Массовое привлечение несовершеннолетних — главная особенность выборов-2018. Интервью с представителем движения «Голос»
Об «электоральных султанатах» в РФ, незаконном использовании детей для агитации в избирательной кампании, а также возможностях следить за выборами в Крыму с помощью видеокамер, Громадскому рассказал Станислав Андрейчук, член Совета движения «Голос».
Наталья Гуменюк
«Голос» — крупнейшая российская независимая наблюдательская организация, которая работает в 40 с лишним регионах России и следит за избирательной кампанией и выборами.
Об «электоральных султанатах» в РФ, незаконном использовании детей для агитации в избирательной кампании, а также возможностях следить за выборами в Крыму с помощью видеокамер, Громадскому рассказал Станислав Андрейчук, член Совета движения «Голос».
О принуждении голосовать и «электоральных султанатах»
Где-то день голосования проходит относительно чисто, если есть фальсификации, то небольшие, а где-то есть регионы, где, по нашему мнению, результаты голосования не имеют никакого отношения к реальности, они просто там «нарисованы».
К нам поступало большое количество фактов о принуждении избирателей к голосованию, о том, что их заставляли приписываться к другим избирательным участкам, не к тем, где они живут, а там, где они работают, чтобы можно было работодателю прийти и проверить, что они действительно пришли проголосовали.
Борьба за явку сейчас идет усиленная. Мы за этим будем следить в течение дня голосования. Есть какой-то традиционный набор методов фальсификации: это знаменитые карусели и все остальное, переписывание протоколов.
А есть у нас такой условно закрытый кластер, его некоторые эксперты называют «электоральными султанатами», куда входят регионы вроде Чечни, Дагестана, Татарстана, Кемеровской области, там зачастую переписаны результаты, по нашему мнению.
Мы видели доказанные факты как, если не ошибаюсь, в Дагестане на предыдущих президентских или парламентских выборах на одном избирательном участке приписали сразу 2 тыс. голосов.
О том, что происходит в Крыму
Мы этого не знаем. К сожалению или к счастью, наших представителей в Крыму нет. Поэтому мы его видим только в плане статистики. Там нет независимого наблюдения, но можно наблюдать через видеокамеры, которые и в Крыму установлены на каком-то количестве избирательных участков. Можно просто получить доступ к потоку этого видео и попробовать посчитать по головам, сколько там людей пришло и опустило бюллетень в урну. По видео это возможно, особенно если это запись.
Я не уверен, что Крым будет работать по модели «султанатов»; если вспомнить выборы в Госдуму в 2016 году, то Крым мало отличался от обычных российских регионов. Он как раз не по модели «султанатов» голосовал. Может быть, там сохранилась атмосфера чуть более свободная, чем в других российских регионах.
Об обеспечении высокой явки на выборах и главной особенности выборов-2018
У нас сейчас большое количество разных опросов по благоустройству будет проводиться с 18 марта по всей стране, много лотерей, конкурсов и всего, что связано с большим розыгрышем призов и вообще сомнительно с точки зрения избирательного законодательства РФ, потому что у нас запрещено использовать выборы для розыгрышей.
Особенность именно этой избирательной кампании — это масштабное привлечение несовершеннолетних. Детей очень часто используют в качестве такого инструмента доставки информации до старших родных и близких.
Это также разные школьные референдумы в день голосования, родительские собрания, мастер-классы в школах, профориентационные часы, детские концерты в помещении для голосования, конкурсы рисунков до дня голосования. Это совершенно массовое явление.
У нас много фактов зафиксировано, которые где-то на грани, где-то за гранью здравого смысла. Детей стали, кстати, использовать и для агитации.
У нас были потрясающие истории, когда в Дагестане учительница школы в небольшом селе устроила фотосессию, кажется, с учениками младших классов. Они держали плакаты в поддержку одного из кандидатов, это сфотографировали, вывесили на странице школы. Потом избирательная комиссия Дагестана, когда туда поступила жалоба, сообщила, что нет никакой агитации, потому что дети — это же не избиратели.
Про выборы как формальность
Если мы говорим про конкретные выборы, то они низкоконкурентные. Результат действительно предрешен, там только вопрос в процентах. Победитель был известен до начала избирательной кампании. В этом смысле они немного ненастоящие. Но мы для себя ставим задачу наблюдать не за выборами как важнейшим в государстве институтом, нас интересует, как сам этот институт развивается. И тут президентские выборы — лишь один эпизод в течение многих лет, потому что выборы в России фактически проходят каждое воскресенье: у нас огромное количество местных, региональных выборов, на которых действительно есть конкуренция и решаются важные для жителей вопросы.
Станислав Андрейчук на Форуме общественных наблюдателей в Ярославле. Фото: Александр Мусин /«Голос»
Президентские выборы тут интересны, потому что задают стандарт на следующий электоральный цикл: как будут вести себя избирательные комиссии, политические игроки на других уровнях выборов. Они всегда оглядываются на президентские. Важно, чтобы день голосования на президентских выборах прошел максимально чисто, чтобы эту практику закрепить.
Мы видим, как болезненно реагируют организаторы этих выборов на любые сообщения о нарушениях, чего не было в 2011 году. Ты мог хоть лоб разбить о стену, тебе говорили, что эти нарушения сфальфицированы, сняты на конспиративной квартире в Калифорнии. Сейчас мы видим, как те, кто явно зарывается, их наказывают, по крайней мере на уровне риторики.
Другой вопрос, что сами кандидаты, которые были допущены, оказались не готовыми к избирательной кампании. Мы смотрим на то, как ведут себя те, кто участвует в гонке, условно Павел Грудинин и многие другие. Они сами провели очень плохие избирательные кампании.
Про давление на «Голос»
Большая часть кампании шла достаточно корректно в отношении нас, но в последние недели мы увидели целый ряд действий, которые мы воспринимаем как давление на общественное наблюдение.
Во-первых, нам отказали в аккредитации 850 человек, которых мы хотели направить на избирательные участки в качестве гражданских корреспондентов партнерского СМИ. Во-вторых, наших международных партнеров признали на днях нежелательной организацией в России и теперь за любые контакты с ними может угрожать ответственность вплоть до уголовной.
В феврале у нас были случаи арестов наших активистов и координаторов. В Краснодаре например у нас на пять суток посадили координатора накануне его лекции о выборах в этом регионе. Потом ему колеса на машине порезали.
Флешмоб в поддержку координатора«Голоса» в Краснодарском крае Давида Канкии. Фото: ФБ Станислава Андрейчука
А на днях с нами расторгли уже заключенный и оплаченный договор об аренде помещения для колл-центра после того, как пришел участковый с непонятным человеком в гражданском.
Сам закон об иностранных агентах по всей видимости принимался под «Голос». Тогда ассоциация «Голос» была первой организацией в России, которая была зарегистрирована как иностранный агент. С тех пор мы пытаемся ассоциацию закрыть. Суд ее никак закрывать не хочет. Мы создали вместо нее движение «Голос», без образования юридического лица, есть в законодательстве такая форма объединения граждан. Оно чисто волонтерское. Мы пытаемся сохранить бренд.
В прошедшее воскресенье вышел сюжет на РЕН ТВ, это российский мистический канал, которые рассказывает о пришельцах и об инопланетянах и между делом еще про «Голос», про то, что здесь американские или еще чьи-то шпионы сидят.
Много выдумок и каких-то комментариев. Затем это все транслируется в региональных СМИ. И на днях Общественная палата РФ заявила, что сайт движения «Голос» контролируется госструктурами США, потому что он зарегистрирован в домене .org и соответственно в Штатах находится. С другой стороны, мы даже признательны за такое освещение нашей деятельности, потому что при этом возрастает количество пожертвований и обращений граждан.
Мы стараемся максимально привлекать пожертвования. У нас плюс есть партнерские организации. Вот например, этот офис нам предоставляет дружеская организация.
Поскольку у нас движение без образования юрлица, то у нас и счета в банке нет.
- Поделиться: