«Когда звезды в глазах, а вата в ушах, сложно видеть и слышать реальность»: пять протестных песен Децла

С дебютного альбома Децла «Кто? Ты» началась новая эпоха русскоязычного хип—хопа на постсоветской территории. А в середине 2000—х Децл, Кирилл Толмацкий, отращивает дреды, начинает путешествовать по миру и отказывается от успеха. Из звездного рэпера Децл превращается в артиста андеграунда. Меняется не только его визуальный образ, но и тексты песен, в которых все чаще звучит протест противсистемы.

Анна Ютченко, Диана Горбань


С дебютного альбома Децла «Кто? Ты» началась новая эпоха русскоязычного хип-хопа на постсоветской территории. В начале 2000-х он разошелся тиражом в около миллиона копий. А в середине десятилетия Децл, Кирилл Толмацкий, отращивает дреды, начинает путешествовать по миру и отказывается от успеха. Из звездного рэпера Децл превращается в артиста андеграунда. Однако меняется не только его визуальный образ, но и тексты песен, в которых все чаще звучит протест противсистемы.

Для многих людей Децл известен благодаря строчке «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?». Тогда на территории бывшего СНГ рэпер был популярным среди подростков, потому что стал «своим» парнем с соседней улицы, стал этакой новой ролевой моделью. Ведущий аудиожурнала «Stereobaza» на Просто Радио говорит, что Децлу повезло попасть в правильное время и место, когда был запрос на такую музыку:

«Феномен Децла в том, что он был одним из первых „вирусно-популярных“ артистов на территории постсоветских стран. Таким в свое время был Высоцкий. Конечно, это совсем другой случай, но по форме коммуникации со слушателем между ними можно провести параллель. Его любили и слушатели, и менеджеры. Первые понимали простые песни доступным языком: он стал парнем из соседнего двора. Рэп и хип-хоп стали модными тогда частично благодаря Децлу. А вторые любили его, потому что записи продавались хорошо. К тому времени он был одним из немногих русскоязычных артистов, попавших в каталог топ-артистов Universal Music Group, был рядом с Еminem, U2, Rammstein или А-ha.

Думаю, он выстрелил тогда, потому что большинство людей не могли путешествовать и покупать записи за рубежом, поэтому они потребляли музыку из телевизора и радио. Он там оказался. Но когда вырос и начал писать более зрелые песни, его аудитория не выросла. Когда ты уходишь в более глубокие тексты, ты должен быть готовым, что часть аудитории, которая слушала детские песни о „вечеринке у Децла дома“, не будет готова принять новую глубину и просто отпадет. Но найдутся и новые слушатели».

Последний альбом Кирилла Толмацкого «Не важно, кто там у руля» появился в ноябре 2018 года. В его новых треках с социально-политическим оттенком и откровенной критикой власти уже трудно узнать того подростка, каким его помнили из первых альбомов.

«Не важно кто там у руля»

«Мы будим людей тех, кто спать не хотел,

Под гипнозом системы был не у дел».

«Чьи имена застынут в устах,

Кто окажется на их местах,

Не важно все это — убей в себе страх,

Запомни: будущее в наших руках».

«Мысли глубоко»

«Все вранье, и мы начали это осознавать,

И это приводит всех в ярость».

«Вот поэтому СМИ кормят нас комбикормом,

Смесь госпропаганды и дешевого порно».

«Хватит пичкать нас фразами, типа „вывне формата“!

Вкусовщина барыг свсероссийским охватом

Поглотила умы тех, кто вкреслах поблату,

Втрендете, кто поет оды для супостатов».

«Новая волна»

«Когда демонов прогонят солнца яркие лучи,

Выжигая на дороге их за страшные грехи,

Сами на себя наложат руки дерзкие палачи,

Когда власть потеряет силу, и умрут все лжецари».

«Начался ведь этот трек, все начинают танцевать,

Каждый знает человек: танец может исцелять».

«Сине-красные огни»

«Поп на Гелике, медведь на велике,

На радио цензура. Цензура, с*ка, в телике.

Невольные в истерике, враги опять в Америке,

Железный занавес 2.0, военная полемика».

«Сине-красные огни — повод для паранойи.

Каждый знает, что для них простой народ — помои».

«Сложно жить по совести, легче набухатся.

Системой управляют лютые камикадзе».

«Время Кали-юги*, каждый на крючке.

Нужно быть прозрачным, мрачно двигаться в толпе».

** Кали-юга —в индуизме последняя эпоха, после которой начинается обновление времени

«Узурпаторов план»

«Всех, кто против, в тюрьму, а лучше — в гробу,

Запретить, и чтоб не жужжали.

Людям буквой закона ломают судьбу,

Забыв про завета скрижали».

«Нефтегазовый сектор, все руки в крови,

А страна — на автопилоте».

«Когда звезды в глазах, а вата в ушах,

Сложно видеть и слышать реальность.

Если чуть пережать, внушая всем страх,

Власть теряет свою актуальность».

«Им не нужен народ, нужно больше рабов,

Перед ними чтобы мы пресмыкались».

Кирилл Толмацкий умер ночью 3 февраля в своей гримерке от остановки сердца. В тот день было последнее выступление рэпера в ижевском кафе «Пош» во время частной вечеринки на дне рождения местного автодилера.

6 февраля, в день похорон Кирилла Толмацкого, на Youtube-канале рэпера выложили его посмертное экспериментальное видео. Этот трек, как и всю следующую пластинку μετεμψύχωσις (Метемпсихоз — Реинкарнация (от лат. reincarnatio — «перевоплощение»)), Кирилл Толмацкий задумывал сделать частью саундтрека к фильму. В этом последнем видео рэпер выступил в роли композитора.

Этот материал также доступенна украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.