Конфликт между Турцией и Сирией обострился. Что произошло, причем тут Россия и что будет дальше?

В Сирии произошло очередное обострение — впрочем в этот раз оно, похоже, выходит из-под контроля. По меньшей мере несколько турецких военных погибли в результате авиаударов в сирийской провинции Идлиб, которая за последние месяцы стала местом основного напряжения в сирийском конфликте.
Вместе с экспертом по международной политики Украинского института будущего Илией Кусой hromadske объясняет простыми словами, что происходит в Идлибе, что там делают Турция и Россия и что может быть дальше.
Что произошло, кто кого обстрелял?
Коротко. Сначала атаковали турецких военных (вроде Сирия, но она это не подтвердила), а затем Турция нанесла ответный удар.
Под вечер 27 февраля СМИ сообщили о серии авиаударов в сирийской провинции Идлиб. Удары нанесли по позициям, где располагались турецкие войска. По данным турецкой стороны, погибли 33 военных (сначала сообщали только о девяти убитых).
Кто именно нанес авиаудар — неизвестно. Турция заявила, что это правительственные сирийские войска под руководством Башара Асада; Сирия эти заявления пока не комментировала.
Турция заявила об ударах по «всем выявленным целям режима Асада». Применяли как наземные войска, так и авиацию. Турецкое государственное информагентство Anadolu заявило об уничтожении 1700 сирийских военных, однако подтверждения этому нет.
На фоне событий глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу поговорил по телефону с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом относительно дальнейших действий (Турция является членом НАТО). Также поговорили министры обороны США и Турции.
Накануне обстрелов сирийская оппозиция заявила, что вернула под свой контроль город Саракеб, который ранее отвоевали войска Асада. Саракеб расположен на трассе М5, которая имеет стратегическое значение, поэтому контроль над ней является важным для сирийского правительства.
Впрочем Россия заявила, что сирийские правительственные войска успешно отбили наступление.
Почему Идлиб? И что там делает Турция?
Коротко. Идлиб имеет стратегическое значение. Для Сирии это — важная для контроля за рубежом провинция. Для Турции контроль над Идлиб означает остановку притока сирийских беженцев в страну.
Идлиб — это сирийская провинция, которая имеет важное значение как для Сирии, так и для Турции.
Для Сирии это регион, через который проходят две трассы международного значения М4 («Латакия-Алеппо») и М5 («Даар-Алеппо»). Контроль над ними обеспечил бы Дамаску контроль над северным приграничьем страны. Кроме того, именно в Идлибе базируется костяк оппозиционных Дамаску сил, против которых Асад воюет.
Для Турции Идлиб имеет значение в сфере безопасности и в геополитике.
Вследствие наступления сирийских правительственных войск при поддержке России в Идлибе на сирийско-турецкой границе появились более миллиона беженцев, которые не хотят жить при власти Башара Асада. Турция хочет не допустить, чтобы они попали на ее территорию — там и так уже 3,7 млн беженцев из Сирии.
Контроль над Идлиб позволил бы Анкаре не только заблокировать в этой провинции более миллиона беженцев, но и вернуть в Сирию часть беженцев, которые уже находятся на турецкой территории.
Если же силы Асада установят контроль над Идлиб, Турция будет вынуждена признать, что все ее военные действия на севере Сирии были напрасными. Поэтому Анкара в ответ на наступление сирийских войск в Идлибе направила туда своих военных, чтобы сохранить свои позиции.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спiльнокошт. Любая помощь имеет большое значение.

А при чем здесь Россия?
Коротко. Турция и Россия поддерживают противоположные стороны сирийского конфликта. Это неоднократно становилось источником напряжения между ними.
В Идлибе Турция поддерживает часть оппозиционных Асаду сил, в частности, «Сирийскую национальную армию». Впрочем там есть и группировки, как «Тахрир Аш-Шям», которые на уровне ООН признаны террористическими.
В свою очередь, Россия официально поддерживает Башара Асада. В сентябре 2015 года РФ ввела свои войска в Сирию для поддержки Дамаска.
Из-за того, что РФ и Турция поддерживают противоположные стороны в Сирии, между ними неоднократно возникали конфликтные ситуации. Впрочем в целом страны договорились о сотрудничестве. Войска Асада при поддержке России без противодействия Турции постепенно отвоевывали захваченные оппозиционными силами территории. И к 2018 году большинство сирийских оппозиционных сил — в том числе неподконтрольных Анкаре — оказались в провинции Идлиб.
Поскольку захват Идлиб грозит Турции новой волной беженцев, она всячески сопротивлялась продвижению сил Асада в провинции. Это привело к двум договоренностям с Россией — Сочинской (в 2018-м) и Астанинской (в 2019-м). Последние, в частности, предусматривали создание в Идлибе наблюдательных постов с участием турецких и российских войск. Впрочем договоренности неоднократно нарушались как Москвой, так и Анкарой.
В начале января 2020 силы Асада при поддержке России начали военную операцию «Рассвет Идлиб». Ее цель — установление контроля над большей частью провинции. В феврале сирийские правительственные силы приблизились к турецкой границе. Эрдоган потребовал у РФ остановить Асада, а также увеличивал количество военных в провинции.
Кстати, 27 февраля звучали сообщения, что две турецкие ракеты якобы были перехвачены над авиабазой «Хмеймим» (это российская база в провинции Латакия, созданная в 2015-м после ввода войск РФ в Сирию). А из-за военной зависимости сил Асада от Москвы предполагалось даже, что это действительно Россия, а не Сирия, причастна к обстрелам турецких войск в Идлибе. Правда, никаких официальных подтверждений этому нет.
Как отреагировали в мире и что будет дальше?
Коротко. В мире призвали к нормализации, но риск эскалации все же остается. И не только на Ближнем Востоке.
Россия заявила, что турецких войск в местах обстрелов в Идлибе не должно быть — по крайней мере Анкара о них не сообщала. Зато там якобы были «районы боевых действий террористов». Позже Эрдоган и Путин провели телефонный разговор, в котором обсудили ситуацию в Идлибе и подтвердили необходимость деэскалации — без деталей.
А днем 28 февраля издание Daily Sabah сообщило, что Россия направила в Сирию два фрегата с крылатыми ракетами «Калибр». Правда, непонятно, это плановая ротация, или ответ на обострение в Идлибе.
Хотя отношения между Россией и Турцией из-за событий в Идлибе все же обострились, скорее всего, до открытой конфронтации не дойдет. И турецкие СМИ и чиновники стараются избегать упоминания о причастности России к возможной атаке на турецкие войска 27 февраля.
США через Государственный департамент заявили, что поддерживают Турцию как союзника НАТО, и призвали к «немедленному прекращению позорного наступления режима Асада, России и сил, которые поддерживает Иран». (Напомним, Иран — союзник правительства Сирии на Ближнем Востоке.)
НАТО собрало по требованию Турции экстренное заседание утром 28 февраля. Впрочем, на нем приняли лишь призыв к России и Сирии прекратить наступление в Идлибе и «полностью присоединиться к мероприятиям под эгидой ООН для мирного политического решения» конфликта.
ЕС оказался в более противоречивой позиции. В комментариях информационным агентствам Reuters и AFP турецкие чиновники на условиях анонимности сообщили о решении перестать удерживать беженцев на территории страны. В 2016 году Брюссель и Анкара для решения миграционного кризиса в ЕС заключили соглашение: Турция принимает у себя беженцев, а ЕС оказывает финансовую помощь.
После этого Болгария заявила, что отправляет 1 тыс. военных к совместной с Турцией границе, чтобы не допустить беженцев на свою территорию. А по сообщениям некоторых СМИ, часть беженцев уже направляется на границу Турции с Грецией.
- Поделиться: