Футболки с надписью «СССР». Марши «Бессмертного полка» городами страны. Задержание за запрещенную символику.

Игорь Бурдыга, Максим Каменев, Сергей Захарченко, Юлиана Скибицкая

Футболки с надписью «СССР». Марши «Бессмертного полка» по городам страны. Задержания за запрещенную символику. Схватки. Шествие к памятникам Второй мировой войны и мемориалу Героям Небесной сотни. Так проходило празднование Дня победы в Украине, а в довершение к этому на ступенях здания телеканала «Интер», одного из самых рейтинговых украинских каналов, подожгли коктейль «Молотова».

Почему он там оказался, и сколько украинцев называют 9 мая важным праздником — узнавало Громадское.

Праздничный концерт

Накануне специального эфира телеканала «Интер» (общенациональный украинский канал, которые принадлежит Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину) посвященного Дню победы, правая партия «Национальный корпус» на своей Facebook-странице опубликовала отрывок записанного заранее праздничного концерта, где ведущий Андрей Доманский, представляя  очередной номер, говорит:

«Сегодня мы не можем позволить, чтобы улицы наших городов называли именами фашистских преступников, а их портреты безнаказанно проносили в факельных шествиях в нашей столице, где каждый метр полит кровью сограждан».

9 мая «Национальный корпус» устроил акцию протеста под офисом телеканала в Киеве. Впрочем, она не помешала трансляции концерта, из которого, несмотря на требования протестующих, так и не вырезали «пропагандистские», по их мнению, призывы.

В Киеве под офисом телеканала «Интер» несколько десятков представителей «Национального корпуса» требовали изъять из записи концерта к 9 мая «пропагандистские заявления ведущих», убрать из эфира концерт и лишить телеканал лицензии за антиукраинскую редакционную политику, Киев, 9 мая 2018. Фото: Богдан Кутепов / Громадское

Правоохранители дежурят под офисом телеканала «Интер», Киев, 9 мая 2018. Фото: Богдан Кутепов / Громадское

Другой митинг, уже под стенами новостного продакшна «Интера», устроили представители общественной организации «Свободные люди». Во время этой акции на лестницу здания бросили коктейль «Молотова».

На следующий день «Национальный корпус» продолжил требовать изменения редакционной политики «Интера», устроив пикет под имением Сергея Левочкина — одного из совладельцев телеканала, а также бывшего главы Администрации президента при Януковиче. А Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания пообещал проверить эфир телеканала.

Столкновения между представителями «Национального корпуса» и правоохранителями у дома совладельца телеканала «Интер» Сергея Левочкина, Конча-Заспа, 10 мая 2018 года. «Нацкорпус» заявил о долгосрочной акцию против телеканала «Интер». Сам Левочкин накануне заявил, что «никто не может отнять 9 мая». Фото: «Национальный корпус»

Под патронатом президента

Риторика праздничных концертов «Интера», посвященных 9 мая, в последние годы идет в разрез с официальной позицией украинской власти. Президент Украины Петр Порошенко с 2015 года пытается приучить украинцев отмечать годовщину победы над нацизмом 8 мая — в международный День памяти и примирения.

Ранее президент делал акцент на роли украинцев в ​​антигитлеровской коалиции и на огромных потерях во время Второй мировой войны и заочно дискутировал с Владимиром Путиным.

В этом году Петр Порошенко начал противопоставлять День примирения Дню победы:

«Несколько поколений украинцев выросли на тщательно отретушированной версии «Великой Отечественной войны». За 27 лет независимости мы ничего не забыли. Но вместо этого открыли много новых страниц этой трагической истории, которые раньше от нас старательно скрывались, — сказал Порошенко. После чего подчеркнул, что в Украине и России по-разному видят и отмечают одну и ту же дату. — У них эту войну выиграл Сталин, а по нашей версии — народ. Они празднуют в милитарном угаре, а мы отмечаем эти дни вместе со всей Европой. Мы говорим: «Никогда снова». А они: «Можем повторить».

8-е или 9-е?

«Интер» — последний из крупных телеканалов, который продолжает поддерживать традицию тематических эфиров 9 мая. Их популярность среди массовой аудитории остается стабильной — за последние четыре года рейтинги этих концертов колебались в пределах 23-26%. В этом году — «Победа. Одна на всех» — смотрели более 24% от числа всех совершеннолетних телезрителей страны, свидетельствуют данные телевизионной панели Nielsen.

Социологи, с которыми пообщалось Громадское, отмечают: в целом отношение к 9 мая как к важному празднику не изменилось с 2013 года. Как рассказывает директор КМИС Владимир Паниотто, в 2010 году День победы, как любимый праздник, указали 58% респондентов. Затем эта цифра уменьшалась из года в год. В 2018 этот праздник выбрали 31% опрошенных.

Паниотто отмечает, что на цифры влияет регион, где проводился опрос: большинство выбирали День победы любимым праздником на востоке и юге, меньшинство — в центре и на западе.

Также на цифры влияет и возраст респондентов: большинство любителей этого праздника среди людей в возрасте от 60 лет. Среди молодежи от 18 до 39 лет важным его назвали 25%. Это подтверждает и рейтинг тематических эфиров канала «Интер». Среди «прогрессивной», с точки зрения рекламодателей, аудитории —  жителей крупных городов в возрасте от 18 до 54 лет — они популярны значительно меньше, чем среди массовой.

Например, в этом году доля зрителей концерта среди них была всего 13%, причем показ фильма «Киборги» (украинский полнометражный фильм режиссера Ахтема Сейтаблаева о битве за Донецкий аэропорт) на «1 + 1» в это же время собрал 13,1% зрителей.

Участники акции «Бессмертный полк» в Киеве в Парке Славы, 9 мая 2018. Фото: Богдан Кутепов / Громадское

Заместитель директора социологической группы «Рейтинг» Любомир Мысов говорит, что с 2013 года количество людей, празднующих 9 мая дома или участвующих в праздничных мероприятиях, уменьшается. Впрочем, тех, кто считает 9 мая важным праздником лично для себя, стабильно много — 80%.

«Четкого объяснения, что сегодня означает день 9 мая, нет. Если это праздник, то как можно праздновать смерти миллионов людей, которых использовали как пушечное мясо? Наверное, это день скорби и памяти. Но проблема в том, что многие люди этого не понимают, а пенсионерам трудно выйти из той реальности, которая существует для них со времен СССР. Этим людям долгое время закладывали идею победы и «праздника со слезами на глазах». Последние годы — это лозунги ностальгические, символические. «Интер» и подобные медиа только подпитывают желание людей жить воспоминаниями», — считает философ Тарас Лютый, преподаватель Киево-Могилянской академии.

Несмотря на все, 8 мая пока не воспринимается украинцами на том же уровне, что и 9-е. По словам Паниотто, опрос 2015 показал, что 78% не желают переносить празднования на 8 мая, ведь 9-е они считают более важным днем.

«Этот праздник (8 мая) еще новый, поэтому отношение к нему неоднозначное. Возможно, со временем к нему привыкнут и оно заменит 9 мая, но на это нужно время — не год и не два, и даже не пять», — заключает Любомир Мысов.

Торжественные мероприятия по случаю годовщины победы над нацизмом во Второй мировой войне, Счастье, Луганская область, 9 мая 2018. Фото: Анастасия Власова / Громадское

Поделиться: