Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть? Как в мире решают вопрос открытия школ на фоне коронавируса

Стулья размещены с соблюдением правил социальной дистанции в классе в начальной школе в городе Шверин, Германия, 1 августа 2020 года
Стулья размещены с соблюдением правил социальной дистанции в классе в начальной школе в городе Шверин, Германия, 1 августа 2020 годаEPA/FELIPE TRUEBA

Коронавирусный карантин прервал традиционное школьное обучение более миллиарда школьников во всем мире. Значительная часть из них, особенно в менее развитых странах, не имеет доступа к онлайн-обучению как альтернативе, а ООН уже говорит о «катастрофе в глобальном образовании» надвигающейся опасности. Ожидаемо, мнения относительно того, нужно ли детям возвращаться за парты, разделились, ведь везде разная ситуация с темпами инфицирования и разные подходы к борьбе с вирусом. Беларусь и Швеция не прекращали обучение из-за коронавируса — разве на время каникул. В некоторых странах, например Израиле, Дании и местами в Соединенных Штатах были попытки восстановить школьное обучение (и последствия были очень разными). Кто-то настаивает, что это необходимо сделать с сентября, а другие считают, что говорить об этом в разгар эпидемии рано. Сейчас на чашах весов — образованность и безопасность, и выбор очень неочевиден. Почему — объясняет hromadske.

Ученики старших классов в масках для лица собираются в спортивном зале на информационную сессию в общеобразовательной школе Дуйсбург-Юг, Германия, 12 августа 2020 годаEPA/SASCHA STEINBACH

Вирусные «американские горки»

В августе у немецких школьников начался учебный год и впервые за более пяти месяцев появилась возможность прийти в школу. Правда, не везде надолго: некоторые классы сразу же отправляли на дистанционное образование, только фиксировали хотя бы один случай инфицирования коронавируса среди учеников. «Это словно американские горки — не знаешь, что будет завтра», — говорят преподаватели одной из берлинских школ.

Закрывать школы полностью в Германии пока не планируют: сейчас там достаточно контролируемая ситуация с коронавирусом. Зато есть ряд ограничений: обязательное соблюдение дистанции, одностороннее движение по коридорам (это должно тоже способствовать соблюдению дистанции), уроки физкультуры исключительно на улице. Масочный режим везде воспринимают по-разному: в одних федеральных землях он необязателен; в других — рекомендован детям старше 12 лет, если нет возможности держать дистанцию; в третьих вообще обещают наказывать за отсутствие масок — даже исключать из школы.

Около трети немецких преподавателей — старше 50 лет, поэтому потенциально попадают в группу риска. В федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн после начала учебного года около полутора тысяч преподавателей заявили, что «не хотят быть частью эксперимента» и подали прошение о полной отмене офлайн-занятий. Впрочем, удовлетворили лишь тридцать: немецкие врачи и власти считают, что при соблюдении всех норм гигиены, можно вполне безопасно обучать и учиться. А для успокоения преподавателей, им еще позволили раз в две недели проходить тест на коронавирус — бесплатно.

Германия — среди стран, которые первыми открыли школы и пока не планируют возвращаться в онлайн. Вместе с ней еще Норвегия и Дания. Последняя, кстати, вернула детей за парты еще в апреле (тогда же открылись и детские сады) — только удалось более или менее взять ситуацию с эпидемией под контроль. Классы разбили на группы, чтобы одновременно на уроках сидели не более 10-12 детей, родителям и сторонним на территорию школы приходить не позволяли, программу обучения максимально подкорректировали — чтобы в школе приходилось проводить меньше времени, чем раньше. К счастью, все прошло успешно и новых вспышек инфицирования из-за возвращения в школы в Дании не произошло. Сингапур тоже весной прервал, а в начале лета возобновил учебу в школах — и тоже успешно.

Ученица начальной школы посещает онлайн-класс в своем доме в Сеуле, Южная Корея, 26 августа 2020 года.EPA/YONHAP

Метод проб и ошибок

Осенью планируют восстановить обучение и другие страны, которые еще не так давно были мировыми эпицентрами коронавируса, — Испания, Великобритания и Франция. Председатель Высшего совета здравоохранения Италии Франко Локателли тоже настоял на том, что школы должны открыться «любой ценой». В школах большинства этих стран будут действовать одинаковые правила — социальная дистанция, строгая гигиена и обучение по группам, а не полным составом класса. А вот в Нидерландах школы хотя и открываются, но власть позволяет не посещать занятия тем, кто лично или чьи родные попадают в категории риска.

В отличие от Дании и Германии, попытка открыть учебные заведения в Израиле и Южной Корее провалилась. Израиль, где сначала крайне строгий карантин помогал эффективно бороться с коронавирусом, вернул детей в школы в мае. Всех учеников и преподавателей заставили приходить только в масках, однако из-за жары, а соответственно закрыты окна и постоянно включены кондиционеры, вирус быстро распространялся помещениями. Более 250 школ снова закрыли. Но теперь откроют со второй попытки. «Под мою личную ответственность», — заявил главный координатор борьбы с коронавирусом в Израиле Рони Гамза.

В Южной Корее тоже пришлось возвращаться в карантин после послаблений, так вирус распространялся на все строгие меры безопасности. С 25 августа школьники снова официально на дистанционном обучении — хотя инфицированных в Корее около 18 000 — немного по украинским да и европейским меркам. Продолжает дистанционное обучение и Мексика, которая сейчас среди мировых эпицентров коронавируса, — поскольку во многих регионах страны есть трудности с доступом к интернету, уроки решили транслировать по телевидению.

Не выйдет на обучение осенью и часть школьников США, которые более трех месяцев лидируют по количеству инфицированных в стране (сейчас оно превысило 5,7 млн). После того как в июле президент США Дональд Трамп начал настаивать, что осенью школы должны вновь заработать, учителя в некоторых штатах начали выходить на протесты, чтобы заявить о том, что начинать учебный год в классах в разгар пандемии опасно. Учительские профсоюзы попытались даже подавать судебные иски, чтобы оспорить указ о восстановлении обучения. Впрочем, позицию Трампа поддерживает Центр контроля и профилактики заболеваний США: в его заявлении от 23 июля говорится о важности не откладывать открытие школ.

«Смертность среди детей школьного возраста значительно ниже, чем среди взрослых. В то же время ущерб от закрытия школ для социального, эмоционального и поведенческого здоровья, экономического благосостояния и учебных достижений детей, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, очень значителен», — говорится в заявлении Центра. Наконец, вероятнее всего, в новом учебном году в США останется гибридная форма преподавания — там, где для этого есть «показания» из-за большого количества инфицированных и надлежащая материально-техническая база, можно будет учиться дистанционно.

Школьный сотрудник государственной научной средней школы «Исаак Ньютон» измеряет расстояние между новыми отдельными партами, приобретенными школой, и необходимыми для выполнения директив, принятых правительством по борьбе с распространением коронавируса, в Риме, Италия, 25 августа 2020 годаEPA/FABIO FRUSTACI

Школы — это не только об уроках и знаниях

Чуть более ста лет назад человечество уже сталкивалось с вопросом, стоит ли возобновлять занятия в школах в разгар эпидемии. Тогда это был грипп «испанки», который за два года унес жизни по меньшей мере 50 млн человек. Это не совсем корректное сравнение с нынешней ситуацией, и, конечно, тогда не шла речь ни о каких-то альтернативных возможностях вроде дистанционного обучения.

Если принять во внимание статистику по Америке, заметно, что в тех районах, где школы решили закрыть на карантин в 1918-м, это (вместе с другими мерами) все-таки помогало немного притормозить интенсивное распространение инфекции. Как отмечает ученый Говард Маркель, который руководит Центром Истории Медицины при Университете Мичигана, закрыть школы и сейчас было бы правильным решением, потому что «лучше перестраховаться, чем потом сожалеть».

Однако у этой истории есть и другая сторона: школы Нью-Йорка, Чикаго и Нью-Хейвена продолжили работу несмотря на эпидемию. Историки объясняют такое решение местной власти особым подходом к заботе о здоровье детей. В Нью-Йорке по состоянию на 1918-й было около миллиона школьников, и 75% из них жили в бедных перенаселенных районах, в условиях, далеких от санитарии.

То есть шансов заразиться вне школы было значительно больше. Зато гигиена в школах и возможность медсестер в школах уделить внимание каждому ученику была значительно лучше — так учебные заведения стали своеобразным спасением. Логика чикагских школ была такой же, а кроме того особое внимание уделяли надлежащей циркуляции воздуха в классах. Помещение школы умышленно чрезмерно топили — чтобы оставлять окна открытыми даже зимой.

Сейчас для части детей, особенно в наименее развитых странах мира, школы — это тоже не только о получении знаний, но и о «бегстве» от проблем. Как пишет The Guardian, для школьников, живших в неблагополучных семьях или страдавших от домашнего насилия, школы были едва ли не единственным местом, где они чувствовали себя в безопасности. Часто дистанционное обучение не является для них временным заменителем классической школы — они просто не имеют к нему доступа.

«Многие из этих детей девочки-подростки, для которых посещение школы были лучшей защитой от принудительных браков и самой надеждой на расширение своих возможностей. Еще больше детей младшего возраста теперь рискуют быть эксплуатируемыми и привлеченными к опасному труду. А поскольку образование связано с прогрессом практически во всех отраслях человеческого развития, создания рабочих мест и инклюзивного экономического роста, чрезвычайная ситуация в образовании подорвет перспективы достижения Целей устойчивого развития до 2030-го года (ключевые направления развития стран, принятые на Саммите ООН в 2015-м, ред.) и потенциально может на годы затормозить процесс в достижении гендерного равенства»,пишет в материале для Project Syndicate Гордон Браун, бывший премьер-министр Великобритании, а ныне специальный посланник ООН по вопросам глобального образования.