«Крутая перегрузка»: как российский композитор Игорь Крутой помогает Ахметову вести бизнес в Крыму

Так ктоже икак стал новым бенефициаром крымского бизнеса самого богатого украинца, икто теперь нарушает международные санкции взакрытом порту Севастополя?

Николай Хавхун— бывший фермер изЕвпатории. ВКрыму унего было полторы сотни гектаров земли под овощи имолодые виноградники, свободные средства тратил нахобби— он всегда восхищался морем илодками.

Теперь его яхта находитсявКиеве, вяхт-клубе наострове Жуков. Здесь для Николая также нашлась работа по специальности,— он инженер. «Эвакуация» яхты изоккупированного Крыма превратилась внастоящую одиссею, авроли чудовищ оказалисьукраинские чиновники.

Семь футов под килем

«Для меня очень важно было вернуть эту лодку. Это часть моей земли, часть Крыма, часть моей души. После аннексии результат моей деятельности за20лет обнулился. Карета превратилась втыкву.26декабря 2014-го явыехал вКиев. Алодка осталась вяхт-клубе Евпатории, его подняли накильблоки. Япринципиально неперешел под российский флаг. Это была моя позиция, потому лодку наводу неставил»,— рассказывает Николай.

Время, отведенное оккупационными властями Крыма напереоформление украинских документов иразрешений, истекало. Спасти яхту было делом принципа, нопоукраинскому закону— почти невозможно.

«Государство нам сделало неприятный подарок ввиде „Закона освободной экономической зоне „Крым“, согласно которому крымчане стали нерезидентами своей страны. Заблокировали все счета, аимущество или запретили вывозить, или нужно было проходить процедуру растаможивания»,— говорит Николай Хавхун.

Перевезти яхту посуше втаких условиях было нереально, поэтому Николай решил идти морем. Вдоль Тарханкута— доострова Джарылгач, далее наСкадовск иДнепром вКиев.

В2014году, когда принимали закон овременно оккупированных территориях Крыма иСевастополя, раздел обэкономических отношениях изнего изъяли, чтобы правительство втечение месяца разработало качественный проект.

Новместо правительственноговРаде появился проект нардепов Ксении Ляпиной иСергея Терехина, который защищал интересы крупного капитала идискриминировал права простых крымчан. Стех пор граждане Украины скрымской регистрацией немогут участвовать ввыборах или получить банковский кредит.

Втоже время парламент прошлого созыва инынешний президент предоставили Крыму статус свободной экономической зоны. Обычно СЭЗ создают, чтобы стимулировать инвестиции, ноКрым— оккупированная Россией территория, следовательно украинский бизнес туда неинвестирует.

Украинские бизнесмены практикуют схему «бизнес надва фронта»: предприятия зарегистрированы одновременно вюрисдикциях Украины иРоссии, ноналоги платят только стране-оккупанту. Заэто импозволяют работать.

Кпримеру, компания «Авлита» Рината Ахметова ведет погрузку иразгрузку судов взакрытом порту Севастополя. Так компании украинских олигархов, в отличие от простых граждан, без особых проблем продолжаютдеятельность вКрыму даже вопреки санкциямЕС иСША.

По согласованию с украинской властью

Юрий Смелянский, экономический эксперт фонда «Майдан иностранных дел», говорит, что закон освободной экономической зоне «Крым», посути, поощряет нарушать западные санкции.

«Согласно этому закону, работа „Авлита“ вКрыму, наоккупированной территории,— полностью вправовом поле Украины. Носдругой стороны, наоккупированные территории распространяется режим санкций, который ввели наши западные партнеры, онпредусматривает запрет наэксплуатацию всех оккупированных портов».

Без согласования сукраинской властью отечественные олигархи врядли смоглибы избежать неприятностей занарушение санкций. А вот уНиколая Хавхуна такого прикрытия нет, следовательно яхту, которую онперегонял изоккупированной Евпатории, всвободном Скадовске принимали повсей строгости закона.

«Непересекая 12-мильную зону, язашел впорт ипорадиостанции вызвал портовую власть. Начто мне ответили: стоять наместе, бросайте якорь, анедвигайтесь, ждите команды. Незнаю, что янарушил. Как гражданин Украины наукраинском яхте, сукраинским флагом, я двигался украинскими внутренними водами. Возникают вопросы, явышел изсвободной экономической зоны „Крым“ без таможенного оформления. Ногде ямог пройти это таможенное оформление?! Во-вторых, границы СЭЗ „Крым“ никто незнает, насуше еще как-то показали, а как они вморе проходят— неизвестно»,— утверждает Николай.

Что касаетсякрупного бизнеса всерой зоне аннексированного Крыма, то он, все же,становится для украинских олигархов все более рискованным.

Покрымским «законам»

Юрий Косюк продал аграрный бизнес вКрыму близким кКремлю людям сбольшой «скидкой». Причем приобрели они его незасвои деньги, азакредитные, получивших отгосударственного Российского сельскохозяйственного банка, правление которого возглавляет младший сын секретаря Совбеза РФНиколая Патрушева.

«Крымский Титан» Дмитрия Фирташа оказался награни банкротства— нечем отдавать кредит ВТБ почти $40млн. Авот Ринат Ахметов, кажется, решил подстраховаться совсех сторон. И сумел сделать этоспомощью московского кума.

Ксередине прошлого года конечным владельцем компаний «Авлита» и«Морской индустриальный комплекс» вгосреестре числился сам Ахметов.

После аннексии Крыма компании перерегистрировали накиевский адрес, где расположен офис холдинга «Портинвест». Вего состав входит портовый бизнес Ахметова. Крымские предприятия ивУкраине, ивРоссии оформили как филиалы украинского акционерного общества.

Однако спрошлого года новым владельцем компаний вреестре значатся московские ООО «Аваль» и«Ремкор», абенефициаром— некая россиянка Ирина Корякина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Трафальгарская битва» украинских олигархов

Мыпытались связаться сней потелефону. Сначала Ирина говорила, что ейнеудобно разговаривать, апотом вообще перестала брать трубку.

Организовать интервью сгенеральным директором «Портинвеста», всостав которого входили крымские компании, вхолдинге Ахметова отказались.

«Компания „Портинвест“ неимеет нибизнеса, никакого-либо интереса вКрыму, поэтому дать комментарий мынеможем. Если вас будут интересовать другие темы портового рынка, охотно предоставим информацию»,— написала руководитель департамента покоммуникациям Елена Светличная.

Так ктоже икак стал новым бенефициаром крымского бизнеса самого богатого украинца, икто теперь нарушает международные санкции взакрытом порту Севастополя?

Ирина Корякина является единоличной основательницей компании «Арт-трейдинг», которая на99,9% владеет обществами «Аваль» и«Ремкор», получивших севастопольские активы Ахметова. Одна десятая процента вобоих фирмах принадлежит Егору Бондареву, онсосвоей стороны связан сомногими компаниями российского композитора Игоря Крутого.

Втрех компаниях— «Фонде поддержки международного конкурса молодых исполнителей», «Академии популярной музыки Игоря Крутого» и«Арс-медиа»— Бондарев является партнером композитора, авдвух еще идиректором. Несколько лет назад Ирина Корякина также значилась основательницей «Академии».

Итак, крымский портовый бизнес Ахметова теперь записан надоверенных людей композитора Крутого— давнего иочень близкого друга украинского олигарха. Изего многочисленных интервью следует, что жена Ахметова Лиля является крестной матерью дочери Крутого Александры, асам Ахметов был свидетелем навторойсвадьбе композитора.

Известно также, что именно Крутой написал гимн донецкого футбольного клуба «Шахтер». Авсвое время Крутой сАхметовым посещали детдома Украины, раздавая помощь иподарки. Особенно щедры былинародине Крутого, наКировоградской области.

Теперь, вероятно, спомощью Крутого Ахметов построил схему для сохранения активов вКрыму.

Впрочем, считает Юрий Смелянский, схема вызывает вопрос озаконности, ведь решение осмене собственника «Авлита» требует разрешения Антимонопольного комитета. Перегрузочная компания без сомнения является региональным монополистом— еемощности позволяют хранить иобрабатывать два крымских урожая замесяц.

Поданным мониторинга Фонда «Майдан иностранных дел», вноябре «Авлита» погрузила насуда-нарушители почти две трети крымского зерна, которое незаконно экспортировали вСирию, Ливан, Египет инепризнанный Северный Кипр.

И при этом неважно, говорит эксперт, продавались активы Ахметова или передавались воперативное управление: «Согласно нормам нашего законодательства, это неимеет значения. Продажи, слияния, объединения, любые действия, которые могут изменить структуру собственников, управления или менеджмента монополиста, должна согласовываться сантимонопольном комитете Украины. Нобылоли разрешение?»

Спрятать бенефициара

Такого разрешения АМКУ воткрытом доступе мыненашли, авопрос, который мынаправили спикера холдинга «Проминвест», осталсябез ответа. Как ивопрос отом, как компании Ирины Корякиной получили контроль над активами Ахметова. Поэтому, говорит эксперт, эта история напоминает схему страхования настоящего бенефициара отсанкционных рисков.

«Для минимизации возможного санкционного воздействия выставляется российский резидент, какого или нежалко, или онвэтом тандеме получает доход, который его устраивает, ионнебоится рисковать международным имиджем, бизнесом. Втоже время сам бенефициар остается встороне, продолжая фактически контролировать иполучать прибыль»,— объясняет Смелянский.

Мыспросили министра инфраструктуры Владимира Омельяна, известноли ему отакой активности украинского бизнеса взакрытых портах Крыма: «Мне этот факт неизвестен. Если увас есть документы, подтверждающие, яготов отдельно рассмотреть. Впринципе, мызапрещаем любую деятельность таких компаний... Рассмотрим. Проведем мероприятия, безусловно».

Однако обещанная встреча несостоялась— помощник вроде неправильно понял поручение министра, авписьменном ответе нисловом неупоминалось озаконности деятельности «Авлита» взакрытом порту Севастополя, откуда отгружается зерно, сода сзавода Фирташа, иметалл. Втоже время ассортимент скоро должен расшириться— российские органы позволили «Авлите» перегружать щебень ипесок для строительства трассы «Таврида».

Между тем апелляцию нарешение суда онарушении таможенных правил Николай Хавхун проиграл, теперь ждет кассацию. Рассказывает, что порта вродной Евпатории уже почти нет— из-за санкций кнему незаходят суда. Частныеже порты Крыма под санкции непопадали.

«Это демонстрирует отношение кбизнесу икгосударству. Тоесть наэтом этапе, ятак понимаю, интересы частного бизнеса несовпадают синтересами государства. Идаже эти события (аннексия Крыма ивойна вДонбассе— ред.) патриотизм нашим бизнесменам недобавили. Это очень обидно и очень стыдно».

/ Валентина Самар, Центр журналистских расследований для «Слiдства.Инфо»