Книгоиздание: что его ждет после пандемии

Банкротство издательств и чтение онлайн. Книги после карантина
Закрытые книжные проекты, сокращение книгопроизводства и увольнения сотрудников — таков результат первых месяцев карантина для издательского дела. А бесконечные акции, скидки от книжных сетей и недобросовестная конкуренция не только запутывали читателей, но и обесценили книгу как продукт. Издателям снова нужно доказывать, что в стоимость издания входят не только бумаге, но и работа многих специалистов.
Однако даже при таких обстоятельствах в Украине открылось несколько амбициозных книжных проектов. А к издателям, у которых до сих пор не было приличного сайта и активности в соцсетях, наконец добралась диджитализация. Да и сами читатели начали смелее переходить на электронные книги и аудиобуки.
Эпидемия нечтения
Даже в докарантинном 2019 году украинский рынок не был насыщен книгами. Из 61 млн экземпляров около 37 млн были так называемой «нерыночной книгой», то есть учебной и методической литературой. А сам рынок книг — это 39% всех тиражей.
Если же взять только украинскую рыночную книгу, то на одного человека у нас издавалось лишь 0,4 книги в год.
Если в прошлом году состоянию на середину сентября в Украине было издано почти 13 тысяч различных наименований книг, то в этом — только семь тысяч, а тиражи уменьшились в четыре раза. «Восстановление проектов можно будет наблюдать не ранее второй половины-конца 2021-го», — объясняет Александр Попович, директор крупнейшей книжной фабрики в Украине «Юнисофт».
Почти 48 млн грн государство потратит в этом году на пополнение библиотечных фондов.Это может несколько усилить издателей. Всего на их поддержку в условиях кризиса выделили 150 млн грн. Это компенсирует потерю около 10% рынка. Но сокращение — значительно больше и этих денег недостаточно.
Важно также решить проблему с пиратством и допуском на украинский рынок книжной продукции из страны-агрессора, добавляет Николай Кравченко, директор издательства «Нора-друк».
Но есть и хорошие новости
Определенные положительные изменения заметила Ирина Батуревич, глава аналитического отдела Украинского института книги: «Интерес к русскоязычной литературе несколько уменьшился, сократилось количество тех, кому “все равно”. Украинский впервые обогнал русский среди языков, на которых респондентам было удобнее читать книги — 32% против 27%».
Украинский институт книги вместе с InfoSapience провели исследования и обнаружили, что по сравнению с 2018 годом люди стали читать меньше. Даже в самых популярных жанрах — детская литература, детектив, фантастика — чувствуется спад. Растет популярность книг-головоломок, самоучителей, книг из серии «сделай сам» и тому подобных.
Символично, что в топах продаж во время карантина — «Чума» Альбера Камю.
«Тренд — на книги о здоровье как физическом, так и психологическом. Интересно, что на тему психологического здоровья абсолютное большинство посмотрело иначе именно в период долгой самоизоляции. Еще один важный тренд — книги о гендерном равенстве», — делится читательскими настроениями Юлия Орлова, генеральный директор издательства Vivat.
«Люди устали от апокалиптической повседневности. Поэтому сегодня ощущается запрос на положительные и эстетские издания — трэш, чернуха, рефлексия не в фаворе», — отмечает Константин Кожемяка, основатель издательства ArtHuss.
Звезды нового карантинного времени — блоггеры и лидеры социальных мнений с армией последователей в соцсетях. Их книги хорошо продаются, комментирует Дмитрий Стретович,соучредитель и директор малого издательства Pabulum.

Диджитализация читателей
За время локдауна украинцы распробовали чтение на электронных устройствах, а также начали слушать книги. По данным первого украинского магазина аудиокниг «Абуко», в феврале-марте было рекордное число скачиваний аудиобуков, хотя уже летом оно вернулось на докарантинный уровень.
Можно предположить, что спрос на электронные книги и аудиобуки будет расти, и возможно, за них будут еще и платить.
«Всемирно известные сервисы типа YouTube, Netflix, iMusic и другие формируют привычку платить за контент. Это влияет на медиапотребление, — отмечает Антон Мартынов, директор нового издательства «Лаборатория», которое, кстати, было создано во время карантина.
Ранее издатели продавали много книг на офлайновых событиях: форумах, выставках. Но во время карантина они вынуждены учиться продавать дистанционно.
«Книжные фестивали и ярмарки, которые всегда давали и продажи, и промо книгам в ближайшее время не возобновятся в том виде, к которому мы привыкли. Живые презентации и промотуры также в ближайшее время невозможны», — рассказывает Дмитрий Стретович из издательства Pabulum.
«К чему мы вернемся после карантина: в первую очередь к офлайн выставкам, так как это важный элемент коммуникации, социального взаимодействия, это эмоциональная поддержка и бесконечный поток вдохновения, новые идеи и мысли. По моему мнению, отсутствие книжных выставок в офлайн-формате — это самая большая потеря года», — считает Юлия Орлова из Vivat.
А пока издатели учатся продавать онлайн. По данным Ассоциации украинских издателей и книгораспространителей, в первом полугодии объемы онлайн-продаж выросли более чем 120%. Но онлайн-продажи занимают 20-33% общих продаж в различных компаниях, поэтому рост онлайна не компенсирует офлайновых потерь. Это возможность для малых издательств, но не для компаний, у которых уже есть инфраструктура торговых представителей и коммерческие отделы, говорит Виктор Круглов, генеральный директор издательства «Ранок».
После окончания карантина продажи вряд ли вернутся на докарантинний уровень, и основным каналом продаж будет интернет. Это приведет к необходимости новых компетенций, прописывания SMM-стратегий. Выигрывают те, кто будут к этому максимально готовы.
«В будущем нас ждет поиск новых подходов к продвижению книг, развитие читательских community, различных коллабораций. В общем, способность договариваться как внутри, так и вне компании, независимо от рынка, становится одним из ключевых навыков», — считает Юлия Орлова.
И некоторые издатели уже нашли новые подходы. Так Издательство Старого Льва стало партнером банков, а их книги вошли в программу лояльности в форме кэшбека, а также начали продаваться в сети АТБ.
Автор: Оксана Хмелевская, куратор программ профессионального развития фестиваля «Книжный Арсенал»
- Поделиться: