Некоторые положения закона, регулирующего деятельность Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Конституционный суд признал не соответствующими Конституции Украины.

Об этом сообщает «Интерфакс-Украина».

Отметим, что НКРЭКУ создали указом президента в 2014 году. Позже, 22 сентября 2016 Верховная Рада приняла закон о НКРЭКУ, которым определила общие основания деятельности органа и избрание его членов.

Конституционный суд отметил, что президент не имел права создавать новые государственные органы, так же, как не имел права назначать членов НКРЭКУ.

Также, согласно решению Конституционного суда, определенный законом о НКРЭКУ правовой статус тарифного регулятора не соответствует действующей Конституции. Так, по своей сущности НКРЭКУ является центральным органом исполнительной власти, а потому в соответствии с Конституцией закон должен определить именно такой ее статус, предусматривающий вхождение НКРЭКУ в систему органов исполнительной власти и направления ее работы Кабинетом Министров.

Отметим, что после создания НКРЭКУ с деятельностью учреждения связывали ряд коррупционных скандалов, в частности внедрение схемы определения себестоимости электроэнергии, известной как «Роттердам +».

В самой НКРЭКУ пока воздерживаются от комментариев до получения текста решения Конституционного суда.

НКРЭКУ в Украине отвечает за определение размеров тарифов на коммунальные услуги, взаимоотношения между субъектами рынка электроэнергии. Этот орган утверждает формулы, согласно которым устанавливались тарифы за электроэнергию, произведенную различными видами электростанций.

Отметим, что стоимость электроэнергии, вырабатываемой ТЭС Украины регулируется по формуле «Роттердам +», которую ввели в мае 2016 года.

Методика была введена в условиях потери контроля над частью Донецкого угольного бассейна из-за войны на востоке Украины. Почти все шахты с антрацитовым углем, на котором работает большинство ТЭС Украины, после оккупации Донбасса оказалось на неподконтрольной территории. И, чтобы обеспечить энергетическую независимость Украины от оккупированных территорий, было принято решение покупать топливо на международной бирже в Нидерландах, куда доставляют уголь из ЮАР и Южной Америки.

Формула была утверждена НКРЭКУ, там заявляли, что такая методика расчета должна устранить ручное регулирование цен, обеспечить независимость от поставок из зоны боевых действий и лишить Украину от проблем с накоплением достаточного количества угля для прохождения отопительного сезона.

В соответствии с методикой, стоимость топлива определялась по формуле «цена угля в портах Амстердам — ​​Роттердам — ​​Антверпен + стоимость его доставки в Украину». Формула «Роттердам +» применяется как для ТЭС, сжигающих антрацитовый (дефицитную) группу угля, так и для станций, сжигают газовую группу угля. С января по ноябрь 2016 цена тепловой электроэнергии выросла в два раза.

В июле 2016 премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что считает неприемлемой схему «Роттердам +», а в 2017-м генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что формула составляет коррупционную угрозу для государства. Президент же подчеркивал, что формула «Роттердам +» является требованием Международного валютного фонда.

7 августа 2017 НАБУ начало уголовное производство из-за вероятного злоупотребления Нацкомиссии по регулированию тарифов при заключении «Роттердам +». Глава НАБУ Артем Сытник заявлял, что дело о введении формулы «Роттердам +» является приоритетной для его ведомства.

17 августа во НКРЭКУ заявила, что планирует отменить формулу через переход к рынку электроэнергии.

4 июля народные депутаты подали в суд на тарифный регулятор через «Роттердам +».

Поделиться: