«Мне больше всего запомнилась очередь из людей в ее кабинет»

Сергей Соколов, заместитель главного редактора “Новой газеты”

10 лет назад, 7 октября 2006 года, в подъезде собственного дома в Москве была застрелена Анна Политковская - журналист, правозащитник, сотрудница российской Новой газеты. За эти десять лет заказчика преступления так и не нашли. Коллеги Анны, сотрудники Новой газеты, устроили в день ее гибели молчаливый видеопикет. Заместитель главного редактора “Новой газеты” Сергей Соколов рассказал “Громадскому на русском” о расследовании, которое все эти годы ведут сами журналисты.

Мы знаем что за эти 10 лет были задержаны и вынесены обвинительное приговоры организатору убийства, его исполнителям. Даже бывшему сотруднику МВД, который организовал слежку за Анной Политковской, но тем не менее не был задержан заказчик. Мы также знаем, что “Новая Газета” проводит свое собственное расследование, расскажите как оно проходит и какие результаты есть у вас?

Мы конечно же продолжаем искать собственными силами, и, понятное дело, наши возможности ограничены. У нас есть ряд своих версий, но я не готов их озвучивать публично, потому что это может помешать, это во-первых. Во-вторых, называть какие-то фамилии, не имея достаточно доказательств, - это нарушение презумпции невиновности. Наши усилия во многом ограничены, потому что, после того как была разогнана следственная группа, занимавшаяся исполнителями убийства и дело передали непонятно кому, мы больше не сотрудничаем со следствием, как это было раньше. Мы не знаем, кто ведет дело, как оно ведется, не только мы не знаем, этого не знают даже адвокаты потерпевших, которые обращаются с запросами в Следственный комитет, а их практически игнорируют. Поэтому у меня сложилось полное впечатление, что дело Анны Политковской положили на полку и заказчика искать не собираются. В этой ситуации остается работать только нам.

Сергей, хотелось бы услышать от вас, почему высшие чиновники России никак не отреагировали на годовщину смерти Анны Политковской. Если что-то было в медиа, то расскажите. Если нет, то почему?

Мне об этом тоже ничего неизвестно. Была реакция коллег, друзей, представителей глав дипломатических миссий, работающих в Москве. На нашем мероприятии присутствовали послы ряда европейских стран. От российского руководства мы не слышали ничего. Для меня это не удивительно, потому что современная российская власть считает журналистов ненужной обузой, если только они не занимаются пропагандой по государственным телеканалам. Собственно говоря, такое отношение было всегда. Ждать чего-нибудь другого было бы наивно. Тем более, фигура Анны Политковской достаточно неприятна для власть предержащих, поскольку она всегда разоблачала разные коррупционные связи и укрывательства преступлений в Чечне.

Каким образом изменилось отношение к журналистам за эти 10 лет, которые ведется расследование?

Нет она ухудшилась, причем значительно. Если раньше убивали журналистов из-за угла, тут же скрываясь, то теперь нападение на тех журналистов, которые не поддерживают курс Кремля, становится публичным. Никто не скрывается в травле журналистов из независимых СМИ. Достаточно вспомнить последний инцидент в Беслане с нашим корреспондентом Евгением Костюченко и Дианой Хачатурян, которых нагло травили и избивали прямо перед телекамерами. ГИПЕРССЫЛКА! Уровень нетерпимости таков, что страдают не только журналисты и политики, а и блогеры и люди, которые пишут комментарии в соцсетях. В этой ситуации становится работать все труднее и труднее. Тем более, что не только заказные убийства журналистов не раскрываются, но и такие наглые нападения тоже остаются безнаказанными. У всех складывается впечатление, что журналист - эта та фигура, которую можно бить, гнобить и унижать. И никому за это ничего не будет.

Сергей, вы дружили с Анной Политковской?

Мы были хорошими знакомыми. Я был ее редактором довольно долгое время, до последних дней ее жизни. Знал ее достаточно хорошо, но только в рабочих отношениях, семьями не дружили.

Расскажите, что ее отличало от других? Как она себя вела внутри коллектива?

Вы знаете, мне запомнилась больше всего очередь из людей к ней в кабинет. Потому что когда она приходила на работу (а она нечасто была в редакции из-за разъездов), то постоянно приезжали люди, которые просили ее помощи. Причем родственники не только пропавших без вести в Чечне. К ней приходили и военные, и сотрудники правоохранительных органов и силовых структур, когда понимали, что больше обратиться не к кому. Это было редкое качество журналиста, потому что, знаете, есть такая описательная журналистика – это когда написал и забыл. А есть деятельная журналистика, когда человек не забывает своего героя и продолжает прослеживать его судьбу и помогать ему чем может. Этим занималась Аня. Она могла писать про одного человека много-много раз, пока его проблема не была решена. Вот это очень редкое качество журналиста, и наши молодые сотрудники к счастью это качество переняли.

«Громадское на русском» 8 октября 2016 года
Ведущие: Екатерина Сергацкова, Алексей Тарасов
Мы рассказываем о том, что на самом деле происходит в Украине и на постсоветском пространстве. Следите за событиями!