Виктория Рощина

В начале января 2018 года в Запорожье священник Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) отказался отпевать погибшего ребенка, крещенного в УПЦ Киевского патриархата, объяснив, что действует согласно церковным канонам. Дело вызвало большой резонанс и дискуссию о состоянии дел между обеими церквами.

По данным Министерства культуры Украины, в течение 2014 — 2017 годов в 20 областях зафиксировали около 80 переходов общин из Московского в Киевский патриархат. Массовые переходы состоялись в Тернопольской и Ровенской областях.

Громадское отправилось в Тернопольскую область, чтобы увидеть, как и почему случаются такие переходы, и как верующие делят между собой местные храмы.

Без согласия епископа

В селе Бутин Тернопольской области в 2014 году 330 из 460 верующих перешли из Московского патриархата в Киевский. Андрей Жила, действующий сельский староста, рассказывает, что решающими стали события на Майдане:

«Конфликт возник, когда священник Московского патриархата отказался отпевать погибших на Майдане, — рассказывает он. — Это была родительская суббота и священник отказался. Объяснил, что не знает, были ли там православные или греко-католики, или вообще крещеные. Сказал, что не так записку подали, не так записали. 80% жителей села возмутились и начали говорить, что переходят и не будут служить Москве, когда наших ребят убивают».

Староста села Бутин Тернопольской области Андрей Жила, 13 января 2018 Фото: Александр Кохан / Громадское

Процедура перехода, по словам юриста Дениса Конюшко непростая:

«Типовой устав общины УПЦ МП прописан так, что любые изменения в нем возможны только с согласия местного епископа, который никогда не одобрит переход верующих под крыло Киевского патриарха. Поэтому наиболее безболезненным вариантом смены юрисдикции является юридическая ликвидация прежней общины и передача ее имущества новой, зарегистрированной вместо нее».

Желающие перейти так и сделали — собрали подписи, зарегистрировали устав.

Представителям Московского патриархата, которые остались в конфессии, предлагали занять дом рядом с храмом. Однако те отказались и подали в суд. Нынешний настоятель УПЦ КП Михаил рассказывает, что суды им удалось выиграть: «Было много судебных заседаний, все — в пользу нашего патриархата, Киевского. И они (верующие УПЦ МП — ред.) уже тогда поняли, подавали в очень много инстанций. Но в конце концов начали строить свой храм».

Предстоятель УПЦ КП в селе Бутин Тернопольской области отец Михаил, 12 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Верующим Московского патриархата для строительства храма местные органы власти выделили земельный участок. Степан Тивонюк, прихожанин УПЦ МП в Бутине, говорит — строительство финансируют сами верующие:

«Люди строят. Нас — 60 дворов. Потому что по-человечески делалось. Они не пришли, они захватили. Пришли двое священников из Киевского патриархата, высадили дверь, ворвались и начали служить. У нас отпевали. Только не называли „на Майдане“, а „на поле брани“. Вот и вся причина... Мои родители, дети были православной веры. Испокон веков так».

В селе Котюжины Тернопольской области переход общин в Киевский патриархат также сопровождался конфликтом и судебными заседаниями.

Основным вопросом стал имущественный — то есть, за кем остается храм. Суд выиграл Киевский патриархат. Василий Трачук, житель Котюжинов, показывает Громадскому протоколы заседаний 2014 года. Все законно, утверждает он:

«Имя, отчество, год рождения, то есть детки маленькие не участвовали. И здесь: кто за, кто против, кто воздержался. Опросили 229 человек. Параллельно ходил священник и запугивал: я вас не похороню, если умрете, я отмолил ваших людей. Тогда мы обратились в органы власти, они выделили полицейских, с нашими представителями пошли по селу, чтобы не было никаких конфликтов. Люди проголосовали. Так и перешли».

Община УПЦ КП в селе Котюжины Тернопольской области, 13 января 2018 Фото: Александр Кохан / Громадское

Конфликт и нежелание представителей Московского патриархата мириться с переходом потянул за собой многочисленные судебные заседания, которые в конце концов выиграл Киевский патриархат. Суд признал переход законным.

О поочередных богослужениях речи не заходило. Киевский патриархат занял местный храм, вытеснив Московский. Игорь Мороз — настоятель УПЦ КП —уверяет, что сейчас храм занимает площадь законно:

«Они отстаивают то, что не принадлежит им. Говорят: „Вы, если хотите, стройте, делайте, потому что церковь принадлежит нам“. Но это абсурд. Потому что от дедов-прадедов церковь строили жители села. Конечно, церковь должна быть в юрисдикции определенной церкви, иначе она не будет церковью. Но прежде всего надо сказать, что все же основой храма является пожертвования всех людей — стариков, предков. Поколениями оно принадлежит общине».

Сейчас представители Московского патриархата строят собственный храм. Одна из верующих УПЦ Московского патриархата говорит, что Киевский расколол Украинскую православную церковь пополам, свою связь с Россией отрицает:

«Мы через Москву пока входим в мировое православие. У нас идеологическое единство. Но Московского патриархата у нас нет. Филарет сделал раскол. Ему не удалось стать патриархом, и он начал борьбу за то, чтобы все все же им стать. Когда его отлучили от церкви, это означало, что он потерял благословение Иисуса Христа. Поэтому все священники, которые получили сан во времена Филарета, не считаются посвященными, потому благословение оборвалось».

Строительство храма представителей УПЦ МП в селе Котюжины Тернопольской области, 13 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Священник церкви Московского патриархата в Котюжинах не захотел с нами общаться. Нашу съемочную группу выставили за дверь, отметив, что храм — это частная собственность.

Все пополам

В поселке Новостав переход верующих к Киевскому патриархату в 2014 году был одним из первых в Тернопольской области. Несмотря на многочисленные судебные заседания и ссоры, общины договорились о поочередном служении. В ночь с 13 на 14 января с полуночи до 5 утра продолжалось богослужение представителей Московского патриархата.

Предстоятель УПЦ МП отец Александр говорит, что церковь существует отдельно от политики:

«Если человек подходит к этому с политической стороны, то простите, — говорит отец Александр. — Крики «Майдан, Крым, Путин» — это политика. У нас — религия. Мы приходим в церковь молиться не на Путина, не на Россию, мы молимся Богу. С покаянием о своих грехах. Тем более с 91-го года Украинская православная церковь финансово и административно независима от России — никакие налоги туда не идут».

Предстоятель УПЦ МП в селе Новостав Тернопольской области отец Александр, 14 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Верующие Московского патриархата объясняют, почему осуждают переход в Киевский:

«Из покон веков Церковь была такая, какая она есть сейчас. Мы крестились, венчались. Почему должны сейчас переходить? Можно переходить ежедневно. А здесь шо делалось? И дрались, и бросались, обзывались. Что мы имеем к Путину? При чем тут Путин? Какие мы москвичи? Ходили по деревне, обманывали. Подписывайте, потому что нужно документы, одним говорили, что будет одна церковь. Вернулись многие из тех, кто подписывался. Потому что увидели, что это ложью пахнет», — говорят прихожане.

Храм в селе Новостав Тернопольской области, где продолжаются поочередные богослужения УПЦ МП и УПЦ КП, 14 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Богослужение УПЦ МП в селе Новостав Тернопольской области, 14 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

В шесть утра в храм заходят представители Киевского патриархата. Предстоятель УПЦ КП Павел Медицкий говорит о важности образования Киевского патриархата.

«Мы понимаем, что события, которые происходят в стране сейчас... все мы знаем имя оккупанта, абсурдно будет, если в это время Церковь будет находиться под юрисдикцией Москвы. Люди хотят слышать свой язык», — считает он.

Предстоятель УПЦ КП в селе Новостав Тернопольской области Павел Медицький, 14 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Руслана Бугай в 2014 году собирала подписи за переход к Киевскому патриархату. Говорит, что не планировалось разделения села, переход должен был быть массовым, однако часть верующих после создания Киевского патриархата вернулась в Московский:

«Все село подписалось за переход в Киевский патриархат, за исключением 11 домов. Сейчас у нас спокойно все. Конечно, хотелось бы, чтоб было... Потому село разъединено, мне это неприятно, я не хотела. Если бы сначала, когда мы собирали подписи, было известно, что люди делятся, что одни будут в Московском патриархате, а другие в Киевском, то, конечно, никто бы на это не пошел. Мы бы другими путями решали этот вопрос».

В областной администрации говорят, что сейчас конфликтов между общинами нет. Любые желания о переходе оформляют и подают в администрацию — согласно действующему законодательству.

«Все решения принимались на общем собрании общин — они оформили должным образом все документы, потом зарегистрировали свои уставы в областной государственной администрации. Судебные слушания пока продолжаются, но хочу вам сказать, что в тех населенных пунктах Тернопольской области, в частности в районах Шумском, Кременецком, Збаражском, большинство общин уже строят новые храмы.

Вид на село Бутин Тернопольской области, 13 января 2018. Фото: Александр Кохан / Громадское

Органы местного самоуправления выделяют им участок, а средства — это пожертвования. Это уже дело людей: пожертвования, спонсоры, меценаты».

По состоянию на январь 2018, по данным Тернопольской облгосаминистрации, в судах продолжается четыре производства по переходу местных общин из Московского в Киевский патриархат.

Читайте также: Вера во время войны. Как конфликт на Донбассе изменил протестантскую церковь.

Поделиться: