Коллапс в метро — только вершина айсберга

Восьмого декабря произошел один из крупнейших транспортных коллапсов в новейшей истории Киева: из-за разгерметизации тоннеля и значительного подтопления движение по южной части синей линии от станции «Демеевская» до станции «Теремки» остановили. Восстановительные работы продлятся месяцы — КГГА называет сроки в полгода.
Фактически станция «Лыбедская» до этого времени стала конечной, а шесть следующих станций превратились в укрытия во время воздушных тревог. Столица вернулась к состоянию 2010 года, когда эти станции-долгострои начали открывать одна за другой.
Впрочем, эта ситуация — только вершина айсберга. Город хронически недофинансирует содержание инфраструктуры: просто «убитые» автобусы, троллейбусы и кривые трамвайные пути являются видимой частью проблемы. Менее видимая, но не менее опасная часть — катастрофическое состояние всех мостов через Днепр. Совершенно закрытая от общественности история — хронические проблемы метрополитена.
Для любого города это аксиома: инфраструктура нуждается не только в затратах на строительство, но и в больших затратах на эксплуатацию. Недостаточно построить развязку или линию метро — их нужно поддерживать в рабочем состоянии. Именно стоимость эксплуатации часто является настолько существенной статьей затрат, что становится причиной отказа от некоторых проектов.
Расходы на эксплуатацию имеют один недостаток: для избирателей их не видно, а значит, гораздо выгоднее «укатывать» деньги в постоянные ремонты дорог.
Уже слышны голоса, мол, так при Януковиче плохо метро построили. Действительно, строительство этого участка было проблемным с самого начала — случались даже погибшие. Но если определенный продукт длительное время работает и коллапсирует только через 12 лет из-за проблемы, о которой знали все, — это проблема содержания.
К тому же за последние 25 лет город сам себя подсадил на метро как на безальтернативный вид транспорта — все другие виды сведены к функции подвоза. Это создало ситуацию, в которой даже непродолжительная остановка метрополитена превращается в проблему городского масштаба.
Киевская городская госадминистрация объявила, что запустит большое количество автобусов и троллейбусов, которые станут ситуативными дублерами этого отрезка синей линии. Угадайте, откуда возьмутся водители и подвижной состав? В Киеве нет их переизбытка.
Большинство машин-заменителей метро заберут из других районов, в том числе из Троещины. Для обеспечения движения автобуса 2М и троллейбуса 43К уже сняли часть подвижного состава со многих других маршрутов города. Это привело к увеличению интервалов на многочисленных маршрутах, особенно автобусных. А троллейбус №50 вообще закрыли.
Такая хаотическая ситуация вполне ожидаема сегодня в чрезвычайных условиях. Однако и в последующие дни, несмотря на относительную нормализацию движения, обычного количества автобусов и троллейбусов во всех районах Киева ждать не стоит. Кроме того, десятки тысяч человек будут застревать на улицах из-за действующего решения Совета обороны Киева об остановке наземного общественного транспорта во время воздушных тревог.
В нашей организации «Пассажиры Киева» мы все еще надеемся, что такие авральные решения — только первый шаг КГГА и КГВА. Со своей стороны мы предлагаем решения для властей Киева, которые помогли бы жителям Голосеева, Демеевки, Феофании и Теремков лучше пережить закрытие метро:
- Организовать выделенные полосы для общественного транспорта по ул. Васильковской и Голосеевскому проспекту.
- Договориться с Патрульной полицией по поводу контроля заезда частных автомобилей на эти полосы.
- Оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта (в том числе маршруток), ведь ряд маршрутов сейчас имеют конечные остановки возле уже закрытых станций метро.
- Отменить остановки общественного транспорта во время воздушных тревог.
Это позволит повысить провозную способность наземного транспорта примерно в полтора раза — с условных 4 до 6 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Хотя это, конечно, не 30 тысяч пассажиров в час в одном направлении, как могло обеспечивать метро.
Еще раз подчеркну, что такие меры — лишь латание дыр в чрезвычайной ситуации. Городским властям следует задуматься о комплексных решениях и на других проблемных участках, чтобы решение проблем носило превентивный характер.
Перечислю те участки, которые сейчас, по информации «Пассажиров Киева», нуждаются в тщательном контроле и планировании ремонта.
Синяя линия:
- «Героев Днепра» — «Минская»: проседание тоннелей.
- «Почайна» — «Контрактовая площадь»: проседание тоннелей, нарушение габарита из-за некачественной конструкции тоннелей.
- «Васильковская» — «Выставочный центр»: проседание тоннелей.
Зеленая линия:
- «Львовская брама» — «Золотые ворота»: увеличение притока грунтовых вод (из-за строительства рядом).
- «Осокорки» — «Харьковская»: низкое качество тоннелей во время строительства.
- «Бориспольская» — «Красный хутор»: проседание тоннелей.
Красная линия:
«Днепр» — «Гидропарк»: аварийное состояние моста Метро.
Это означает, что в перспективе и на этих участках, возможно, придется закрывать движение, чтобы проводить качественные ремонты. Чтобы не повторять ошибок и не оставаться один на один с внезапными остановками движения, власти следует наладить сотрудничество с организациями общественного сектора и экспертами, открыто вести коммуникацию с горожанами и не скрывать потенциальные проблемы. А также планировать ремонт участков метрополитена заранее, предусмотрев необходимое дополнительное количество подвижного состава для временной замены метрополитена и изменения маршрутной сети, чтобы минимизировать негативные последствия для горожан.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: