История преследования Ильми Умерова в Крыму

Кто и за что преследует заместителя главы Меджлиса?

Март 2016 года. В студии крымскотатарского телеканала АТР Ильми Умеров, заместитель главы Меджлиса, многолетний глава Бахчисарайской администрации. Во время интервью Умеров говорит, что Россия должна уйти из украинского Крыма и Донбасса.

Эфир на АТР привлек внимание ФСБ. Спустя два месяца, российские силовики провели обыск в доме Ильми Умерова и завели на него уголовное дело по обвинению в сепаратизме.

«Я, наверное, призываю не к нарушению, а к восстановлению территориальной целостности и РФ, и Украины, — говорил Умеров. — Потому что не я нарушил ее территориальную целостность, а сама Российская Федерация во главе с ее нынешним руководством нарушила свою собственную территориальную целостность, изменив границы, которые никто в мире не признал».

20 июля Умеров попытался оспорить решение о возбуждении против него уголовного дела в суде, но безуспешно. По требованию ФСБ, подконтрольный России Киевский районный суд Симферополя принял решение — отправить Ильми Умерова на принудительную психиатрическую экспертизу.

11 августа на суде в Крыму по вопросу о назначении психиатрической экспертизы Умерову стало плохо, его отвезли в больницу. Но спустя несколько дней прямо оттуда его перевезли в психиатрическую лечебницу для проведения экспертизы.

Через несколько дней его родственники заявили о том, что состояние здоровья Умерова резко ухудшилось, ведь замглавы Меджлиса давно страдает от сахарного диабета, болезни Паркинсона, гипертонии, и несколько лет назад перенес операцию на сердце.

Нариман Джелялов, первый заместитель председателя Меджилиса крымскотатарского народа, считает, что «власти РФ решили изолировать Ильми Умерова перед важными для них выборами и испытывают на нем методики карательной психиатрии времен КГБ».

Именно принципиальная, откровенная позиция Ильми Умерова и стала причиной его преследования — уверены его коллеги и родные. После аннексии Крыма Умеров ушел с поста главы Бахчисарайской рай-администрации, не согласившись с условиями, которые ему поставили, а также из-за отказа присягать России.

За Умерова уже вступилось российское правозащитное движение «Мемориал», признавшее преследование зампреда Меджлиса политически мотивированным и незаконным. После ухудшения его здоровья отреагировали и в украинском МИДе. Сегодня дочь Ильми Умерова говорит: публичность и огласка этого дела — это единственный способ помочь отцу: «Условия содержания ужасные, его это очень угнетает. Государственной поддержки нет, мы сейчас готовим письма в международные организации, чтобы привлечь внимание Украины к этой проблеме».

22 августа во дворе дома Умерова в Бахчисарае более 500 человек собрались на Дуа — коллективный мусульманский молебен за здоровье и освобождение. Уже по традиции, за молебном вели наблюдение российские спецслужбы.

/Юлия Стець