Кто финансирует избирательную кампанию Путина и как он использует админресурс
18 марта в России пройдут президентские выборы. Основной кандидат на них — действующий глава государства Владимир Путин, для которого это будет уже четвертый президентских срок. Свою предвыборную кампанию Путин ведет за счет бюджетных средств и помощи спонсоров: партии «Единая Россия» и бизнесменов близкого круга.
18 марта в России пройдут президентские выборы. Основной кандидат на них — действующий глава государства Владимир Путин, для которого это будет уже четвертый президентских срок. Свою предвыборную кампанию Путин ведет за счет бюджетных средств и помощи спонсоров: партии «Единая Россия» и бизнесменов близкого круга.
Деньги, потраченные на продвижение кандидата №1, считали эксперты Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), а использование админресурса расследовали в российском движении в защиту прав избирателей «Голос».
Сбор подписей
По официальным данным Центризбиркома России, на 5 марта Владимир Путин потратил на свою избирательную кампанию почти 350 млн рублей (около $600 тысяч). Больше — только лидер ЛДПР Владимир Жириновский (370 млн рублей, более $600 тысяч).
Владимир Путин пошел на выборы как самовыдвиженец, а значит для выдвижения ему необходимо было собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей в свою поддержку. Сбором занялось движение «Волонтеры Победы», получавшее президентский грант. Его волонтеры поставили точки в торговых центрах разных городов страны. Эти расходы фактически финансировались из бюджета.
Владимир Путин наVI Всероссийском форуме рабочей молодёжи, 6 марта 2018. Фото: Kremlin.ru
Путину удалось собрать более 400 тыс. подписей — значительно больше, чем того требует закон. Математические подсчеты показывают, что с помощью волонтеров сделать это практически невозможно. «Волонтеры Победы» создали «дымовую завесу» и обеспечили пиар в СМИ, а реально подписи собирались на предприятиях и бюджетных организациях с помощью административного давления и ресурсов партии «Единая Россия», выяснили эксперты «Голоса».
Агитация
Большая часть расходов на кампанию Путина пошла на наружную рекламу. По данным OCCRP, 400 млн рублей на кампанию действующего президента выделили 22 фонда, связанные с партией «Единая Россия». Как отмечают эксперты, до 2015 года все они назывались фондами поддержки «Единой России», а сейчас называются фондами поддержки регионального сотрудничества и развития. Деятельность этих организаций непрозрачна.
По информации, которую удалось найти журналистам, фонды получали деньги и ресурсы от государства и госкомпаний. Данных о том, как они занимались развитием регионального сотрудничества, найти не удалось, но они участвовали в избирательных кампаниях депутатов и губернаторов от «Единой России» в регионах.
Фонды
Главный фонд для спонсоров кампании Путина — Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития (НФПР). Номер телефона, указанный в свидетельстве о его регистрации, как оказалось, в начале 2000-х принадлежал «Русской рыбной компании». Создал ее Андрей Воробьев, нынешний губернатор Московской области и давний знакомый одного из основателей «Единой России» Сергея Шойгу.
Этот же номер был указан в телефонных справочниках как номер фирмы «Арлея палатиум», 60% которой до 2005 года принадлежали НФПР. Она также связана с бизнесами братьев Воробьевых и олигарха Геннадия Тимченко.
Бизнесмены Геннадий Тимченко и Аркадий Роттенберг, считающиеся приближенными к Путину. Фото: Wikipedia
«Арлея палатиум» для связи указывала не только телефон НФПР, но и другой мобильный номер. Этот телефон фигурирует в документах еще одной компании (и только ее) — «Кордекс», принадлежавшей тому же Геннадию Тимченко.
Подобным образом связаны и другие организации.
Схема финансирования через подконтрольные фонды выбрана для того, чтобы не подставлять конкретных людей, считают эксперты. «Одних может беспокоить риск внезапно пополнить санкционные списки из-за поддержки Путина, — предполагает координатор движения в защиту прав избирателей „Голос“ Станислав Андрейчук. — Другие, возможно, уже под санкциями, и их компании и имена не хотят публично называть среди доноров президентской кампании».
- Поделиться: