Грузинский экспорт в Европу — что удалось сделать после подписания соглашения об Ассоциации
Прошло более пяти лет с тех пор, как Грузия подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, одним из важнейших компонентов которого было Соглашение о зоне свободной торговли.
Это соглашение полностью отменило таможенные пошлины, что автоматически удешевило грузинские товары на европейском рынке на 20-25 процентов.
Соглашение открыло для грузинских предпринимателей двери в Европу. Что изменилось за эти пять лет? Что это соглашение принесло грузинским предпринимателям и грузинской экономике?
На виноградник без мобильного
Гиоргий Аладашвили — предприниматель из региона Кахети в Восточной Грузии. Говорит, что именно подписание соглашения об Ассоциации вдохновило его на создание собственного хозяйства по производству органического вина.

Его предприятие «Руиспирис марани» находится недалеко от города Телави.
«Биодинамическое означает на 100% органическое и натуральное. У нас даже стены построены из камня и известкового раствора, никакого цемента и железобетона. На самом деле все это очень важно для нашего здоровья, в Европе на это очень обращают внимание», — объяcняет нам Гиоргий.
В 90-е годы он покинул Грузию и оказался в Швейцарии, в горном селе. Там он впервые увидел, как местные выращивают виноград и производят органическое вино. Именно там он узнал о биодинамическом хозяйстве, изучил его принципы и решил внедрить их на родине.
Вернувшись в родное село, он стал искать участок, который никогда не обрабатывался химикатами. Он пытался объяснить сельчанам, что гербициды, пестициды и ядохимикаты, которые они использовали для повышения урожайности, истощают почву и отравляют продукт.
«Больше всего меня раздражало, когда говорили, что урожай хотят на продажу, а не для себя. А тот кто купит, в чем виноват? Пока будет такой подход, нам в Европе делать нечего», — говорит Гиоргий.
Односельчане очень удивлялись тому, что он собирал по полям ромашки и крапиву, чтобы приготовить из них препарат против вредителей, в то время как ядохимикаты так дешевы. И почему он так тщательно изучал традиционную грузинскую технологию квеври — выдерживания вина в большом глиняном кувшине, зарытым в землю, тогда как в пластмассовых бочках это делать намного легче.

Но когда через несколько лет вино из его хозяйства стало продаваться в Италии, Франции и даже в Сингапуре, все поняли, что стоило прислушаться к односельчанину, вернувшемуся из Европы, и сейчас часто обращаются к нему за советом.
Сегодня в хозяйстве 11 постоянных работников. На сезонные работы добавляется еще 20.
«Работаем только руками, трактор близко к винограднику не подпускаем, Гиоргий запрещает брать с собой мобильный телефон и сигареты — говорит, винограду вредит», — рассказывает самый молодой работник Резо.
Гиоргий говорит, что опытом предприятия по экспорту продукции в Европу интересуются многие: «Но самое печальное это то, что спрашивают только о прибыли. Никто не интересуется качеством и добросовестной работой. А ведь в Европе ценится именно качество продукта».
Винодел производит 8 тыс. бутылок вина в год, 6 тыс. он экспортирует в ЕС и продает по цене от $15 до $30 за бутылку, По словам Гиоргия, на внешнем рынке цена его продукта — от $50 до $100 за бутылку.

Что такое соглашение о свободной торговле (DCFTA)
Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) с Европейским союзом является неотъемлемой частью Соглашения об ассоциации, которое открывает двери для грузинских предпринимателей на внутренний рынок ЕС — 28 стран и более 500 млн потребителей. Однако для того, чтобы грузинская продукция вышла на европейский рынок, она должна соответствовать европейским стандартам безопасности и качества.
Суть соглашения как раз в том, чтобы в итоге добиться одинакового качества товаров, предназначенных как для местного, так и европейского рынка.
В случае выполнения условий соглашения, через несколько лет грузинские потребители должны покупать в магазине такое же качественное мясо, колбасы или овощи, как, например, потребители из Литвы, Румынии, Франции или Германии.
Чтобы достичь этого, соглашение обязывает правительство Грузии постепенно вносить поправки в законы и принять в итоге законодательство и регуляции, которые соответствуют стандартам ЕС. Например, недавно вступило в силу новое положение о безопасности игрушек.
Нино Миканадзе, глава Института метрологии, считает, что для обеспечения соблюдения правил необходимы осторожность и время:
«На мой взгляд, приближаться к европейскому законодательству стоит постепенно. Перенести все рекомендации в одночасье на бумагу и тем самым поставить бизнес и потребителей перед совершенно новой реальностью было бы очень болезненно. Ко всем правилам, изложенным в европейской директиве, не готовы ни бизнес — потому что для этого потребуются значительные инвестиции, ни потребитель, для которого продукты будут более дорогими».

Что мешает проникновению грузинской продукции в Европу?
В первую очередь это несоответствие стандартам. Для этого в Грузии должны быть введены специальные стандарты производства, включая стандарт HACCP.
HACCP (Hazard Analysis Critical Control Point) — система безопасности пищевых продуктов, которая включает международные стандарты санитарии и гигиены. Он подразумевает жесткий контроль производства пищевых продуктов от начала до конца, то есть не только готового продукта, но и всего процесса, от качества сырья до гигиены на производстве.
Например, в Украине, которая также подписала Соглашение об ассоциации с Европой, стандарт HACCP стал обязательным не только для производителей, которые экспортируют продукцию в Европу, но и для всех предприятий, связанных с пищевыми продуктами — будь то заводы по переработке сырья или кафе и рестораны.
Предприниматели также стремятся получить стандарт HACCP в тех странах, где это не является обязательным, поскольку такая сертификация значительно повышает репутацию и авторитет предприятия.
Стандарт в Грузии пока обязателен только для тех, кто хочет экспортировать свою продукцию в Европу.
Получить его непросто, особенно для мелких предпринимателей. Это требует солидных инвестиций — полного переоснащения предприятия и переподготовки кадров.
Вторая причина — это малоземельность. Дело в том, что предприниматели, поставляющие продукцию на 500-миллионный рынок ЕС, не заинтересуются небольшими партиями продукции, которые грузинские фермеры выращивают на своих небольших участках. Партия в 10 тонн яблок никому не нужна, нужно как минимум в десять раз больше. Также, согласно европейскому стандарту, продукт должен быть однородным. То есть закупка разных яблок у десяти разных фермеров не может решить эту проблему.
«Из-за раздробленности земель в Грузии невозможно добиться массового и эффективного производства. Вы не сможете быть конкурентоспособным на европейском рынке, если не будете производить один и тот же продукт на больших площадях», — говорит Нино Замбахидзе, глава Ассоциации фермеров Грузии.
Чтобы устранить эту проблему, грузинские фермеры должны объединяться, но в Грузии по разным причинам это не получается.

Во-первых, проблема собственности на землю в Грузии все еще не урегулирована. Только 25% от общей площади сельскохозяйственных земель приватизированы.
Гиоргий Читидзе, который в настоящее время возглавляет Аккредитационный центр при Министерстве экономики, пять лет назад принимал участие в переговорах по DCFTA. Он обращает внимание на еще одно препятствие — менталитет населения:
«У фермеров в наших селах есть проблема объединения. Все думают, что объединяться, делать что-то вместе — это рискованно, что они могут остаться обманутыми и ничего с этого не получат».
Кроме того, развитию экспорта в ЕС мешает отсутствие у фермеров и предпринимателей средств на переоборудование, а также знаний об особенностях европейского рынка.

Что и сколько сегодня экспортируется в Европу?
Данные Евростата показывают положительные тенденции экспорта из Грузии.
С момента вступления в силу DCFTA число компаний-экспортеров в Грузии увеличилось на 37%. Если бы в 2014 году 578 грузинских компаний экспортировали продукцию в Европу, то в 2018 году — уже 789.
По данным за 2018 год, экспорт в страны ЕС составил 28% всего грузинского экспорта. На сегодня наибольшая его часть — 36%, приходится на страны СНГ.
Экспорт в страны ЕС в 2018 году составил $730 млн, что на 13% больше, чем в 2015 году.
Сегодня из Грузии в страны Евросоюза экспортируется в основном та же продукция, что и до подписания Соглашения об ассоциации. В основном это вино, минеральная вода и фундук.
Недавно были начаты поставки в небольшом объеме киви и черники, сушеного лимона и сухофруктов. Также небольшими партиями поставляются промышленные изделия из пластика и стекла.
Для грузинского молока, молочных продуктов, а также мяса, европейский рынок все еще недоступен. Согласно правилам ЕС, продукты животного происхождения относятся к наиболее опасным и соответственно контролируемым видам продукции.
В Грузии, однако, «цепочка прослеживаемости», необходимая для безопасности этих продуктов, еще не полностью установлена, и грузинские компании только начинают этот процесс. «Цепочка прослеживаемости» означает, что продукт должен строго контролироваться на каждом этапе пути — от фермы до стола.
В связи с этим, правительство должно будет ввести новые правила в течение следующих двух лет, в результате частным лицам запретят производить домашние продукты животного происхождения.
Что касается промышленных товаров, то для их производителей крайний срок для принятия правил — 2027 год. Производители и бизнес-операторы должны будут пройти определенные процедуры перед принятием новых стандартов производства: сертификация, разработка механизмов внутреннего контроля качества и т.д.

«У меня появился азарт»
Каха Тутберидзе по профессии финансист. В 2014 году, одновременно с подписанием Соглашения об ассоциации, Каха узнал о государственной программе «Производи в Грузии».
Согласно этой программе, государство фактически дарит деньги тем, кто представит правильно рассчитанный бизнес-план и готов инвестировать и собственные средства.
Тутберидзе с помощью государственного гранта создал тепличное хозяйство. Землю выбрал недалеко от города Рустави — по рекомендации агрономов и по результатам анализа почвы.
Однако все оказалось не так просто. В начале возник целый каскад проблем: «Я даже не нашел квалифицированного конструктора теплиц. Пришлось все выяснять самому и строить своими руками».
Каха стал выращивать массово распространенные на местном рынке виды зелени, но рынок оказался настолько нестабильным, что несколько партий продукции просто испортились.
Он начал искать другой способ продолжить производство.
И вскоре нашел — отказался от массового производства и начала выращивать редкие в Грузии овощи и салаты — кейли (кудрявая капуста), японский салат мизуна, феннель (луковица укропа), пак-чой, руккола, артишок и т. д.

Семенной материал изначально выписывал онлайн и тестировал. Оказалось, что в грузинском климате можно получить продукт высочайшего качества. Его вкусовые характеристики и аромат значительно превосходят импортные: «Вскоре после этого „Ачара груп“ (группа престижных отелей) заинтересовалась нашей продукцией. Они отказались от импортного продукта, и до сих пор в отели сети поставляются овощи, выращенные в моих теплицах».
После успеха на местном рынке Каха Тутберидзе задумался об экспорте в Европу.
Совсем недавно его теплицей заинтересовался австрийский бизнесмен. По его просьбе, с целью тестирования, здесь были высажены имбирь и куркума. Оказалось, что в грузинской почве эти культуры вырастают по качеству намного лучше, чем в Израиле или Испании, которые являются основными поставщиками этих продуктов на рынок ЕС.
«Это обстоятельство позволило мне начать экспорт продукции и в Европу. Теперь, когда местное производство успешно началось, у меня появился азарта», — говорит Каха Тутберидзе.
Государственные и другие программы поддержки
На протяжении многих лет в стране реализуются государственные программы под громкими лозунгами: «Производи в Грузии», «Реализуй будущее», «Льготный агрокредит», «Молодой предприниматель» и прочие программы софинансирования и помощи предприятиям. Однако многие предприниматели не имеют к ним доступа, потому что им необходим начальный капитал и банковские гарантии.
Международные доноры — ЕС, ООН, USAID также активно участвуют в этом процессе. Они предоставляют техническую помощь правительству Грузии, чтобы приблизить законодательство Грузии к европейскому.
Крупные проекты осуществляются Европейской программой развития соседства и развития сельских районов (ENPARD) с бюджетом 179,5 млн евро.
При поддержке Министерства сельского хозяйства реализуются государственные программы. В рамках ENPARD были созданы сельские консультационные центры для фермеров, кооперативы, для поощрения исследований в этой области были выделены солидные гранты и т. д.
При финансовой поддержке правительства Чехии международная организация «People in Need» недавно завершила программу обучения фермеров — информирование сельских жителей об основных аспектах DCFTA — о соблюдении европейских стандартов безопасности пищевых продуктов, преимуществах энергоэффективности; принципах климатического планирования для сельского хозяйства.
Однако возможности, предлагаемые соглашением о свободной торговле с Европой, все еще воспринимаются как туманная и далекая перспектива для находящихся в бедственном положении крестьян.
«Государство не помогает»
Арамаис Мелтонян, пчеловод из Ниноцминдского района на юге Грузии — представитель четвертого поколения семьи, занимающейся этим делом. У него более 120 пчелиных семей.
Он говорит, что когда Грузия подписала Соглашение о свободной торговле с ЕС, его ожидания были самыми оптимистичными, однако в итоге он разочаровался. По его словам, он неоднократно обращался к властям с просьбой помочь наладить экспорт в Европу, получил обещания помощи, но дальше дело не двинулось.

Как говорит Арамаис, главное препятствие в том, что в Грузии до сих пор нет оборудования для проверки качества меда. Также самостоятельно наладить расфасовку — привести продукцию в товарный вид, он не может. Рассчитывал в этом на помощь от государства, но в итоге ее не получил.
Мелтонян говорит, что производство меда — одна из потенциально прибыльных отраслей сельского хозяйства, способная принести вдвое, а то и втрое больший доход по сравнению с другими.
Из-за неблагоприятных климатических условий в этом году он получил всего 400-450 кг меда, что очень мало. Норма — 2-3 тонны. Все, что производит, он продает в своем и соседнем Ахалкалакском районах, а также экспортирует в Армению.
«Было бы хорошо, если бы мы могли экспортировать мед в Европу, там он стоит довольно дорого, но из-за отсутствия соответствующей помощи мы не можем двигаться дальше. Мне сказали, что я должен открыть кооператив, я сделал это, но никто не обращает на меня внимания», — говорит Арамаис.
Главное, что мешает фермерам в этом регионе — плохая информированность, считает директор НПО Ахалкалакский бизнес-центр Махаре Мацукатов. В регионе Джавахети проживают в основном этнические армяне, и к общей неосведомленности здесь добавляется еще и языковой барьер.
«Фермеры не знают, как упаковывать товар, как продвигать, как отправить на экспорт. Это вопрос как маркетинга, так и документов», — объясняет он.
По его словам, иногда государство и неправительственный сектор проводят тренинги, выпускают буклеты, но этого недостаточно, чтобы люди могли выйти из информационного вакуума.
Кроме того, Мацукатов рассказывает, что новые законы, ужесточающие требования к качеству, зачастую не выполняются на практике. Например, предприниматели, зарегистрировавшие предприятия по производству молочных продуктов и соблюдающие все установленные стандарты, оказались в проигрышном положении по сравнению с теми, кто продолжает работать «подпольно».
«Если фермер будет знать, что он сможет вывезти товар в Европу, он уже будет соблюдать все нормы», — говорит Мацукатов.

Биопродукты — будущее грузинского экспорта?
В то же время, в Ассоциации фермеров Грузии говорят, что пока рано говорить о крупном экспорте, когда страна на 70% зависит от импорта.
«У нас действительно есть уникальная возможность производить биопродукты. В стране есть даже целые деревни и регионы, где никто не обрабатывал землю годами. Массовое производство биопродуктов, что совсем не дорого, может для начала удовлетворить местный рынок», — говорит Нино Замбахидзе, глава Ассоциации фермеров.
Но сейчас фермеры производят в основном однородные и сезонные продукты, а это не выгодно ни им, ни потребителю. А местный рынок заполняется импортной продукцией. Замбахидзе считает, что государство должно поощрять местных фермеров, предоставить им полную картину рыночного спроса и давать рекомендации по приоритетам.
В ассоциации говорят, что если продукция будет соответствовать европейским стандартам, фермер в любом случае останется с прибылью, независимо от того, будет ли его продукция экспортироваться в Европу в ближайшем будущем.
При поддержке Медиасети.
Авторы: Софо Хуцишвили, Агуник Айвазян
Фото, видео: Давид Пипиа
- Поделиться: