«Люди плачут, мамы ищут своих детей». Очевидцы о смертельной авиакатастрофе в Броварах

Цветы и игрушки на обломке вертолета, потерпевшего крушение в Броварах
Цветы и игрушки на обломке вертолета, потерпевшего крушение в БроварахAP Photo / Efrem Lukatsky

Около 8 утра возле детсада и жилой многоэтажки в городе Бровары упал вертолет. Министр внутренних дел Денис Монастырский, его первый заместитель Евгений Енин, госсекретарь Юрий Лубкович и еще шесть человек направлялись в одну из горячих точек Украины. Все находившиеся на борту 9 человек погибли. Известно еще о пяти жертвах, среди них — ребенок. hromadske побывало на месте трагедии и пообщалось со свидетелями.

«Не видел, чтобы вертолет горел, пока летел»

За несколько улиц от места падения вертолета ничего не намекает на трагедию. Но ближе к жилому кварталу дорога уже перекрыта военными. Территорию вокруг дома и детского сада огородили лентой, правоохранители стоят у каждого прохода.

Люди собираются, чтобы посмотреть на работу спасателей и обсудить произошедшее. Полицейские собирают показания.

Василий работает на строительстве новой школы около детсада. Он вышел на улицу, когда услышал сильный шум, увидел падение вертолета и одним из первых пошел помогать — в момент крушения вертолета в садике были дети и воспитатели.

«Он (вертолет, — ред.) накренился на левую сторону, а затем резко вправо. Я думал, что вырулит, потому что здесь дом. Через 2-3 секунды он врезался. Не видел, чтобы вертолет горел, пока летел (...) Побежали к детсаду с рабочими. Пожар и дым. Начали детей из подвала выносить в дом как можно дальше от школы, потому что могли быть взрывы. Все дети были целыми. Родители сбежались. Потом приехала скорая помощь», — рассказал мужчина.

Разбившийся вертолет ГСЧСAP Photo / Daniel Cole

«Не было взрывной волны. Упало — и все»

Светлана живет в доме, возле которого упала часть вертолета. Вспоминает, что услышала нарастающий гул, а потом увидела зарево. После этого ничего не слышала, пока полиция не приехала.

«Наш сын в этот сад ходит. Слава Богу, не вышли сегодня. Но его подружка 10% ожогов получила, родители увезли в ожоговый центр. Именно в это время дети завтракают. Другие родители говорят, что их группу воспитательница успела вывести», — рассказывает Светлана.

Люди вспоминают, что с утра в городе стоял сильный туман и трудно было что-то разглядеть. Владимир как раз возвращался домой после того, как отвел дочь в школу. Он услышал, как что-то летело, а через некоторое время взорвалось. Сразу направился к месту пожара.

«Дымило. Очень быстро приехали пожарные машины. Кричали люди. Подростки, сидевшие на скамейке, побежали, крича, что упала ракета. Не было взрывной волны. Упало — и все. Даже взрыва не было. Потом через три минуты после зарева был хлопок (всплеск)», — говорит житель Броваров.

«Микрорайон был немой, глухой, слепой и в тумане»

Анна тоже живет в доме, возле которого упал вертолет. Она рассказывает, что за полчаса до авиакатастрофы в районе выключили свет: «Микрорайон был немой, глухой, слепой и в тумане».

Женщина как раз говорила по телефону с матерью, когда почувствовала, как трясется дом, и сразу побежала во двор. Вспоминает, что ее муж ходит на работу мимо подъезда, который стал местом трагедии, но сегодня изменил свой маршрут.

«Страшнее всего, когда выбегаешь, а тебе соседка говорит, что это в садик (...) Я бежала на пожар, но начались взрывы, и нам кричали, чтобы мы убегали оттуда. Был туман, дым. Непонятно, что с садиком. Все люди плачут. Мамы бегут искать своих детей (...) Слава Богу, что 11-летний сын был в другой части города и ничего не слышал и не видел, потому что я бы его к психотерапевту водила», — рассказала Анна.

Тело одного из погибших в результате авиакатастрофы в БроварахAP Photo / Daniel Cole

Воспитатели были с опаленными волосами

В лицее №10, что напротив садика, устроили штаб помощи. Волонтер фонда «Про добро» Александр говорит, что составляли списки погибших и пострадавших. Он вместе с другими волонтерами укутывал одеялами потерпевших и относил их к медикам. А потом раздавал еду и напитки правоохранителям, спасателям и медикам, работавшим на месте.

В штабе пострадавшим также оказывали первую психологическую и медицинскую помощь, согревали и собирали показания. Психолог из полка полиции особого назначения Анастасия рассказала, что обратились 10-15 человек: родители воспитанников и работники детсада, которые помогали с эвакуацией.

«С опаленными волосами были в основном воспитатели, которые помогали выносить детей из помещения (...) Люди были в состоянии шока, некоторым вводили успокаивающие препараты. Тех, кому требовалась профессиональная медицинская помощь, сразу забирала “скорая”», — говорит Анастасия.

Кроме правоохранителей, директор лицея никого не пропускала к пострадавшим: «Медики нам сказали: берегите людей, они уже наволновались».