Как учеников элитной гимназии заставляют мыть туалеты и о других особенностях швейцарского школьного образования

Как учеников элитной гимназии заставляют мыть туалеты и о других особенностях швейцарского школьного образования
hromadske

Только 20% швейцарцев имеют высшее образование. Но почти все общаются на более чем одном иностранном языке, они достаточно эрудированы и образованы. Все благодаря школьной системе.

Большинство швейцарских начальных школ — это современные здания с большими окнами и хорошими спортивными площадками. Парты стоят не рядами, а по кругу, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, за каждой партой — по одному ребенку. Несколько раз в год детей пересаживают. Внутри круга есть скамейки, на которые ученики садятся вместе с учителем, когда объясняют новый материал. Уроки проходят интерактивно, с пением и движениями.

На математике поют, кто быстрее справился с заданием — может читать книгу

Типичный урок математики выглядит так: спели песню, сели на скамейки, учитель объяснил тему, потом снова спели песню или две, пересели за парты и начали самостоятельно выполнять задания. Если возник вопрос, то не надо тянуть руку и ждать, пока на тебя обратят внимание, можно спокойно встать и спросить у учителя.

Тот, кто справился с заданием раньше отведенного времени, может взять шумопоглощающие наушники и читать книгу, которую взял в библиотеке. Наушники, как и все остальное, кроме рюкзака и ланч-боксов, выдают в школе. То есть никаких книг, тетрадей, карандашей, циркулей и т.д. родителям покупать не надо.

Кроме современных интерактивных досок и другой технической утвари, в школе есть айпады для каждого ученика. Часть заданий дети выполняют онлайн, играя в игры. В то же время пользоваться мобильными телефонами на территории школы строго запрещено.

Кстати, у большинства детей начальной школы мобильных телефонов вообще нет. Очень часто первый мобильный швейцарским детям дарят на 11 или 12-летие. Для украинской мамы с постоянной тревожностью это что-то невозможное, но Швейцария — одна из самых безопасных стран в мире.

Во время перерыва — обед дома

В школу детей зачисляют по месту жительства. Местные советы очень заинтересованы, чтобы в школах работали лучшие учителя, ведь стабильно высокий рейтинг школы увеличивает шансы, что в районе будут селиться люди с высоким достатком, а значит, будут платить хорошие налоги.

Занятия в первом классе продолжаются с 8:30 до 11:45, а потом — перерыв на полтора часа, во время которого большинство детей идет домой обедать. С 13:30 до 15:30 длится второй блок занятий. Это, как правило, какие-то активности на свежем воздухе или поход в лес или на речку. Каждую среду занятия только до 11:45, чтобы у детей было достаточно времени на семью и хобби.

Классы и школьные коридоры завешаны не портретами выдающихся швейцарцев или ученых, а работами учеников. Раз в полгода в школе проводят отдельную выставку ученических работ: в актовом зале вывешивают рисунки и другие поделки, приходят родители и другие родственники, чтобы насладиться искусством своих потомков. А в конце учебного года детям выдают огромный ящик со всеми работами, которые они изготовили за год.

«Уроки интерактивные и очень прикладные», — делится впечатлениями о школе украинка Адриана, чей сын в 3 классе. Каждую неделю у учеников есть какой-то конкретный проект. Тему учитель выбирает сам. Как-то темой в классе сына Адрианы были киты. Дети читали книги о китах, изучали их анатомию, рисовали и смотрели о них фильм. После этого ее сын пошел в библиотеку и взял все книги о китах, которые там были. А маме показалось, что он хочет посвятить жизнь изучению китов.

«Большую часть заданий дети делают на айпадах, а не в тетрадях. Когда изучали длины (метр, сантиметр), то детей пригласили на улицу и, разделив на команды и вооружив мелом, попросили отмерить 10 метров. Когда изучали местную историю, то дали задание сделать интервью с жителями нашего города о достопримечательностях города или о его истории. А еще очень много экскурсий на местные фабрики или к локальным мастерам. Иногда детей водят в дом престарелых. Это win-win история. Дети узнают, как стареет человек, слушают байки о прошлом. А пожилые люди видят молодую энергию, новое поколение. И потом дней пять никто не жалуется на давление, как говорят учителя», — смеется Адриана.

В Швейцарии есть только начальная и средняя школы. Начальная — это 6 классов (с 7 до 12 лет) — базируется на трех принципах: развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки, самоорганизовывать и учить учиться. С первого по третий класс у детей есть основной учитель и два дополнительных.

«Я решил стать учителем почти полвека назад, тогда это была очень мужская профессия, которую очень хорошо оплачивали, не хуже работы в банках. За 50 лет ситуация несколько изменилась, многие женщины выбрали учительство, сейчас где-то 65% — это женщины, а 35% — мужчины», — рассказывает господин Бири, учитель младшей швейцарской школы.

Научить учиться

«Как основной учитель, я преподаю математику, немецкий, английский и французский, науку о мире (это смесь биологии, географии и истории), музыку и рисование. Дополнительный учитель — это учитель труда, у нас дети много делают своими руками, это раскрывает прежде всего их творческий потенциал. И также есть учитель, который подтягивает сильных детей. Но он, как правило, один на всю параллель. И учитель, который помогает с немецким языком, ведь Швейцария — многонациональная страна, поэтому важно, чтобы дети хорошо говорили на немецком, потому что это влияет на успеваемость по всем предметам». 

На математике задания делят на три группы. Группа А — обязательная для выполнения для всех детей, это база. Группа Б — для тех, кому группа А кажется легкой и кто хочет более сложных вызовов. Группа С — для детей, которым нравится математика и которые могут решать очень сложные задачи. Таких одаренных детей собирают раз в неделю и дают им дополнительный материал. Система направлена на то, чтобы сильные соревновались с сильными.

На литературе учитель с учениками обсуждают поступки героев произведений. Учителя рассказывают о контексте понятным языком, почему это произведение возникло именно в этот период, что хотел сказать автор. То же касается истории — детей учат искать причинно-следственные связи, но на близких примерах — так, чтобы им была понятна логика.

Научить самоорганизации

В швейцарской школе нет заданий по каждому предмету отдельно. Каждый понедельник учитель дает ученикам расписание на неделю, где указано когда и что будет происходить. В частности, какие будут экскурсии, какие домашние задания в течение недели по всем предметам являются обязательными, а какие дополнительными. Так каждый ученик сам учится распределять свое время и определять, когда ему лучше учиться.

«Кто-то делает все в пятницу, кто-то распределяет равномерно нагрузку. Но дети организовывают себя сами, не под давлением. Мы учим проектному менеджменту с достаточно раннего возраста. Дважды в год проходят встречи, где присутствуют учитель, родители и ребенок. Там мы обсуждаем сильные и слабые стороны ребенка. Составляем план. Как мы будем улучшать слабые стороны и совершенствовать сильные. И потом все трое ставим там подписи — я, родители и ребенок. Этот документ является обязательным для выполнения всеми сторонами. И через полгода мы снова собираемся, подводим итоги, что удалось, а что нет, анализируем причины неудач, как их исправить, и составляем новый документ. Благодаря тому, что есть, так сказать, протокол заседания и экшн-план — эти встречи не являются пустыми, а очень действенными», — объясняет господин Бири.

Украинка Адриана вспоминает, что боялась первой подобной встречи. Понимала, что сын не успевает по всем предметам. Но произошло все совсем не так, как она ожидала.

«Мы пришли, сыну дали листочки, где он должен был оценить себя. Но это было так непринужденно, в такой игровой форме, никакого давления. И потом учитель рассказал не только, как он написал тест по математике и текст на немецком, но и о его чертах характера, какой он молодец, добрый, отзывчивый, творческий, часто замечтается и вещи теряет, но это пройдет. Показал его рисунки и попросил объяснить, почему он нарисовал именно это. Я не вышла из класса — я вылетела на крыльях, окутанная какой-то невероятной любовью и гордостью за сына, какой он молодец и как я им горжусь».

Научить коммуницировать и развивать социальные навыки

Самоорганизацию и коммуникационные навыки воспитывает проектная работа. Ученики делятся на группы по двое-трое и получают определенное задание, проект, который они должны выполнить в течение недели-двух. Это может быть рассказ о пищеварительной системе или о полезной пище. Ученики между собой договариваются, кто что делает, и затем презентуют проект в классе.

«Я помню времена до компьютеризации, когда делали на ватманах. А сейчас, последние 7 лет, делают в PowerPoint. Если переводить это на менеджерский язык, то благодаря этим проектным работам дети не только закрепляют материал, но и учатся правильно распределять роли и объем работы в команде, решать конфликтные ситуации, презентовать себя и свою работу большой аудитории», — рассказывает господин Бири.

С первого класса в игровой форме дети начинают познавать, как работает общество. Каждый класс выбирает двух представителей в совет школы. Они меняются каждые полгода. Раз в 2 недели (или если есть необходимость, еженедельно) ученики собираются и обсуждают проблемы или идеи, которые хотят донести до директора. Учитель присутствует на этих заседаниях и помогает строить коммуникацию. После встречи оформляют протокол с решениями класса. Записанные в нем месседжи два представителя совета школы должны донести до директора.

Буллинг

«Такого буллинга, как среди украинских детей, я не видел за 40 лет своей карьеры. Мы, швейцарцы, тоже не святые, не подумайте. Но такого, как среди украинцев, чтобы дети 8-9 лет так травили сверстника, такого я не видел», — рассказывает мне господин Бири, который с началом полномасштабной войны также занимался адаптацией украинских детей.

«А больше всего поразило, — продолжает он, — что родители это поддерживают. "Бей первым, чтобы боялись, чтобы тебя не были" — вот эта философия меня шокировала». 

Господин Бири говорит, что когда случился инцидент с украинским мальчиком, то педагоги пытались работать и с детьми, и с родителями. Впрочем, мама мальчика-агрессора стала на защиту своего сына и была уверена в правильности его действий. После этого коллектив школы принял решение о переводе ученика в другую школу. А это для Швейцарии совсем нетипичное решение. Как правило, такое случается только в одном случае — когда ребенок переезжает на новое место.

«Если я замечаю конфликт между учениками, — делится господин Бири, — я с ними говорю, с каждым отдельно. У меня нет задачи выяснить, кто прав, а кто нет. Задача — выяснить причины поведения и дать действенные инструменты, как себя защитить слабому и как перестать быть агрессивным тому, кто был. Если разговоры с учениками не помогают, тогда уже привлекаю родителей». 

Господин Бири объясняет, что снижению уровня буллинга способствуют объединительные дела. Поэтому из учеников пытаются сделать не просто одноклассников, а команду, где от каждого зависит общий результат. На это направлена, например, подготовка к концертам или театральным представлениям. Концерты проходят на центральной площади города, и для детей это важно и ответственно. Каждые полгода класс имеет какое-то большое событие, к которому готовится.

«Несколько лет назад в нашей школе тоже был буллинг, — рассказывает мама 6-классницы Сандры, госпожа Хайди, — Тогда школа разослала информационный бюллетень родителям, как работать с детьми, как заметить, если ребенка буллят, что делать, если ваш ребенок — агрессор. В каждом классе также были дополнительные часы, где объясняли, как себя вести, чтобы прекратить буллинг, и что делать тем, кто стал свидетелем и хочет помочь».

Также, начиная с 4 класса, дважды в год дети классом едут в лагеря на целую неделю. Учителя сами выбирают — на ферму, где все спят на соломе, в домик в горах или в замок, вариантов множество. Дети учатся быть вдали от семьи и сами о себе заботиться, при этом они в знакомом окружении, с одноклассниками, и это не так стрессово.

Элитная гимназия

Во время последнего года обучения в начальной школе ученики должны решить, что они хотят делать дальше — поступать в гимназию или продолжить обучение в средней школе. Учиться в гимназии очень престижно, но туда поступают только 15% детей.

«За полгода до вступительных экзаменов нас пригласили в гимназию на день открытых дверей и объяснили, что гимназия — это для самоорганизованных, дисциплинированных и стрессоустойчивых детей, — рассказывает госпожа Хайди, чья старшая дочь второй год учится в престижной цюрихской гимназии. — Если ваши дети не такие, подчеркивали нам, то есть другие пути состояться в жизни. Мы год готовились к экзамену и думали, что самое трудное — это поступить. Но ад начался 1 сентября. Казалось, что учителя делали все, чтобы отсеять слабых детей. Огромные нагрузки, психологическое давление». 

Двое ребят из класса дочери Хайди ушли из гимназии посреди года — материала было столько, что им не хватало времени на хобби и семью. Еще несколько детей не сдали полугодовой и годовой экзамены.

«Второй год оказался немного легче. Но все равно нагрузка большая, потому что, кроме немецкого английского, французского, мы учим еще латынь. Математика, искусства, естественные науки. Еще и музыка. Я единственная в классе, кто не играет на инструменте, поэтому с мамой много занимаюсь сольфеджио. Но учиться весело. Иногда у нас бывают недели супергероев и мы все ходим в разных костюмах. Или соревнования между классами, кто создаст самый вирусный тик-ток с учителями. Наш преподаватель математики залез на стол и сделал дождь из конспектов, было очень эффектно, и мы выиграли», — вспоминает 13-летняя Фрэнни, дочь Хайди.

Фрэнни как раз приехала на выходные домой. До этого две недели вместе с одноклассниками жила в доме в горах. Там их учили убирать, готовить, шить и мастерить из дерева.

«Мы делим между собой обязанности: кто дежурный по кухне, а кто моет сегодня туалет, — делится Фрэнни. — Также нам показывали, как правильно сортировать белье для стиральных машин и каких видов бывают ткани для уборки. Это очень весело».

На вопрос, зачем ей это все, Фрэнни отвечает: «Мы должны уметь все!»

Средняя школа

Дети, которые идут в среднюю школу, учат не только стандартную программу, но и готовятся к поступлению в так называемый лере, аналог нашего ПТУ, где 3 дня — практика, а 2 дня — обучение. Учителя средней школы объясняют детям, как правильно создать резюме, вести деловое общение, вести себя на собеседованиях. Деловое общение и резюме в 14-15 лет!

Вспомнилось, как моя соседка, 42-летняя украинка, которая всю жизнь работала портнихой и неплохо зарабатывала, два дня ссорилась со своей 15-летней дочерью, которая посещает швейцарскую школу и по просьбе матери написала деловое письмо социальному работнику. Мать требовала, чтобы дочь немедленно удалила фразу «Как у вас дела? Надеюсь, что все хорошо», мотивируя это тем, что ей совсем не интересно, как дела у соцработника.

Из удивительного для украинского менталитета — большинство швейцарских банкиров, финансистов, работников сферы страхования имеют только это образование лере, а не высшее. Так, отец гимназистки Фрэнни Мишель, успешный бизнесмен в сфере IT, в 15 лет поступил в лере, где учился на пищевого технолога.

«В 15 лет я уже жил отдельно от родителей и трижды в неделю вставал в 5 утра, ехал на хлебобулочную фабрику работать. В 12 я уже был свободен. Дважды в неделю посещал лекции. Когда мне было 17 лет, я пришел к своим родителям и сказал, что я хочу бросать лере и работу на фабрике: мне там скучно, нет вызовов, я знаю все процессы идеально. Но я могу быть там начальником», — вспоминает Мишель.

Тогда отец попросил его не горячиться. Они вдвоем пошли на фабрику к шефу.

«Мы поговорили, шеф спросил, чего я хочу. Я сказал, что хочу быть ответственным менеджером, ведь знаю, как все работает и как улучшить процессы. И начальник сказал: "Ты действительно лучший работник и заслуживаешь стать менеджером". Вот так в 17 лет я стал руководителем для 17 человек. А в 21 основал свой первый бизнес». 

P.S. Выводов не будет. Это домашнее задание.

Автор: Ольга Слисаренко