Как бежавшие от войны сирийские армяне открывают в Армении бизнес и становятся примером для местных

За пять лет с начала сирийского конфликта в Армению переехали 22 тысячи сирийских армян. За эти годы в Армении беженцам удалось сформировать новую бизнес—культуру и новые традиции предпринимательства — со своеобразным восточным колоритом. Вот четыре истории успеха тех, кто сумел адаптироваться к новой жизни и стать примером для местных.

По материалу JAMnews.Гаянэ Мкртчян, Ереван​


За пять лет с начала сирийского конфликта в Армению переехали 22 тысячи сирийских армян. Они селились и в столице, и в регионах, кого-то приютили родственники, кто-то снял квартиры или покупал жилье.

В течение полутора лет после их прибытия, а некоторым и дольше, UNHCR, Агентство ООН по делам беженцев, выдавало компенсацию для съема квартир. На нужды беженцев ежегодно в 2013-2018-х был потрачен $1 млн.; помощь оказывали самую разную: выдавали кредиты, инструменты для работы, к примеру, парикмахерский инвентарь или духовки для выпечки, также оплачивались медицинские расходы.

500 сирийских армян основали здесь свой бизнес и добились существенного успеха в самых разных сферах. В Ереване появились рестораны и кафе сирийских армян. Обувь, джинсы, трикотаж и мебель, которые производят предприятия приехавших из Сирии предпринимателей, тоже очень популярны. В центре столицы открылся Алеппский рынок, где продаются их изделия.

За эти годы в Армении беженцам удалось сформировать новую бизнес-культуру и новые традиции предпринимательства — со своеобразным восточным колоритом. Вот четыре истории успеха тех, кто сумел адаптироваться к новой жизни и стать примером для местных.

Новый дом, новый бизнес

40-летний Шант Хаялян переехал в Армению в 2013-м и последние три года занимается здесь производством органического мыла. В Сирии у его отца был магазин автозапчастей, но на новом месте Шант решил попробовать себя в совершенно новой сфере.

В качестве сырья он использует исключительно собранную в горах и полях Армении душицу, ромашку, крапиву, петрушку, розы, а также виноградные косточки. Основа состава его мыла — оливковое масло. За месяц он производит примерно восемь тысяч кусков мыла, примерно такой же объем шампуней и масел.

Фото:JAMnews

«Чтобы выйти на армянский рынок и найти свое место, нужно было представить очень оригинальную идею. Моя продукция получила лицензию Евросоюза Beauty products. Очень важен правильный менеджмент. Залог успеха твоего дела – большая мечта и борьба за достижение своей цели. Многие говорили, что в Армении невозможно заниматься бизнесом, но я не стал обращать на это внимание, я знал, что мое дело пойдет. Мечтаю однажды открыть большой завод по производству мыла», — говорит предприниматель.

Фото:JAMnews

Он начинал свой бизнес с четырех видов мыла, а сегодня производит 25 его разновидностей и еще 16 видов шампуней, которые экспортирует в Швейцарию, Грузию, скоро — и в Россию.

Фото:JAMnews

Шант Хаялян – один из 110 предпринимателей, которые воспользовались для реализации своих бизнес-программ специально разработанной для сирийских беженцев льготной кредитной программой. Проект совместно осуществляли Национальный центр развития малого и среднего бизнеса Армении и Армянский офис верховного комиссара ООН по делам беженцев. Кредиты, в зависимости от потребностей, выдавали на суммы от $2 тыс. до $10 тыс. или немногим более.

Фото:JAMnews

Шант в рамках программы получил кредит в размере $12 тыс. под 4% годовых, в то время как местные банки предоставляют бизнесу кредиты по ставкам от 10% и выше.

Координатор по внешним связям армянского офиса верховного комиссара ООН по делам беженцев Анаит Айрапетян считает, что сирийские армяне прекрасно себя проявляют в бизнесе. Их предпринимательские навыки внушили организаторам программы уверенность в успехе.

«Мы поняли, что означает фактор сирийских армян для подъема армянской экономики. Каждый из них — классический пример бизнесмена. 26 лет независимости Армении — недостаточный срок для появления настоящих предпринимателей, для преодоления советского менталитета, а сирийские армяне занимаются бизнесом в третьем поколении и чувствуют себя как рыба в воде. Эти люди привезли в Армению не только свои вещи, но и мозги и руки», — говорит Анаит Айрапетян.

Многие из них переселились в Сирию в начале прошлого века, во время геноцида армян в Османской империи. Здесь они самостоятельно встали на ноги, сохранив свою национальную идентичность. В Сирии армяне были довольно успешны. Сейчас они переживают второе переселение. И в них, как они сами говорят, на генетическом уровне сработал тот же механизм — полагаться только на свои силы.

Дизайн для туристов

Еще один предприниматель, Алексан Караданян, уверен — те сирийские армяне, которые решили остаться в Армении, а таких, по данным UNHCR, не менее 15 тыс., смогут преодолеть все сложности:

«Эта борьба передалась нам от предков. Мы сами создали свое дело, никто нам работу не давал. Нашим предкам, которые бежали из Турции в Сирию, тоже некуда было деваться. Они стали работать, заложили фундамент, вложили в свой бизнес много труда и добились успеха. Они начинали с нуля в чужой стране, а мы — на своей родине в 21 веке. Почему у нас должно что-то не получиться? Все дело в человеке. Трудностей здесь очень много, нельзя забывать о блокаде, все приходится ввозить из-за границы вплоть до малейших деталей. Но все проблемы можно решить».

Фактически сирийские армяне являются беженцами, но многие осознанно демонстрируют — в любой среде могут снова подняться на ноги, тем более в Армении, на родине.

В Алеппо Алексан Караданян занимался принтом на одежде, у него были три центра типографии и собственный дизайнерский офис. В Армению он перебрался с семьей летом 2012 года и уже осенью начал здесь заниматься прежним делом, воспользовавшись программой Центра развития малого и среднего бизнеса и Офиса верховного комиссара ООН по делам беженцев.

«В министерстве диаспоры нас, специалистов по трикотажу, познакомили с местными производителями. И один из них в тот же день предложил мне открыть центр в Ереване и заняться дизайном, принтом на футболках. Он заказал мне партию товара, и я начал работу. Это меня очень вдохновило. Сейчас я печатаю изображения с армянской тематикой на 4 тыс. футболках в месяц. Конечно, начинали мы не с такого количества. Наши покупатели – туристы, и больше футболок продается в летние месяцы», — говорит владелец «Сона-Принт» Алексан Караданян.

Семья Караданян уже открыла и другой бизнес – дизайнерскую компанию «Алексан Арт», которая занимается оформлением чашек, ключей, брошюр.

Сирийская кухня для столицы

Небольшой сирийский ресторан в центре Еревана открыли Соник Карчикян и Еран Балманукян. Ресторан маленький — всего 30 квадратных метров. Но здесь постоянно полно посетителей. И обе его хозяйки все время на кухне — сами готовят сирийские блюда.

Говорят, нелегко в Армении начинать свое дело, и тут же добавляют:

«А где легко? Куда бы мы ни поехали — в Европу, Канаду, Америку — везде было бы нелегко, потому что оказываешься в новой среде, на новом рынке. Это всегда испытание. Даже если бы я начинала новое дело в Сирии, пришлось бы терпеть год или два, пока бизнес встал бы на ноги. Смущают только налоги и то, что нам приходится еще платить за аренду территории для бизнеса, за жилье, за учебу детей — все это вместе составляет большую сумму. Особенно сложно с бизнесом зимой, когда жизнь будто застывает вместе с воздухом», — рассказывает Соник Карчикян, семья которой владела несколькими магазинами в Латакии.

Фото:JAMnews

«В любом случае, преимущество Армении в том, что это наша страна. Мы работаем с душой, живем этим рестораном, качество поддерживаем на высшем уровне, мы начинаем спрос с себя и не занимаемся самообманом», — говорит Соник.

Она прошла курс для гидов и если появляются заказы, сопровождает группы арабских туристов. Ее новая страничка «Ереванский тур» в Facebook предназначена для арабоязычных туристов. Она пытается организовать медицинский туризм в Армении.

«Мы хотим более основательно заняться этим, предлагая туристам совместить отдых в Армении с доступным лечением, особенно стоматологическим. Мы будем предлагать также самые разные косметологические услуги, которые очень доступны в Армении – чистка кожи, ботокс. Все это интересует людей, особенно если сравнивать с ценами на эти же услуги за рубежом», — делится планами Соник Карчикян.

Магазин сладостей

Страничку Magie’s sweet Delicacies в Facebook, принадлежащую Маги Хорозеан, знают уже многие. Маги также стала участницей льготной кредитной программы для мигрантов. Ее мечта – открыть в Ереване магазин сладостей.

Фото:JAMnews

«Пока что у меня не получается, работаю по заказам на свадьбы, дни рождения. Я готовлю сладости для украшения стола по совершенно новой технологии, которой здесь пока нет, пробую сдавать в магазины. Прошла курсы в Дубае, у меня там уже были свои клиенты, но моя дочь очень хотела приехать в Армению, и мы переехали сюда. Надеюсь, это дело даст мне возможность обустроить нашу жизнь здесь», — говорит Маги.

Фото:JAMnews

Сирийские армяне смирились с тем, что страна с экономической точки зрения небогата, рынок небольшой, и бизнес с трудом набирает обороты. Но они работают — несмотря ни на что.

«Если бы мы приложили столько же усилий в Сирии, можно было бы уже стать миллионерами. И у нас все бы было. За рубежом, когда вкладываешь в дело столько сил, зарабатываешь состояние, а здесь — всего лишь выживаешь. То есть это вопрос убеждений. Если хочешь разбогатеть и не можешь, то уезжаешь, а если хочешь жить на родине, чтобы дети играли во дворе с армянами и слышали армянскую речь, то остаешься в Армении», — говорит Алексан Караданян.

Анаит Айрапетян ценит в сирийских армянах их исключительную порядочность: «Бизнес для них – дело чести, их честное имя и источник дохода. И это их отличает от людей, получивших советское воспитание. Их культура бизнеса, отношение к делу, их подход к сервису – все это просто пример для подражания».

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.