Из Мариуполя уехали последние журналисты, которые фиксировали преступления рф. Они рассказали об охоте на них

Взрыв от попадания снаряда в жилой дом в Мариуполе, 11 марта 2022 года
Взрыв от попадания снаряда в жилой дом в Мариуполе, 11 марта 2022 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

В течение 20 дней в Мариуполе работали два журналиста — видеожурналист Мстислав Чернов и фотожурналист Евгений Малолетка. Они фиксировали осаду города и преступления россии против мирных жителей. Недавно журналисты были эвакуированы. По их словам, сейчас в Мариуполе нет ни одного международного корреспондента.

Об этом говорится в материале Associated Press из показаний Мстислава Чернова.

Чернов с Малолеткой отправились в Мариуполь вечером 23 февраля. Журналисты волновались, что у них нет запасных шин, и нашли в интернете мужчину, который ночью согласился продать их.

«Мы объяснили ему и кассиру в круглосуточном продуктовом магазине, что готовимся к войне. Они посмотрели на нас, как на сумасшедших. В Мариуполь мы въехали в 03:30. Через час началась война», — рассказал Чернов.

По его словам, около четверти из 430 тысяч жителей Мариуполя уехали из города в первые дни. Но мало кто верил, что приближается война, и когда большинство осознало свою ошибку, было уже поздно.

российские военные вывели из строя системы подачи электроэнергии, воды, товаров, отключили мобильную связь, радио и телевидение. Несколько других журналистов уехали из города до того, как прервалась последняя связь и началась полная блокада, вспоминает видеожурналист.

Разрушенная церковь в Мариуполе, 10 марта 2022 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

Отсутствие информации в блокаде служит двум целям — хаосу и безнаказанности. «Я никогда не чувствовал, как важно было нарушить молчание», — рассказал журналист.

По его словам, врачи умоляли журналистов снимать семьи, которые привозили мертвых и раненых родственников, и разрешали заряжать камеры от генераторов в больнице. Они попросили показать, что происходит в Мариуполе.

В результате обстрелов был поврежден автомобиль, на котором приехали журналисты. В микроавтобусе разбились окна и пробилась шина. Стабильной связи в городе не было, поэтому журналисты выбегали в ограбленный магазин, где связь еще была, чтобы загрузить фото и видео.

9 марта Чернов и Малолетка выехали на место бомбежки роддома и больницы. Именно их снимки облетели весь мир. Тогда погибли три человека, в том числе один ребенок.

Чернов вспоминает, что их техника почти разрядилась, и не было возможности скачать фотографии. Подслушавший их разговор полицейский отвел журналистов к источнику питания. Полицейский заявил, что информация о бомбардировке роддома изменит ход войны.

россия же стала называть фотографии АР фейками и утверждать, что беременная женщина на фото является актрисой. Чернов и Малолетка не знали о кампании против них, поскольку связи с внешним миром почти не было. Лишь 11 марта их редактор без подробностей попросил найти женщин, переживших авиаудар, чтобы доказать их существование.

Журналисты обнаружили их в больнице и сделали новые снимки. Пока они отправляли видео и фото, заметили, как к госпитальному комплексу съезжается российская техника. Войска оцепили больницу.

российским военным дали задачу найти журналистов. Украинские бойцы помогли Чернову и Малолетке эвакуироваться.

«Если они поймают вас, то попадут на камеру и заставят вас сказать, что все, что вы сняли, — ложь. Все ваши усилия и все, что вы сделали в Мариуполе, будет напрасным», — сказал мужчина, который помогал журналистам выехать.

Это было 15 марта. Чернов и Малолетка проехали 15 российских блокпостов, прежде чем добраться до подконтрольной территории.

«Мы были последними журналистами в Мариуполе. Сейчас их нет», — заявил Чернов.