«ЛНР» и «ДНР» в составе России и четвертый срок Путина. Что на самом деле несут Украине пертурбации в Кремле

Watch on YouTube

Константин Гаазе, российский независимый журналист—обозреватель

С 12 августа администрацию президента России возглавляет Антон Вайно, человек, о котором ранее было известно довольно мало. После его назначения в разговорах о перестановках в Кремле конспирологии и элементов теории заговора стало еще больше.

Чтобы адекватно трактовать все, что происходит, информацию приходится собирать по крупицам, а тех, кто имеет свои источники и может объяснить, что происходит на самом деле, и что все это значит, очень немного.

Один из таких людей — Константин Гаазе, российский независимый журналист-обозреватель, который сотрудничает со многими независимыми изданиями в РФ и является экспертом Международного московского Центра Карнеги — поговорил с Громадським.

«ЛНР» и «ДНР» в составе России»

У меня есть две версии [назначение Вайно на должность главы Администрации президента РФ — ред.]. Они связаны так или иначе с мыслью о возможности внеочередных выборов президента в России.

Первая версия — это силовое завершение войны в Украине присоединением территорий Востока Украины, включением их в состав России. Разумеется, это потребует обновления мандата президента, поскольку вызовет и санкции встречные, и много чего еще.

Вторая версия — более спокойная. Она связана с тем, что, возможно, Владимир Путин готовит, по состоянию здоровья, в связи с геополитической ситуацией свою отставку, готовит передачу власти в руки своего официального преемника Дмитрия Медведева, и тоже не в 2018 году, а ранее.

И в том, и в другом случае Путину нужен специалист по транзиту, а Вайно, который возглавил администрацию президента, именно эту специализацию имеет.

Вайно «человек-транзит»

Осенью 2007 года Антон Вайно после того, как был отправлен в отставку Михаил Фрадков, пришел в правительство с должности протокольщика Кремля и стал заместителем руководителя аппарата правительства, как говорят у нас здесь, присматривал за премьером Зубковым.

В конце 2011 года, уже после событий на Болотной площади, когда Сергей Иванов и Вячеслав Володин отправились в Кремль, а Сурков, наоборот, из Кремля переехал в аппарат правительства, аппарат правительства возглавил Вайно.


Руководитель аппарата правительства РФ Вайно и министр здравоохранения Голикова. 2012 год. фото government.ru

И снова он готовил транзит, готовил в том числе так называемые "майские указы", которые стали официальной программой третьего срока Владимира Путина.

Вот два варианта, которые, как мне кажется, можно обсуждать, хотя и в подрубрике «слухи конспирологии», разумеется.

Почему сценарий присоединения «ЛНР» и «ДНР» в России возможен именно сейчас?

Вайно — не последний человек из этой когорты [которая занимается украинским вопросом ред.], И не самый влиятельный отнюдь. В Кремле продолжает работать Николай Патрушев — секретарь Совета безопасности РФ, министром обороны все еще продолжает оставаться Сергей Шойгу.

С чем я связываю возможность этого сценария? Ситуация зашла в тупик. На условиях, выгодных Киеву, она не будет развиваться. На условиях, которые, возможно, выгодны Москве, она тоже не будет развиваться.

Понятно, что никакой амнистии для тех, кто управляет так называемыми «ЛНР» и «ДНР», в Украине тоже не будет. Украинские власти говорили об этом много раз.

Поэтому ситуация безвыходная. Учитывая то, как видят события в Европе и события в США российские власти, она вполне может считать, что период между выборами президента США и его инаугурацией вполне подходит для осуществления таких акций.

Новые санкции — это уже не стоп-сигнал

Выполнение Минских соглашений не продвинулось ни с одной, ни с другой стороны. При этом огромное количество европейских политиков говорят о том, что продление санкций дается Европейскому Союзу все тяжелее и тяжелее. Прогресса мы не видим. Никакого.

Введенные санкции, особенно санкции против финансового сектора, санкции, теперь закрыли российским компаниям, Госбанка дорогу на европейские рынки, к заимствованиям, они были применены, да, мы потеряли там какое-то количество десятых роста экономики.

Но эта проблема, проблема экономических последствий, она остро воспринимается, когда цены на нефть падают. Когда цены на нефть не падают, а сейчас они не падают, а растут, она воспринимается менее остро. Поэтому, это не стоп-сигнал.

Новые санкции — это не стоп-сигнал. Даже отключение от системы международных банковских расчетов SWIFT, мне кажется, в данный момент уже тоже не стоп-сигнал.

«Тягучее танго в византийском стиле»

Все зависит теперь, я написал об этом в колонке для одного из российских изданий, SLON.ru, от результатов президентской избирательной кампании в США.

Если президентом США станет Хиллари Клинтон, то продлится вот это тягучее такое в византийском стиле танго с Европой, отдельно с Вашингтоном, отдельно с Киевом.

Если президентом США станет Дональд Трамп, то есть ощущение у многих российских руководителей, что с ним украинский вопрос можно будет обсуждать абсолютно в других интонациях.

Партия «большого Совбеза» и партия «большого правительства»

Смотрите, есть две партии: условно говоря, партия «большого Совбеза» и партия «большого правительства» в Москве. Ни одна из этих партий, разумеется, не питает никаких симпатий к нынешней украинской власти и нынешней украинской государственности.

Но одна из этих партий готова вести этот сложный, тяжелый, многовекторный, как здесь говорят, диалог со всеми по ситуации на востоке Украины.

Это партия «большого правительства». Это люди, которые понимают, что <...> экономически [присоединить восток Украины — ред.] будет достаточно сложно, это 6 млн человек, разрушенный промышленный потенциал, очень тяжелое экономическое положение.

А другая партия, то, что я называю «большой Совбез», — это люди, которые считают, что в данной ситуации — на фоне проблем Европы с мигрантами и совершенно фантастического, беспрецедентного раскола в американской политике — можно поднять ставки, и можно поднимать ставки до обсуждения присоединения восточных территорий Украины.

Мы не говорим, что это просчитанный сценарий. Мы говорим о том, что это некоторые гипотезы относительного того, что будет, если Россия сделает это.

И когда фракция «большого Совбеза» говорит «ничего не будет», может быть будет то же самое, что было в 2014 году.

Фракция «большого правительства» говорит, что «нет», у нас могут быть достаточно долгосрочные потери, мы не очень представляем, как Россия будет существовать, если она окажется отрезана от мировой банковской системы и так далее, и так далее. Это игра с рисками. И риски очень неопределенны.

«Российская система вышла из состояния баланса»

Говорить о том, что партия ястребов, партия «большого Совбеза», скажем так, не играет — нельзя. Она играет, она продолжает играть, она продолжает рассматривать ситуацию на востоке Украины с двух точек зрения.

Первая: ситуация, с их точки зрения, является тестом для российской государственности. А во-вторых, она рассматривает ситуацию как площадку, чтобы устроить какой-то геополитический реванш: к власти в Украине пришли силы проевропейские, прозападные, а значит это [гипотетические действия РФ на Востоке Украины — ред.] будут логичным ответом на то, что произошло в Киеве в феврале 2014 года.

Война в элите <...> связано с тем, что вся история 2014 года, все то, что происходило в Украине в 2014 году и история с Крымом, вывела российскую политическую систему, к тому моменту довольно зрелую, достаточно сбалансированную, из состояния равновесия

Я довольно мало знаю о том, что происходит в украинской политике. Но то же самое, как мне кажется, есть и у нас: очень много подземных толчков, связанных с арестами высокопоставленных чиновников и губернаторов, связанных с тем, что называют «война в элите».

И эта война в элите абсолютно неслучайна. Она связана с тем, что вся история 2014 года, все то, что происходило в Украине в 2014 году и история с Крымом, вывела российскую политическую систему, к тому моменту довольно зрелую, довольно сбалансированную, из состояния равновесия.

«Большой Совбез» атакует губернаторов, либералы в правительстве пытаются атаковать какие ключевые фигуры из «большого Совбеза». У нас идет война компроматов.

У нас сначала нашли самолет у представителя либералов — Игоря Шувалова, теперь нашли яхту в союзника силовиков — Игоря Сечина. У нас очень сложные процессы, которые со стороны, возможно, не очень заметны, но которые достаточно много говорят о том, что система вышла из состояния баланса.

«Следить за Медведевым» и программа Кудрина VS программа Глазьева

Надо очень внимательно следить за тем, что говорит и делает премьер Дмитрий Медведев, потому совершенно очевидно, что он пытается, в каком-то смысле, договориться с «большим Совбезом».

Он делает довольно резкие заявления, чего он, как человек западно-ориентированным, давно не делал, он делает довольно резкие заявления в адрес Украины в том числе.

Нужно очень внимательно смотреть, прежде всего, по ситуации с российскими спецслужбами, конфликтом между Следственным комитетом и Федеральной службой безопасности.

И, конечно, нужно внимательно следить за конкурсом экономических программ.


Дмитрий Медведев и Алексей Кудрин. 2011

Если в том или ином виде победа достанется программе, которую пишет бывший министр финансов Алексей Кудрин, то конечно, тогда мы будем говорить "нет, эта изоляционистская жесткая линия, она не является основной, она не победила".

Если поддержку в Кремле получат другие программы, например программа советника президента Глазьева, тогда это может иметь достаточно серьезные последствия и для Украины и вообще, серьезные геополитические последствия, скажем так, для всех соседей России.

«200 км в Киев по прямой»

Я думаю, что если мы говорим о какой-то военном, резком развитии ситуации, то вам нужно следить за своим северным рубежом.

Несколько военных аналитиков, очень хороших, опубликовали в течение последних двух недель достаточно интересный материал, связанный с тем, что Россия создает, уже фактически создала достаточно масштабную военную группировку на своем южной границе, на границе с Украиной, не там, где располагаются силы Южного военного округа, которые так или иначе были вовлечены в конфликт на востоке Украины.

А силы Западного военного округа — там действительно идет активная работа по развертыванию сети, по развертыванию военных баз, по формированию новых военных соединений и т.д.

В этом смысле, мне кажется, просто нужно вам спрашивать своих чиновников, своих военных спрашивать: а что мы будем делать, если, например, к силам российского Южного военного округа добавятся силы Западного военного округа, которым до Киева, простите, 200 км, как я понимаю, по прямой. То есть это, если мы говорим об очень резкое развитие ситуации.

Если ситуация внутри Украины дестабилизирована, то тогда фракция большого Совбеза, фракция ястребов, с удовольствием в это поиграет всеми имеющимися у них силами и средствами

Мне кажется, то, что я отсюда вижу, никаких определенных, конкретных решений по этому поводу, разумеется, нет.

И это, как всегда, игра, движение такой двустороннее. Если в Киеве будут уменьшать градус риторики, Москва тоже будет уменьшать градус риторики, потому что есть фактор Евросоюза, есть фактор санкций, есть фактор наблюдателей и т.д.

Есть ставка, я честно скажу, то, что я слышал от людей, которые, скажем так, на заседание российского Совета безопасности не ходят, но, как говорится, общаются.

Есть ставка на какие внутриполитические события в Украине. Если ситуация внутри Украины дестабилизирована, то тогда фракция большого Совбеза, фракция ястребов, с удовольствием в это поиграет всеми имеющимися у них силами и средствами.

«В России уже не руководит« кооператив «Озеро»

Сама по себе отставка Иванова означает ровно то, о чем пишут практически все независимые аналитики в России. Это продолжение той истории, которая началась с отставкой Владимира Якунина с поста руководителя российских железных дорог.

Затем ушел очень влиятельный, очень русский силовик Виктор Петрович Иванов, возглавлявший Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. Это человек, который в какой-то момент был, наверное, силовиком номер один в Кремле.

И это тренд, который показывает только одно: в России не управляет «Кооператив Озеро», в России управляет Владимир Путин.

/Наталья Гуменюк