«Коррупция настолько же опасна, как и война в Донбассе», - советник вице-президента США

Майкл Карпентер — советник бывшего вице—президента США Джо Байдена — работал в Белом доме во время президентства Обамы. В интервью Громадскому он рассказал, следует ли Украине ждать летального оружия, есть ли еще варианты военной поддержки из США и как на это повлияет борьба с коррупцией в Украине.

Майкл Карпентер - советник бывшего вице-президента США Джо Байдена - работал в Белом доме во время президентства Обамы. В интервью Громадскому он рассказал, следует ли Украине ждать летального оружия, есть ли еще варианты военной поддержки из США и как на это повлияет борьба с коррупцией в Украине.

Конечно, сначала хочется услышать ваше мнение по поводу новой администрации и отношений с Россией и Украиной. Украинцы были обеспокоены до избрания Трампа президентом, но сейчас даже идет речьо предоставлении Украине оборонительного оружия.

Надеюсь, что администрация примет это решение. Но все же, думаю, это маловероятно. Фактически же Трамп снисходительно относился к Путину во время предвыборной кампании, и, заняв пост, наладил с ним хорошие отношения. Трамп ни разу не критиковал Путина за агрессию по Украине или за вмешательства России в последние выборы в США.

Думаю, администрация демонстрирует поведение умышленного или непреднамеренного пренебрежения к Украине. Отсутствует достаточное давление на власть по внедрению антикоррупционных норм,экономических реформ, реформ в агропромышленном комплексе, налоговой и административной реформ. У меня складывается впечатление, что мы оказались в непростой ситуации.

Коррупция настолько же опасна, как и война в Донбассе

Почему вы думаете, что антикоррупционные реформы в этой ситуации имеют значение? Некоторые наоборот разделяет угрозу со стороны России и внутренние украинские проблемы.

Думаю, это ошибочный подход. Коррупция несет Украине столь же серьезную угрозу, как и военные действия на Донбассе. И во многом они взаимосвязаны. Пока Украина не сможет защитить себя от коррупции, Россия сможет беспрепятственно вмешиваться в политический процесс и влиять на Украину в долгосрочной перспективе.

Именно поэтому как украинской власти, так и международному сообществу следует настаивать на прогрессе в обоих вопросах. Прогресс в ситуации на Донбассе невозможен без прогресса в борьбе с коррупцией.

Трамп снисходительно относился к Путину во время предвыборной кампании, и, заняв пост, наладил с ним хорошие отношения (на фото - президент США Дональд Трамп (слева) во время встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным в рамках саммита G20 в немецком Гамбурге, 07 Июль 2017 Фото: ЕРА

Ведутся разговоры о предоставлении Украине оборонноголетальногооружия. Об этом во время визита в Киев говорил и генерал Маттис. Какова вероятность этого? Почему этого не произошло по предыдущей администрации, когда много лет были советником Джо Байдена?

Тогда были люди, которые активно поддерживали предоставление оружия Украина. Это бы уменьшило возможности для атак России на линии разграничения. Никто не думал, что такое оружие сможет прекратить конфликт или убедить Россию вывести войска. Идея заключалась в том, чтобы остановить дальнейшие наступательные действия российских военных и третьей стороны, которую она использует.

Я рад, что секретарь Маттис, советник по национальной безопасности Макмастер и государственный секретарь США Тиллерсон поддерживают предоставление оборонительного оружия. И все же я настроен скептически: вряд администрация примет такое решение - Трамп слишком благосклонен к России и не видит в этом личной выгоды.

Полезной была бы поддержка морских сил Украины

На какую помощь в таком случае Украина может рассчитывать? Говорят, что США будут поддерживать Украину и дальше, но какая именно помощь может быть эффективной на данном этапе?

Во-первых, продолжение существующих учебных программ, а также обеспечение дополнительных общевойсковых учений для украинских военных, повысит их боеспособность. Во-вторых, предоставление некоторых типов оборонительного вооружения, например, противотанкового. Это помогло бы сдерживать или хотя бы создать препятствия атакам России на линии разграничения.

Полезными были бы и программы поддержки военно-морских сил, предоставление оборонных бомбардировочных систем для сдерживания российской агрессии.

Несмотря на то, что и глава Пентагона Джеймс Маттис (справа) и государственный секретарь США Рекс Тиллерсон поддерживают предоставление оборонительного оружия, Трамп, который слишком благосклонен к России и не видит в этом личной выгоды, вряд ли примет такое решение (на фото слева направо - Рекс Тиллерсон, президент США Дональд Трамп и Джеймс Маттис во время встречи в Белом Доме, 13 марта 2017) Фото: EPA / MICHAEL REYNOLDS

Вы вспомнили военно-морские силы, о которых в этом контексте говорят очень мало.

Преимущественно поддержка касается сухопутных войск. На то есть веские причины, все же военные действия на Донбассе ведутся на суше. Но когда произошло вторжение России весной 2014 года, она уничтожила украинские военно-морские силы.

Через общую границу по Черному и Азовскому морям,Украинаслишком уязвима к атаке России с моря. Я не думаю, что Украина в состоянии финансировать мощный морской флот, но создание небольшого «москитного флота» имеет смысл, и, по моему мнению, США должныв этом поддержать.

Возможно ли это?

Да. В разумных пределах предусмотреть поддержку для приобретения небольшого количества патрульных катеров, помочь при разминировании, покупки радара наблюдения, ограниченного количества ракетных установок. Это должно быть относительно недорогая программа для улучшения оборонных возможностей Украины. Сейчас береговая линия - уязвимое место. Это может побудить Россию обдумывать атаки с моря. Мы хотим предотвратить это.

Переговоры с Сурковым мало на что могут повлиять

У специальногопредставителяСША скоро будет разговор с российским политиком [Владиславом] Сурковым. По вашему мнению, это повлияет на ситуацию? Курт Волкер сам отмечал, что его роль - способствовать имплементации политической части минских соглашений. Как это возможно сделать, и какова в этом роль США?

Откровенно говоря, я не думаю, что эта встреча приведет к чему-то, без дополнительного политического влияния на Москву. Я не сомневаюсь относительно Курта Волкера. Он хороший дипломат, профессионал, хорошо осведомлен о ситуации в Донбассе. Но, если быть реалистами, переговоры с Сурковым мало на что могут повлиять. Я не вижу дополнительного давления, котороебы изменило ситуацию. Ни от США, ни от Западной Европы.

Какими могут быть рычаги воздействия? Возможно, за столько лет следовало бы это определить?

В первую очередь, это - санкции. Очевидно, военного решения конфликта нет. Мы не сможем обеспечить достаточной военной поддержки Украине, чтобы убедить Россию вывести войска. В то же время это не аргумент против предоставления оборонительного оружия.

Специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины Курт Волкер в ближайшее время встретится с помощником российского президента Путина Владиславом Сурковым по ситуации на Донбассе (на фото - Курт Волкер (в центре) во время поездки с наблюдателями ОБСЕ в зоне военного конфликта на восток Украины, июль 2017 Фото: US Mission to the European Union

Я абсолютно его поддерживаю и считаю, что это необходимо сделать. Санкции против России влияют, но они не настолько серьезны, как могло бы быть. Можно усилить санкции в финансовом секторе, усилив таким образом давление на Москву и попытаться разработать дорожную карту, которая была бы реалистичной и способствовала бы решению конфликта. Без дополнительного давления - это просто объятия с Сурковым. К сожалению, так ничего не добиться.

Вы работали советником вице-президента Байдена. Он был одним из тех, кто активно настаивал на проведении антикоррупционных реформ в Украине. Можете подробнее рассказать о его роли?

Он встречался с антикоррупционными активистами и общественными организациями. Чуть ли не каждую встречу с Петром Порошенко, премьер-министром Яценюком, а впоследствии и с Гройсманом, он поднимал этот вопрос.

Это было его ключевым посылом украинской власти: мы поможем вам противостоять агрессии на Донбассе, но вы должнысерьезно относиться к борьбе с коррупцией, ведь это также серьезная угроза суверенитету. Это один из наиболее важных вопросов для Украины. Коррупция дает возможность России дестабилизировать ситуацию в Украине. Пока правительство не начнет серьезно относиться к реформам и их воплощение, Россия и дальше с легкостью расшатывать ситуацию. И это будет настоящей трагедией.

Джо Байден находясь на посту вице-президента США активно выступал в поддержку антикоррупционной реформы в Украине (на фото - Джо Байден (в центре) накануне встречи с украинским президентом Петром Порошенко возле Дома с химерами в Киеве, 7 декабря 2015) Фото: EPA / SERGEY DOLZHENKO

Почему Байден занимался этой проблемой? Ведь далеко не каждый западный чиновник такого уровня этим занимается.

После Оранжевой революции по Украине было много надежд, было много обещаний, но в конце концов фундаментальных изменений не произошло. После Революции достоинства тоже было много надежд, но также пришло понимание, что без серьезной антикоррупционной реформы в стране результат будет аналогичным.

То есть, бизнес будут вести по-старому, олигархи будут контролировать политические партии, получать поддержку из России и манипулировать политической системой. Это не то, чего хотели люди на Майдане. Люди хотят прозрачное правительство, подотчетное обществу и такой, который будет действовать в его интересах.

Странно, что не расследуется коррупция украинских чиновников

Что сейчас вызывает наибольшее беспокойство?

Есть беспокойство относительно того, удастся ли создать надежные антикоррупционные институты. Это удивительно, что до сих пор не ведется расследование против высокопоставленных коррупционеров.

Возникновение новых антикоррупционных органов как НАБУ и НАПК (Национальное агентство противодействия коррупции) - это, конечно, большой шаг вперед. Но пока не созданыантикоррупционныесуды, пока мы не видимрасследования дел против чиновников, это просто институты, которые не выполняют свою работу исвоиобязанностей.