Пропавшие без вести: два года в поиске похищенных отцов
Почти три года две женщины искали своих отцов—фермеров, похищенных в 2014—м году неподалеку от донецкого аэропорта. В конце концов, нашли похороненными на кладбище неопознанных солдат в Днепре. Их история лишь одна из многих. Международный комитет Красного Креста ведет 650 дел пропавших без вести. По их подсчетам, всего за время боев на востоке Украины исчезло около 1500 человек.
Текст:Анастасия Канарьова
Почти три года две женщины искали своих отцов-фермеров, похищенных в 2014-м году неподалеку от донецкого аэропорта. Нашли их похороненными на кладбище неопознанных солдат в Днепре. Этаистория —одна из многих. Международный комитет Красного Креста ведет 650 дел пропавших без вести. По их подсчетам, всего за время боев на востоке Украины исчезло около 1500 человек.
Громадское публикует историю Юлии и Ольги.
28-летняя Юлия и 36-летняя Ольга – дочери фермеров из Первомайского Донецкой области. Село расположено рядомсПескамии донецкимаэропортом, где в 2014-м шли ожесточенные бои. Именно в ноябре 14-го их отцов похитили.
screenshot видео
Юлия тогда только родила, была в другом городе. О том, что случилось с отцом, узнала от матери.
«На территорию фермерства ворвались вооруженные люди в камуфляже», – рассказали Юлии свидетели похищения.
Всех работников нападавшие заперли в сарае. Сказали, что заминировали двери и запретили выходить. Отцов Юлии и Ольги – совладельцев хозяйства – сильно избили и вывезли в неизвестном направлении. Никаких известий о них с тех пор не было. Поэтому женщины сами занялись поисками.
«Мы писали письма и в СБУ, и в Антитеррористический центр. Два с половиной года постоянной работы, подключали всех, кто мог помочь. Мариуполь несколько раз присылал письма о том, что Узакова Сергея Файзулайовича нет в базе, а Бондаренко Владимир Викторович находится в плену», – рассказывает Юлия.
Поскольку новой информации следственные органы не предоставляли, женщины вышли на людей, которые пообещали освободить их отцов за вознаграждение. Это довольно распространенная в то время мошенническая схема иобычно, после получения денег псевдо-спасатели исчезали. Так произошло и в этот раз.
«Мы взяли в долг у всех, у кого могли, – вспоминает Юлия. – Отдали часть своих сбережений. Переслали им. Конечно, деньги ушли, а нам никто никого не вернул».
Теперь отцовской фермойуправляют дочери. Однако все, что зарабатывают, приходится отдавать за долги.
screenshot видео
В сентябре прошлого года в Первомайское приехали представители власти из Дружковки (расположена в 80 км от Донецка). Привезли фотографии с двумя найденными телами на опознание.
«Оказалось, что нашли их совсем недалеко от нас – в Карловке, в заброшенном доме», – говорит Юлия.
К тому моменту Сергея и Владимира уже похоронили на кладбище в Днепре, они были среди неопознанных солдат. Отца на фото Юлия узнала сразу. Но вместе с Ольгой они решили сделать ДНК-экспертизу, чтобы быть уверенными до конца.
Получив результаты анализов, женщины с помощью представителей Международного комитета Красного Креста перезахоронили своих отцов дома, в Первомайском.
screenshot видео
Точное количество пропавших без вести во время боев на востоке Украины назвать на данный момент невозможно. В июле этого года вице-спикер парламента и представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Ирина Геращенко озвучила цифру – 408 человек. По оценке Международного комитета Красного Креста, пропавших – около 1500 человек.
Была создана единая база ДНК пропавших без вести.
«В июле 2017 года, по результатам работы группы, мы получили 519 совпадений ДНК – более полутысячи погибших и пропавших без вести в зоне АТО идентифицированы с помощью системы ДНК-идентификации. Их семьи получили от государства поддержку и помощь», – сообщила 22 июля председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.
Также, по ее данным, в базе ДНК пропавших без вести до сих пор остается около 300 ДНК-профилей лиц, родственники которых обратились для проведения анализа. Вероятно, они живут на неподконтрольных территориях или в России.
По материалам Международного комитета Красного Креста
- Поделиться: