Руставели.
Собравшихся было не более 150 человек – в основноммолодежь от семнадцати до тридцати лет. Изначально никто не скрывал лиц, но позже, во время шествия, большинство надели маски.
Одеты были все по-разному, но периодически бросались в глаза некоторые характерные элементы – военные ботинки, бритые затылки, кулоны со свастикой. Еще флаг грузинских меньшевиков, которым пользовались в начале 90-х.
Не обошлось и без лозунга того времени.Правда, пресловутую «Грузию для грузин» перевернули с ног на голову – «Грузины для Грузии».
Лозунг привлек мое внимание, и я спросила о нем у одного из участников.
«Не хотелось бы разделять грузин и граждан Грузии, – уклончиво ответил он, – но и так тоже не получится, чтобы совсем не принимать во внимание этническую составляющую, говорить только о гражданах Грузии. Пусть другие нации здесь живут, но они должны жить для Грузии».
Я решила осторожно развить эту мысль:
– Вы пришли сюда, чтобы декларировать эту идею?
– У нас все время говорят, что Грузия – страна маленькая и слабая, поэтому она должна быть с кем-то, с сильным покровителем. А я хочу доказать, что мысильная страна. Все, что нам нужно, – это знать, кто наши враги, и кто у них в союзниках. Тогда мы станем сильнее.
– А кто же враги?
– А у нас везде враги. Все наши соседи претендуют на наши территории. И все хотят влиять на нас политически. Никто из соседей не настроен в отношении Грузии хорошо. То же самое можно сказать о Западе и его союзниках.
– И как с этим быть?
– Учитывать опыт предков. Направить всю внутреннюю политику на сохранение нации, игнорировать частные интересы. Например, нацистская Германия или коммунистическая Россия были совершенно разрушены когда-то, а их сумели полностью восстановить всего за пару лет.
Кто есть кто
На сегодняшний день в Грузии наиболее известны три группировки: «Грузинская сила», «Ультрас» и «Бергман». Я пыталась связаться с представителями каждой из них, но, видимо, грузинские националисты не любят раздавать интервью – мои запросы игнорировались. Пришлось штудировать профили в социальных сетях, читать старые статусы и смотреть открытые видео.
Например, вот это. Действующие лица – «Динамо ультрас», то есть фанаты футбольного клуба «Динамо» (Тбилиси), которые демонстрируют свою приверженность фашистской идеологии, заявляя, что они «Анти-антифа». В этом видео ультрас фигурируют с соответствующим баннером:
А в этом видеоролике можно увидеть шествие представителей «Грузинской силы» – движения,о котором я рассказала выше. К слову, эта акция была гораздо менее сдержанной, чем предыдущая, на Руставели. По всей видимости, участники стремились показать кто в доме хозяин многочисленным туркам и иранцам, которые живут и держат бизнес на проспекте Давида Строителя и в его окрестностях.
Театральный перформанс и кое-какие нацистские элементы – пожалуй, этим ограничивается связь грузинских националистических группировок с фашизмом, считает исследователь национализма из центра культурных связей «Кавказский дом» Реваз Коиава.
– Со стороны можно подумать, что они приверженцы национал-социалистического движения, но это не совсем так. Они изолируют сами себя и не являются частью какой-то западной или российской правой экстремистской сети. Распространенное явление на постсоветском пространстве, – говорит Коиава.
По его словам, эти группы больше вписываются в рамки постсоветского контркультурного движения, одновременно критикуют и Советский Союз, и либеральный Запад.
– Это новый феномен, онсуществует в Грузии около двух лет, их пока немного. Их трудно назвать сильными, и они вряд ли когда-нибудь станут историческим событием, – говорит Коиава, добавляя, что многие подростки все-таки находят ультранационалистические группировки привлекательными для себя, и на это надо «обращать внимание».
Традиции против многообразия. «Ноль– мультикультурализму, 100 процентов – национализму» – этот лозунг, выложенный в профиле одного из лидеров движения «Грузинская сила» Ники Бурнадзе, неплохо отражает отношение ультранационалистов к многообразию.
– Грузинская сила – это правая националистическая организация. И наша цель – развитие европейской националистической культуры в Грузии. «Мы – гордимся грузинскими традициями» – сказал Ника в интервью телеканалу RTVI.
Под традициями не всегда подразумеваются собственно традиции, скорее, некий привычный унифицированный уклад. Приверженец традиций способен раздражаться от «неправильного» цвета одежды оппонента, его «необычной» прически и даже его рациона питания.
Страшные люди с пирсингом
Всего несколько дней спустя после шествия неонационалистов в центре Тбилиси произошло нападение на веганское кафе.
Сегодня кафе, на которое нападалилюди, вооруженные шашлыком, ищет новое место. Арендатор помещения выселяет кафе «Киви» за то, чтов него ходят люди с пирсингом и тату.
На витрине «Киви» висит объявление: «Сдается» и номер телефона. Проходя мимо, я позвонила по этому номеру.
– Понимаете, это не лично мое решение, – ответила арендатор, которую зовут Гуло, – я не хочу беспокоить соседей. Ну вот столики наружу вынесли, а там сидят эти страшные люди, разрисованные, с пирсингом, просто противные! Вы же понимаете, мы в Грузии, здесь пока к таким людям не привыкли, нам надо время для этого, – эмоциональная Гуло разразилась откровенным ответом.
Я встретилась с Лашей, одним из сотрудников «Киви», и тот подтвердил – да, первого июля кафе съезжает с Серебряной улицы. И тут же опроверг расхожее мнение – причиной переезда не стоит считать инцидент с участием грузинских националистов. Он стал толчком, но основная причина кроется именно в неприятии обществом «страшных людей» с пирсингом.
Лаша рассказал, что во время нападения на кафе, драка у веганов состоялась не с националистами, а с соседями, которые прибежали на шум и даже не попытались разобраться в ситуации – ведь они уже давно были недовольны тем, что в кафе по соседству ходят люди, которые внешне отличаются от привычного, «своего», «традиционного».
– Ну вот они сидят на улице, накрашенные, обнимаются. А мимо дети проходят! Вот что нам детям сказать? – возмущается квартирная хозяйка Гуло, которая, наверное, и не задумывалась о том, как много общего у нее и ее соседей с ребятами из «анти-антифа».
Те тоже не приемлют оппонентов за то, что они красятся, делаютпирсинг, рисуют тату и почему-то не едят мяса.
Автор: Эдита Бадасян, Тбилиси
- Поделиться: