«Медовый месяц» в реформировании страны закончился»

Светлана Залищук, народный депутат Украины

После громкой отставки председателя Одесской обладминистрации Михаила Саакашвили на этой неделе свои посты покинули глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе и руководитель Одесской таможни из команды Саакашвили Юлия Марушевская.

Народный депутат Светлана Залищук прокомментировала «Громадскому на русском» отставки реформаторов новой волны.

Мы чуть позже поговорим о громких отставках, но я, в первую очередь, хочу спросить о том, что касается именно вас. А именно о том, что вас и Мустафу Найема исключили из состава делегации, которая представляет Украину на международном уровне. С чем это было связано и что это может за собой повлечь?

Я лично это расцениваю как мелкую политическую месть за нашу критическую позицию по многим политическим процессам, которые происходят. Но в частности, таких людей как Игорь Кононенко (замглавы фракции БПП) в окружении президента, который инициировал наше исключение из парламентских ассамблей и важных международных организаций. Я должна подчеркнуть, что вчера на фракции не было большинства, и то, как фракция проголосовала – это нелегитимно и противоречит положению о фракции. Кроме всего прочего, были продемонстрированы двойные стандарты. Потому что в нашей фракции есть другие члены фракции, которые принадлежат к иным партиям нежели Блок Петра Порошенко. Но их не исключили из парламентских ассамблей.

Светлана, скажите, а что вообще сейчас происходит с теми людьми, которых в Украине принято называть «молодыми реформаторами»? Вас отстраняют от международных поездок, Хатия Деканоидзе уволилась с поста главы Национальной полиции. Это звенья одной цепи? К чему это ведет нас?

Мне кажется, что это определенный тренд. Если мы посмотрим на последние отставки, то поймем, что люди, которые шли во власть, на разных уровнях и из других стран – они оставили свою работу. И мне кажется, что «медовый месяц» в реформировании страны закончился.

Но многие еще говорят, что закончился проект «Варяги». Иностранцы больше не захотят участвовать, увидев все, что происходит. Или их просто не будут приглашать.

Я как раз об этом и говорю, что мы вернулись на круги своя. Когда лояльность и личная преданность в том числе и президенту определяет твое назначение. Я думаю, что президент и руководство нашей фракции поняли, что нельзя влиять на таких неподконтрольных людей, как Наталья Яресько (бывший министр финансов), как Айварас Абромавичус (бывший министр экономического развития и торговли) и других реформаторов. Так что вряд ли они будут снова назначены.

Получается, что среди властных элит раскол. Чем он грозит?

Я бы не сказала, что есть раскол. Я бы сказала, что есть дефрагментация проевропейской коалиции. Когда был Евромайдан, у нас были 2 баррикады с одной и с другой стороны красной линии, и тогда мы все вместе с этой стороны были объединены. Но приход в парламент требует не только позиции против кого мы, но и за что мы. И здесь, мне кажется, у нас есть очень много мелких, средних и больших расколов на разных уровнях. В том числе для меня этой линией является антикоррупционная политика, независимость институтов, таких как ЦИК, Генпрокуратура, Конституционный Суд, Антикоррупционное бюро. И мне кажется, что эти позиции нас сильно выделили.

Ведущие: Ксения Туркова, Юрий Мацарский
«Громадское на русском» 15 ноября 2016 года
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!