«Кровь моих сыновей пролита не зря». История двух братьев-россиян, погибших за Украину

Похороны братьев Леонида и Романа Бутисиных
Похороны братьев Леонида и Романа БутисиныхМарьяна Пьецух / hromadske

На одинаковых гробах — сине—желтые флаги. В гробах — родные братья: 20—летний Леонид и 24—летний Роман Бутусины. Русские по национальности. В 2021 году они несли службу в окопах Донбасса. В феврале 2022—го воевали на Черниговщине. Там в марте вместе погибли. На кладбище города Калуш Ивано—Франковской области много людей в форме — побратимы пришли проводить погибших в последний путь.

Россияне в галицком селе

Восемь лет назад в селе Грабовцы, в Ивано-Франковской области, появились новые жители. Семья Бутусиных с девятью детьми переехала сюда из России. С началом боевых действий на Донбассе россиянин Олег Бутусин просто отрекся от своей Родины и перевез семью в Украину.

«Когда началась военная агрессия в 2014 году, мы, живя там, видели как на территорию Украины шли “Ураганы” и “Грады”. Мы понимали, что должны быть на стороне правды. И решили вместе со старшими детьми, что будем перебираться в Украину и будем помогать украинскому государству бороться с врагом», — говорит отец погибших Олег Бутусин.

Для него россия «умерла», ее территорию он называет «антироссией», а население — «самым зачуханным и бесправным народом».

«Мы сюда переехали не столько из-за любви к Украине, сколько из-за любви к справедливости. Если бы на месте Украины была другая страна, мы бы поступили так же», — добавляет Бутусин.

После переезда Бутусин-старший записался в «Правый сектор» и пошел воевать. А после возвращения с фронта строил и ремонтировал старый дом, который купил для семьи. И начал работать лесником. В мирной деревне для него начались другие боевые действия. Единомышленники Бутусина уверяли, что он перекрыл крестьянам незаконные рубки леса, и из-за этого местные взбунтовались. Даже потребовали выселить семью из села.

Но семья в Грабовцах осталась и даже увеличилась. Здесь у них родились еще трое детей.

Олег Бутисин — отец Леонида и Романа — в «Правом секторе» в 2015 годуфейсбук Олега Бутусина

Семейное дело — воевать против России

В 2020-м старшие сыновья Бутусиных — Леонид и Роман — подписали контракт с ВСУ. Роман был выпускником Львовской академии сухопутных войск. Леонид окончил военно-спортивный лицей-интернат Прикарпатья. В 2021 году оба уже были на фронте на Донбассе — в течение девяти месяцев обороняли позиции рядом с Донецким аэропортом.

«Когда я с ними познакомился в 2021-м, их ко мне подселили в блиндаж, мы сразу нашли общий язык, словно давно уже знали друг друга», — вспоминает побратим Бутусиных. Мужчина просит не называть его имя, но охотно рассказывает, что восхищался ребятами:

«Я восхищался их смелым поступком, когда они рассказывали о своем переезде из россии в Украину. Они в россии в 2014-м ходили и разведывали, действительно ли российские войска едут на Донбасс. Они видели, как оттуда возвращается подбитая российская техника. А окончательно они решили уехать, когда услышали на российском телевидении обвинения в адрес украинских военных, что они якобы сбили малазийский пассажирский самолет с женщинами и детьми на борту».

Леонид и Роман в ВСУфейсбук Олега Бутусина

Бутусины даже не успели отгулять первый отпуск, как в начале 2022-го их снова вызвали. На фронте они были стрелками и ассистентами гранатометчика.

«Нас еще перед широкомасштабной войной отправили на усиление границы. Потом была передислокация, перегруппировка, и мы оказались в этой деревне», — побратим погибших Артем рассказывает о Лукашевке, что в 20 километрах от Чернигова.

В Лукашевке они пробыли четыре дня. Первый день было тихо. На другой день село накрыли «Градами» и «Ураганами», а за несколько километров уже был слышен грохот танков.

«На четвертый день танки пошли на нас. Я в этот момент был неподалеку, отошел от них на 10 минут, когда возвращался, то увидел, что со всех сторон нас окружают. Меня уже отрезали от позиции, где были ребята, я уже не мог ничего сделать», — говорит Артем.

Шесть дочерей и шесть сыновей

«У вас 12 детей в семье?» — спрашиваю одного из большой семьи Бутусиных. Григорию 18 лет, он — младший брат погибших. На похороны надел пиксельную форму, хотя официально еще не служит.

«Да, нас поровну. Шесть парней, шесть девушек. Так для нас и останется«, — отвечает он. А отец добавляет, что и у Григория уже есть боевой опыт.

«Гришу я взял с собой, как только началась в феврале эта война. Он тоже участвовал в боевых действиях. У нас у казаков принято быть военными. Это цель нашей жизни, мечта жизни — бой, бой за правду». Быть военными для его сыновей, говорит Олег, естественно, и этот выбор они сделали сознательно.

Четырнадцатилетний сын Илларионфейсбук Олега Бутусина

Абоненты недоступны

9 марта Олег Бутусин участвовал в боях Киевской области. Связь с сыновьями пропала. Отец пытался дозвониться до ребят, но напрасно. На следующий день он отправился в Черниговскую область. Знал, что сыновья — в Лукашевке. Но попасть в деревню не смог, она уже была оккупирована.

«Не было информации, что ребята еще живы, или в плену. Олег пробовал несколько раз заходить в село, но к Лукашевке не было подхода из леса или лесопосадок. Когда он ушел полем, ему навстречу вылетел дрон и поехал БМП. Он понял, что его рассекретили, и пришлось вернуться. Мы тогда ждали его в определенном месте для прикрытия, если по нему будет огонь», — вспоминает боевой побратим Олега Бутусина, доброволец «Правого сектора» Иван Васелаш.

После освобождения Лукашевки Олегу Бутусину удалось разыскать тела сыновей. 2 апреля на своей странице в фейсбуке он выложил видео с места гибели Романа и Леонида.

«Мы видим здесь гильзы, разбитые магазины. То есть мои ребята бились до последнего. Знаю, что они подожгли БМП большевиков, вероятно, еще танк подожгли. Землю, пропитанную кровью моих сыновей, забираем с собой в Калуш. Эта кровь пролита не зря. Это залог нашей будущей победы», — сказал на месте гибели своих сыновей Олег Бутусин.

Черниговская земля с кровью калушских россиян

Пожилая женщина несет цветы впереди похоронной процессии и не скрывает слез.

«Я — их соседка. Такие хорошие были парни, помогали маме, трудолюбивые».

На кладбище у двух ям — черный пакет с землей. Той самой, которую Олег Бутусин набрал в Лукашевке, на месте гибели своих сыновей — чтобы их пролитую кровь похоронить вместе с ними. Гроб братьев опускают под звуки выстрелов и гимна Украины. К черному пакету поочередно подходят все из большой семьи Бутусиных, набирают горсти земли и бросают в могилы.

Россиянин Олег Бутусин, до сих пор не получивший украинского гражданства, вместе с сыном Григорием обещает вернуться на фронт. Чтобы бороться за Украину и за уверенность, что Леонид и Роман погибли не зря.

Я же спрашиваю у мужчины, который просит прощения за свою грязную военную форму, потому что «на похороны сразу с фронта«, как после таких потерь сохранять боевой дух и не отчаяться. И получаю от него рецепт.

«Помогает вера в победу, мы уверены, что победим, потому что убедились, что враг не так страшен и силен, как его малюют. И их самолеты и вертолеты падают каждый день, и их танки очень хорошо горят, их люди активно сдаются в плен, а многие профессиональные боевые подразделения разбиты. Это только вопрос времени. Да, без жертв не обойдется, но эта война помогла наконец всем украинцам объединиться и понять, кто наш общий враг. Не только Украины, но и всего мира».