Хасиды и корь: действительно ли болезнь в США привезли из Умани?

Watch on YouTube

В начале апреля американский New York Times опубликовал статью о вспышке кори в Соединенных Штатах. Издание предположило, что корь могла попасть в США из Украины — хасиды могли заразиться, когда ездили в сентябре в Умань на еврейский Новый год Рош ха-Шана. Журналист Громадского отправился в Нью-Йорк, чтобы выяснить — действительно ли у американской кори украинское происхождение.

Хасидский Нью-Йорк

Район Вильямсбург — эпицентр вспышки кори в Нью-Йорке. За последние полгода в городе зафиксировали более 460 случаев болезни, большинство из них — именно здесь. Вильямсбург — еврейский район. Его граница проходит четко по определенным улицам. Это как отдельный мир со своими законами.

Кроме хасидов, здесь практически никого не встретишь. Все взрослые мужчины одеты идентично: черные жакеты, белые рубашки, старомодная обувь и характерные еврейские шляпы. Женщины гуляют в основном с детьми — иногда с матерью можно увидеть пятерых, шестерых, а то и семерых детей. Братьев и сестер зачастую тоже одевают одинаково.

Вывески здесь на идише — языке, который используют только консервативные евреи. Английского языка на улицах тоже не слышно. Еще одна деталь, которая отличает этот район от мира через несколько кварталов — здесь нет смартфонов. Это сразу бросается в глаза: люди пользуются не «айфонами», а старыми «нокиа» или «моторолами», которые были популярны десять, если не больше, лет назад. Изредка смартфоны позволяют использовать бизнесменам для работы — но тогда на гаджетах должно быть установлено специальное приложение — «кошерный фильтр», который будет блокировать весь греховный контент. Интернет, как и телевидение, для хасидов — запрещенная вещь.

Мать с детьми в еврейском районе Вильямсбург в Нью-Йорке, США, 6 мая 2019 годаОстап Ярыш/Громадское

Можно предположить, что прививки тоже запрещены. Но это не так — религия позволяет хасидам вакцинироваться. Поэтому причина стремительного распространения кори здесь в другом.

«В их семьях в среднем по семь детей», — рассказывает врач Джозиф Шаламон. Сам он родом из Мукачево, но уже тридцать лет работает терапевтом в США. Его поликлиника расположена в еврейском районе Нью-Йорка, и большинство пациентов врача — это хасиды.

«Там, где заражается один ребенок, заражается дядя, тетя, брат, сестра. Если в обычных семьях обычно двое детей, у хасидов может быть по 10-11. Мне кажется, это играет большую роль, так как основная группа риска — это дети».

Действительно, если взглянуть на статистику больных корью в Нью-Йорке, большинство из них — это еврейские дети до четырех лет. Не все из них вакцинированы, хотя на самом деле у большинства евреев есть прививка, — говорит врач. А те, кто от нее отказываются, делают это из тех же соображений, что и другие противники вакцинации.

Врач-терапевт Джозиф Шаламон в поликлинике в еврейском районе Нью-Йорка, США, 6 мая 2019 годаОстап Ярыш/Громадское

Умань не виновата

«Я был в Умани три недели назад, и не привез с собой корь, — смеется раввин Яков Коэн, который работает в Нью-Йорке при ООН. — Вряд ли здесь есть какая-либо связь с Украиной. Мы едем туда для молитвы — это всегда увлекательно, и не думаю, что кто-то мог привезти оттуда корь».

Хотя связь между вспышкой болезни среди хасидов и эпидемией в Украине на первый взгляд и кажется логичной, доктор Шаламон тоже относится к ней скептически.

«С таким же успехом человек мог заразиться корью в других местах и от кого угодно, — говорит врач. — В самолете, в аэропорту очень легко подцепить вирусные болезни. Там все очень тесно. Представьте, самолет летит 12-13 часов. Люди находятся в одном закрытом пространстве, без проветривания. Ходят в туалет — кто знает, помыли ли они после этого руки. Очень сложно отследить по ниточке первого человека, который заразился корью. И тем более сложно отследить, был ли человек в таком-то городе, в Умани, там ли ее подцепил. Здесь нет никаких гарантий».

Между тем в американской прессе продолжают говорить, что корь распространяется из-за хасидов, сомалийцев или диаспорян из восточной Европы. В украинском центре общественного здоровья говорят, что обвинять одну социальную группу в распространении заболевания нельзя, ведь вспышки кори сейчас фиксируют во всех странах мира. И доказать, как именно и где именно человек заразился корью — очень трудно.

Тем более, в прошлом году праздник хасидов в Умани был в сентябре. И хотя тогда же и зафиксировали первый случай болезни в Нью-Йорке, основная вспышка произошла лишь в феврале-марте, то есть почти через полгода. Тогда же городские власти решили принять серьезные меры.

Жители еврейского района Вильямсбург в Нью-Йорке, США, 6 мая 2019 годаОстап Ярыш/Громадское

(Не)кошерный карантин

В апреле мэр Нью-Йорка объявил в еврейских районах города чрезвычайное положение и обязательную вакцинацию. Теперь тем, кто отказывается делать прививки, может грозить штраф в $1000. Ранее детям без прививки запретили посещать школы, но это не очень помогло.

«Когда я был маленьким, не все были привиты — это не было обязательно. Все переболели корью или ветрянкой — и это было нормально. Какие-то дети делали прививки, какие-то нет», — пожимает плечами раввин Яков Коэн. Меры городских властей он считает нарушением прав евреев.

«Я не сторонник обязательной вакцинации, это личное дело каждого. Есть аргументы за, аргументы против — и я понимаю обе позиции. Опасно, когда мы начинаем выделять какую-то группу людей и делать акцент на том, что они другие. Особенно, когда это делают медиа — и я сейчас говорю о какой-либо группе людей, не только о евреях. Этого не должно быть».

Жители еврейского района Вильямсбург в Нью-Йорке, США, 6 мая 2019 годаОстап Ярыш/Громадское

Впрочем, в департаменте здоровья горсовета Нью-Йорка убеждены, что дело тут вовсе не в дискриминации, а в нормальных медицинских мерах. В еврейских районах расклеивают агитационные плакаты с призывом сходить к врачу. А на главной странице ведомства размещена информация о вспышке кори, как определить симптомы, и где можно получить прививку. Жителям еврейских районов, к слову, их здесь делают бесплатно.

«По моим впечатлениям, большинство евреев все же к этому относятся серьезно, — рассказывает доктор Шаламан. — И хотя некоторые хасиды в Вильямсбурге выходили протестовать против обязательных прививок и штрафов, на большинство людей информационная кампания подействовала положительно. Вот только сегодня у меня было двое пациентов, у которых были небольшие покраснения на коже, и они пришли сдать анализы. К счастью, кори у них нет».

***

В Украине эпидемия кори началась в 2017 году, пик ее пришелся на конец 2018 года. За прошлый год корью заболело более 53 тысяч украинцев. С начала 2019 года корью заболели около 40 тысяч человек.

Вакцины от кори есть во всех государственных медицинских учреждениях и являются бесплатными для молодежи и всех, кто входит в группу риска: медиков, педагогов, полиции, военных и участников боевых действий на Донбассе.