Коллапс в метро — только вершина айсберга

Коллапс в метро — только вершина айсберга
hromadske

Восьмого декабря произошел один из крупнейших транспортных коллапсов в новейшей истории Киева: из-за разгерметизации тоннеля и значительного подтопления движение по южной части синей линии от станции «Демеевская» до станции «Теремки» остановили. Восстановительные работы продлятся месяцы — КГГА называет сроки в полгода.

Фактически станция «Лыбедская» до этого времени стала конечной, а шесть следующих станций превратились в укрытия во время воздушных тревог. Столица вернулась к состоянию 2010 года, когда эти станции-долгострои начали открывать одна за другой.

Впрочем, эта ситуация — только вершина айсберга. Город хронически недофинансирует содержание инфраструктуры: просто «убитые» автобусы, троллейбусы и кривые трамвайные пути являются видимой частью проблемы. Менее видимая, но не менее опасная часть — катастрофическое состояние всех мостов через Днепр. Совершенно закрытая от общественности история — хронические проблемы метрополитена.

Для любого города это аксиома: инфраструктура нуждается не только в затратах на строительство, но и в больших затратах на эксплуатацию. Недостаточно построить развязку или линию метро — их нужно поддерживать в рабочем состоянии. Именно стоимость эксплуатации часто является настолько существенной статьей затрат, что становится причиной отказа от некоторых проектов.

Расходы на эксплуатацию имеют один недостаток: для избирателей их не видно, а значит, гораздо выгоднее «укатывать» деньги в постоянные ремонты дорог.

Уже слышны голоса, мол, так при Януковиче плохо метро построили. Действительно, строительство этого участка было проблемным с самого начала — случались даже погибшие. Но если определенный продукт длительное время работает и коллапсирует только через 12 лет из-за проблемы, о которой знали все, — это проблема содержания.

К тому же за последние 25 лет город сам себя подсадил на метро как на безальтернативный вид транспорта — все другие виды сведены к функции подвоза. Это создало ситуацию, в которой даже непродолжительная остановка метрополитена превращается в проблему городского масштаба.

Киевская городская госадминистрация объявила, что запустит большое количество автобусов и троллейбусов, которые станут ситуативными дублерами этого отрезка синей линии. Угадайте, откуда возьмутся водители и подвижной состав? В Киеве нет их переизбытка.

Большинство машин-заменителей метро заберут из других районов, в том числе из Троещины. Для обеспечения движения автобуса 2М и троллейбуса 43К уже сняли часть подвижного состава со многих других маршрутов города. Это привело к увеличению интервалов на многочисленных маршрутах, особенно автобусных. А троллейбус №50 вообще закрыли.

Такая хаотическая ситуация вполне ожидаема сегодня в чрезвычайных условиях. Однако и в последующие дни, несмотря на относительную нормализацию движения, обычного количества автобусов и троллейбусов во всех районах Киева ждать не стоит. Кроме того, десятки тысяч человек будут застревать на улицах из-за действующего решения Совета обороны Киева об остановке наземного общественного транспорта во время воздушных тревог.

В нашей организации «Пассажиры Киева» мы все еще надеемся, что такие авральные решения — только первый шаг КГГА и КГВА. Со своей стороны мы предлагаем решения для властей Киева, которые помогли бы жителям Голосеева, Демеевки, Феофании и Теремков лучше пережить закрытие метро:

  1. Организовать выделенные полосы для общественного транспорта по ул. Васильковской и Голосеевскому проспекту.
  2. Договориться с Патрульной полицией по поводу контроля заезда частных автомобилей на эти полосы.
  3. Оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта (в том числе маршруток), ведь ряд маршрутов сейчас имеют конечные остановки возле уже закрытых станций метро.
  4. Отменить остановки общественного транспорта во время воздушных тревог.

Это позволит повысить провозную способность наземного транспорта примерно в полтора раза — с условных 4 до 6 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Хотя это, конечно, не 30 тысяч пассажиров в час в одном направлении, как могло обеспечивать метро.

Еще раз подчеркну, что такие меры — лишь латание дыр в чрезвычайной ситуации. Городским властям следует задуматься о комплексных решениях и на других проблемных участках, чтобы решение проблем носило превентивный характер.

Перечислю те участки, которые сейчас, по информации «Пассажиров Киева», нуждаются в тщательном контроле и планировании ремонта.

Синяя линия:

  1. «Героев Днепра» — «Минская»: проседание тоннелей.
  2. «Почайна» — «Контрактовая площадь»: проседание тоннелей, нарушение габарита из-за некачественной конструкции тоннелей.
  3. «Васильковская» — «Выставочный центр»: проседание тоннелей.

Зеленая линия:

  1. «Львовская брама» — «Золотые ворота»: увеличение притока грунтовых вод (из-за строительства рядом).
  2. «Осокорки» — «Харьковская»: низкое качество тоннелей во время строительства.
  3. «Бориспольская» — «Красный хутор»: проседание тоннелей.

Красная линия:

«Днепр» — «Гидропарк»: аварийное состояние моста Метро.

Это означает, что в перспективе и на этих участках, возможно, придется закрывать движение, чтобы проводить качественные ремонты. Чтобы не повторять ошибок и не оставаться один на один с внезапными остановками движения, власти следует наладить сотрудничество с организациями общественного сектора и экспертами, открыто вести коммуникацию с горожанами и не скрывать потенциальные проблемы. А также планировать ремонт участков метрополитена заранее, предусмотрев необходимое дополнительное количество подвижного состава для временной замены метрополитена и изменения маршрутной сети, чтобы минимизировать негативные последствия для горожан.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.