Как мы хоронили рома

Расспросить жителей Серногоо погибшем соседа —непростая задача.

Игорь Бурдыга

Почему похороны Давида Поппа превратился в политический митинг ромов

Расспросить жителей Серногоо погибшем соседа —непростая задача. Не потому что о покойниках —только хорошее или ничего. Дело в том, что по-украинскиздесь никто не говорит. Из полутора тысяч жителей села процентов 90 —венгры. Другие называют себя цыганами.

«Nem tudom, весьма с трудом, меньше половины», —так смеются над венгроязычными на Закарпатье

«Nem tudom, не говорю по-русские», —говорит мне Гайна, мать Давида. Лишь на мгновение она отвлекается от всей суеты, которой не миновать, прощаясь с человеком, и сразу заливаетсяслезами.

***

В остальном —похороны как похороны.

Небольшая избушка Гайны на полторы комнаты покрыта снаружи венками чуть ли не до крыши. Три дня с Давидом прощаются едва ли не все ромы Закарпатья. На черных рубашках и платьях сверкают ожерелья уважаемыхженщин, белые колораткипасторов, золотые цепи баронов-биро, шелковые галстуки депутатов.

Двор семьи Давида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на таборромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

Дядя погибшего Андрей едва ли не единственный одет в белое —точнее, раньше оно было белым. Рубашка и брюки за несколько дней покрылись потом и пылью западных дорог, а лицо стало чернее большинство рубашек. Три дня назад он привез тело племянника в Серное.

— Я вам расскажу про малого. Это был Свет мой, вместо сына, потому что сына я уже похоронил. И они мне не разрешают, —кивает Андрей в сторону других родственников и соседей. —Говорят, я снова о политике распространяться буду. А какаяже это политика, если они парня нашего убили за то, что он цыган? Разве это не политика?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Кто и почему нападает на ромов в Украине

Дядя погибшего Андрей (в центре).ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

Пять дней назад 23-летнего Давида Поппа забили ножами до смерти несовершеннолетние из группировки «Трезвая и злая молодежь», которая придерживается праворадикальныхи нацистскихнастроения, во время нападения на ромский табор на окраине Львова.

— Почему у вас в Кийове говорят, что то из России его убили? Почему в России говорят, что то «Правый сектор»? То нелюди его убили или кто, я вас спрашиваю? Вот опять мои мне говорят: Андрей не говори такое! Цыгане шо думают, шо так и надо?! Ой, говорят, ты выпил мало! А у меня малый умер.

Несколько дней назад во Львове Андрей и Гайна столкнулись в полицейском участке с родителями нападавших. Те даже не извинились.

Пастор Иштван из Доброня достает из серебристой Nexia синий тент, усилитель и гитару. Тент натянут во дворе, микрофон и усилитель подключается к питанию где-то у соседей. Гитару будут передаватьпо кругу.

— Они пасторы будут проводить служения и говорит о боже, —переводит Андрей с венгерского—Бароны и депутаты будут говорить о мирском. Все не прочь дать интервью, но это уже после панихиды. А мне опять сказать не дают, говорят, пусть Миро о политике заводит.

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

Миро, то есть Мирослав Горват, —депутат Ужгородского горсовета, едва лине самый известный ромский политик на всю Украину, приедет ближе к трем часам. Без него закрытый гроб не выносят во двор.

Миро выступать последним. До негопасторы проповедовалиобщине наромском и читалиБиблию на венгерском. Горват говорит на трех языках примерно те же слова:

— Почему? Почему мы, ромы, должны так страдать и с таким страхом жить в Украине? Мы не собираемся отсюда уходить, это инаша страна, и мы любим эту страну! Зачем же вы так? Неужели будете продолжать? Неужели мы будем хоронить следующих? Нет, не хочет ся! Потому что мы мирный народ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Расизм, нацизм и панславизм: что общего у российских ультраправых движений с Украиной — исследование Bellingcat

Депутат Ужгородского горсовета Мирослав Горват (в центре).ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

Двое лошадей тянут катафалк по улочкам Серногов сторону кладбища. За ними шествует черная процессия ромов. Шандор каждые пять минут затягивает новую песню и в конце все хором повторяют лишь одну. Его мне переводит пастор Йонас изМукачево:

Наш Бог на небесах

Он наш спаситель

Он очищает нас своей кровью

Он отдал за нас свою жизнь

Спасибо тебе, Иисус

Сквозь удушающую жару уже дважды прорывается короткийтропический ливень. Кто-то млеет. Венгерские жители Серногонаблюдают запроцессиейиз дворов.

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

— Братья и сестры, мы пришли на то место, откуда не возвращаются домой ногами живыми, —проповедует Йонас на кладбище. —Но я знаю, что написано в слове божьим, придет врем'я, Господь повелит архангелу Михаилу и он вострубит. И написано, что мертвые во Христе воскреснутпервыми. И это слово божие и время это скоро. Апостол Павел написал: что придут времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, горды, а дети родителям непокорны. Те, кто это сделал, эти юноши —они были непослушнысвоим отцам и матерям.

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

— Наших ромов выгнали из Киева, потому что они хотели зарабатывать честным трудом, —кричит он гневно сверкая золотыми зубами. —Почему мы так живем в Украине?! Почему нам в этой стране не место, нет работы? Почему нас гнали из Киева, почему наших сожгли в Тернополе, почему нашего убили во Львове? Куда нам бежать дальше? Почему это допускает власть? Кто накажет ЭТИХ убийц? Или нам воздаватьзлом за зло? Нет! Пусть будет Бог им судья! А я вас прошу сейчас, ромалэ, давайте жить мирно между собой и между людьми!

Все так много говорят о божьемсуде, что, кажется, на украинскийсуд здесь никто надежд не возлагает.

Над могилой горой складывают венки. Пасторы, бароны и депутаты фотографируются возле захоронения и разъезжаются по ромскомуЗакарпатью.

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

— Малый жизнь любил, он так умел радоваться мелочам, —говорит Андрей, когда мы последними возвращаемся с кладбища. —Помню, как он прибежал, говорит: дядя, дядя, смотри, я на велосипед заработал. И зачем-то он от нас уехал.

Последние годы Давид жил с гражданской женой ИзбоейРац в соседнем селе. Вместе с ней и ее семьей уехал во Львов собирать мусор и металлолом. Черезтри дня на них напали.

В Серномна семью Рац обижены. Вроде бы из-за того, что львовская мэрия дала Избоеи ее раненому брату Раджу помощь влечении. Тогда как небогатой семье Давида пришлось везти тело из Львова и хоронить его за свой счет.

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

ПохороныДавида Поппа, погибшего во Львове от смертельных ножевых ранений после нападения на табор ромов.Серное, Закарпатская область, 28 июня 2018.Фото: Игорь Бурдыга / Громадское

Ни Избоя, ни Радж на похороны не приехали. Раджа накануне выписали из львовской больницы, и теперь полицейские прячут его как важного свидетеля. Где сегодня Иза, в Серномне знают.

— Да мы бы их и на порог не пустили. Они погубили малого, —продолжает Андрей, —Все только о деньгах, о заработке. Поехали к гаджо (ром. - человек не ромской национальности) за деньгами, а с чем вернулись? И с чем еще от гаджо можно вернуться?

Мы заходим во двор. Здесь на Андрея вновь цыкают родственники. Чтобы не распространялся о политике.