Карантин как услуга. Как выживает грузинский туризм

Уже больше месяца в Грузии действует чрезвычайное положение из-за коронавируса.
Пандемия привела к установлению многих ограничений, прежде всего на коммерческую деятельность.
Деловая активность в стране фактически полностью приостановлена. Еще слишком рано подсчитывать ущерб, но экономисты говорят, что одно можно сказать наверняка — самые большие потери будут в секторе туризма и сфере услуг.
На фоне растущего числа туристов в Грузии в последние годы многие связали с ними свой бизнес.
Сейчас они ищут способы выжить и пытаются адаптироваться к новой реальности, потому что понимают, что стране придется жить без туристов еще долго.
Правительству скорее всего придется изменить свою политику, не возлагая больше особых надежд на туризм.
«Вельвет»: можно ли выжить без туристов?
Магазин "Вельвет" торгует старинными вещами и восстановленной мебелью.
Этот небольшой бизнес организовала компания друзей. Они арендовали помещение для магазина в старом районе, это было одно из самых оживленных туристических мест. Искали интересные старые вещи по всей Грузии, приводили их в порядок и выставляли на продажу. Особенно хорошо дела шли последнее время.
Старый советский телефон, светильники 60-х годов, редкие антикварные книги и пожелтевший винил со старой грузинской оперной записью – такие вещи очень нравились иностранцам.
Сегодня этот магазин, как и все другие, кроме продуктовых магазинов и аптек, закрыт.
Ната Цнобиладзе, одна из учредителей “Вельвета”, говорит, что выход был найден быстро. Магазин полностью перешел на торговлю онлайн. Зарубежным покупателям товар отправляют по почте.
«Еще до коронавируса мы продавали товары онлайн, но мало. После объявления чрезвычайного положения мы приложили усилия в этом направлении. Это позволило нам сохранить часть наших сотрудников и оплатить наши счета», — говорит она.
Позже доставку с помощью курьера временно пришлось свернуть — из-за новых ограничений в рамках чрезвычайного положения. Но компания планирует развиваться дальше именно в этом направлении.

Новый вид услуг — карантин
С такими же проблемами сталкиваются и крупные компании, которые потеряли основной источник дохода — туристов.
Многие компании пытаются перестроить свою деятельность. В Министерство экономики поданы сотни заявок от различных компаний с просьбой возобновить их бизнес в условиях чрезвычайного положения — для этого компании должны доказать, что работают с соблюдением социальной дистанции и всех санитарных норм.
Georgian Bus — компания, которая смогла адаптироваться к новой ситуации и приспособиться к форс-мажорным условиям.
Основным направлением деятельности компании были перевозка туристов, а также регулярные автобусные рейсы в международный аэропорт Кутаиси из разных городов Грузии. Этим аэропортом пользовались бюджетные авиакомпании и основными пассажирами были туристы – либо иностранцы, либо туристы из Грузии, путешествующие в Европу. С закрытием полетов и отменой рейсов компания осталась без клиентов. Однако выход нашелся.
«После 12 марта нашей единственной деятельностью является транспортировка наших соотечественников, возвращающихся в Грузию, в карантинные зоны. Помимо аэропортов, мы возим людей также через сухопутные границы. Наши автобусы находятся в режиме ожидания на всех границах. Например, недавно мы привезли граждан Грузии из Еревана, это было заказом Министерства иностранных дел. Сейчас мы работаем по контракту с администрацией туризма», — рассказывает Шалва Хуцишвили, директор Georgian Bus.
По его словам, компания попала под самый первый удар кризиса.
«Однако потом появилась эта новая услуга, которая позволила нам компенсировать определенную часть потерь (в компании не уточнили цифры — ред.). Теперь мы можем платить зарплату нашим сотрудникам и нам не нужно их увольнять», — говорит Хуцишвили.
В компании предполагают, что госзаказы продлятся до конца мая, что будет очень важно для финансовой устойчивости.
Хотя в страну больше не едут туристы, многие отели по-прежнему работают — единственным источником дохода доя них стало размещение людей на карантин. Всего в карантинных зонах в гостиницах Грузии на 22 апреля было размещено 5015 человек, там же как правило проживает медперсонал и охрана.
Как нам сообщили в отеле «Вилла Палас» в Бакуриани, государство арендовало эту гостиницу с 21 марта по 20 мая за 300 тысяч лари (около $95 тыс.).
Отель обеспечивает помещенных на карантин трехразовым питанием и отвечает за соблюдение санитарных норм.
По состоянию на 1 апреля Национальная администрация туризма Грузии выделила более 10 миллионов лари (около $3,2 млн) на аренду гостиниц в качестве карантинных площадей. Некоторые крупные брендовые отели (например, Sheraton и Holiday Inn в Тбилиси) предлагают свои услуги государству бесплатно – в рамках социальной ответственности. А сэкономленная на стоимости их услуг сумма распределяется среди небольших отелей.

Кредиты и пандемия
Владельцы тысяч небольших гостиниц, хостелов, гестхаусов и аппартаментов оказались в особенно сложном положении.
На фоне постоянного роста числа иностранных туристов сдача жилья стала одним из самых растущих и широко распространенных видов деятельности в Грузии в последние годы.
Это стало единственным или основным источником дохода для многих семей. Особенно в старых исторических районах Тбилиси.
Гуга Чапичадзе уже более двух лет сдает в аренду апартаменты для туристов в центре Тбилиси через Airbnb или Booking.com.
Апрель-май — особенно хороший сезон, когда в Тбилиси приезжало много туристов.
«Все бронирования с конца февраля отменены, ни одного не осталось. До этой эпидемии я взял кредит, купил вторую квартиру и отремонтировал ее. Сейчас я потерял доход, но банковский долг остался», — говорит Гуга.
Крупные коммерческие банки дали отсрочки гражданам по выплате кредитов, в том числе ипотечных, на три месяца. Однако платить все равно придется, в том числе проценты за эти три месяца.
Некоторым владельцам апартаментов удалось найти временный выход – сдавать на две недели свои апартаменты согражданам для самоизоляции. Но спрос на такие услуги небольшой.
«Полеты еще долго будут ограничены, даже после того, как мир преодолеет пик коронавируса. Поэтому для нас, занятых в сфере туризма, этот кризис будет еще более серьезным, и никто не знает, когда мы вернемся к прежнему положению», — говорит Гуга.

Конец надеждам на туризм?
В последнее десятилетие сектор туризма активно рос и стал одним из важнейших компонентов грузинской экономики.
В прошлом году в Грузию прибыло 9,3 миллиона иностранных визитеров (в 2,5 раза больше ее населения), что является рекордным показателем.
В 2011-2018 годах темпы роста иностранных визитеров в Грузии составили 15% в год, это один из самых высоких показателей в Европе.
Благодаря этим результатам Грузия опережает не только своих соседей, но и, например, такие популярные туристические направления, как Португалия, Нидерланды, Польша, Ирландия, Кипр и многие другие.
По мере того как количество иностранных посетителей росло, увеличивался и доход от этого сектора.
Например, доходы от туризма в 2018 году составили $3,2 млрд, что на 19,1% выше, чем за аналогичный период 2017 года. А по сравнению с 2012 годом ($1,4 млрд) он вырос почти в три раза.
Из года в год все большая часть населения становилась зависимой от доходов от туризма, как и все большая часть грузинской экономики. Доля туризма ВВП Грузии за 2018 год составила 7,6%.
Более половины доходов от туризма Грузия получала от туристов из соседних стран — Азербайджана, Армении, Турции и России, Но в последнее время доля туристов с высокими доходами, в частности из стран ЕС, также росла.
По состоянию на 2018 год каждый десятый международный визитер в Грузии был из Европейского Союза, что на 36% больше, чем в 2017 году.
Ожидается, что на фоне текущего кризиса в первую очередь снизится поток туристов из Европы и других стран с высоким уровнем дохода, что окажет значительное влияние на туристический сектор Грузии, считают эксперты.
Глава Ассоциации туроператоров Иа Табагари считает, что из-за коронавируса отрасль понесет огромный ущерб и особо пострадают туристические агентства, гиды и водители.
«Туроператоры, наверное, находятся под самым большим риском. В ближайшем будущем их единственной надеждой будет внутренний туризм, которого недостаточно. Зима и без того была пассивным периодом, и сразу после нее начался коронавирус. Сегодня трудно говорить о каких-либо перспективах», — говорит Ия Табагари.
Она считает, что правительство должно разработать долгосрочный план помощи сектору, чтобы не оставить такое большое количество людей без работы. К примеру она считает, что бывших гидов, хорошо знающих особенности природы в том или ином регионе, государство могло бы привлечь к проектам в области экологии.
Помощь правительства
Правительство уже объявило о некоторых мерах помощи предпринимателям.
Согласно плану, из-за ущерба, вызванного распространением COVID-19, правительство отсрочило на четыре месяца уплату налога на имущество и подоходного налога для компаний, работающими в сфере туризма.
Льготы будут распространяться на отели, рестораны, туристические агентства, транспортные компании, экскурсии и остальные туристические услуги.
Кроме того, в течение шести месяцев государство покроет процентную ставку по кредитам гостиницам на 4–50 номеров.
В конечном итоге, по оценкам правительства, отсрочка налогов затронет около 18 тысяч компаний, в которых занято более 50 тысяч человек. Согласно прогнозу, таким образом в частном секторе останется около 100 млн лари (около $31 млн).
Экономист Мераб Джаниашвили считает, что одна из причин, почему экономика Грузии оказалась в таком сложном положении — чрезмерные надежды на туристический сектор и со стороны государства.
«Это большая ошибка — связывать экономику с таким уязвимым сектором, как туризм. При любом кризисе туристический сектор страдает в первую очередь, потому что люди в первую очередь начинают экономить на поездках. Поэтому это наиболее уязвимый к кризисам сектор что грозит нам очень плохими последствиями», — говорит Джаниашвили.
По словам Джаниашвили, в последние годы государственная помощь бизнесу была направлена в основном на помощь туризму, хотя частные инвестиции в этот сектор и так были высокими.
«Например, если мы посмотрим на последние 15 проектов одной из крупнейших государственных финансовых организаций, Фонда партнерства, то подавляющее большинство — это финансирование отелей, а это неправильно», — говорит Джаниашвили.
По словам экономиста, отсрочка налогов предприятиям туристического сектора поможет им на некоторое время, но в итоге значительная часть работников все равно временно потеряет работу.
Он считает, что в этой ситуации государство должно сделать правильные выводы и сосредоточиться на менее уязвимых секторах экономики — производстве продукции, информационных технологиях и т. д., а не на туризме.
Автор: Заза Абашидзе, JAMnews, Тбилиси
При поддержке «Медиасети»
- Поделиться: